search
main
0

Зарубежный опыт Помочь себе и другим

В современном мировом образовании сосуществуют различные подходы к развитию гражданских и правовых ценностей и установок. Они существенно обогащают представления преподавателей о средствах передачи гражданских и правовых ценностей, их организационные, методические и содержательные возможности для существенного улучшения учебных занятий, активизации деятельности учащихся и повышения качества образования.
Сторонником минималистского подхода к воспитанию является известный американский педагог Нел Ноддингс, который предлагает в процессе воспитания ретранслировать прежде всего знание и умения, позволяющие учащимся научиться не вредить самим себе и окружающему миру, проявлять необходимую заботу о себе и близких людях, предоставляя всем нуждающимся посильную помощь. Ноддингс полагает, что в процессе гражданского и правового обучения дети должны получить знание о моральной природе человека, освоить умение отделять добро от зла на примере собственного и чужого поведения и оказывать необходимую помощь себе и другим в стремлении быть нравственными. Основными методами гражданского нравственного воспитания, по мнению Ноддингса, должен стать открытый искренний диалог преподавателя с подростками, широкое использование учебных игр, моделирования, практической деятельности в процессе воспитания.
Другой подход предлагает Лоренс Колберг, популярный американский психолог, автор теории социализации нравственного поведения, который утверждает, что основной задачей гражданского и правового образования является стимулирование естественного процесса нравственного становления личности. Источником его является взаимодействие психологической и социальной составляющей личности с общественными структурами, с окружающей средой. Моральное чувство благодаря такому взаимодействию развивается, проходя на своем пути определенные стадии или этапы. Колберг выделяет три основных уровня морального развития:
1-й предтрадиционный уровень (наиболее примитивный уровень морального развития);
2-й традиционный или конформистский уровень (средний уровень морального развития);
3-й самостоятельный или принципиальный уровень (наиболее высокий уровень морального развития).
Причем каждый уровень еще включает несколько этапов становления морального чувства:
1) первому этапу соответствует ориентация личности на возможное наказание;
2) второй характеризуется наивным потребительским гедонизмом, стремлением получить удовольствие;
3) для третьего характерно желание человека поддерживать добрые отношения и получать одобрение окружающих;
4) четвертому соответствует равнение на внешний авторитет;
5) для пятого этапа важной особенностью является мораль, в основе которой лежит признание прав человека и ценности права;
6) шестому соответствует умение личности самостоятельно создавать собственные моральные принципы и их соблюдение, отождествлять себя с другими людьми, заботиться об их благе, руководствоваться в своих решениях и действиях высокими гуманистическими ценностями.
По мере того как человек взрослеет, его нравственное чувство и интеллектуальные способности изменяются и становятся более развитыми и все меньше зависят от возраста. Последнюю стадию развития морального чувства отличает умение человека отождествлять себя с другими людьми, заботиться об общем благе и руководствоваться в своем поведении высокими принципами морали. Колберг считает, что у детей следует развивать нравственные ценности высокого уровня на основе понимания комплекса причин, влияющих на их поведение. По мнению ученого, моральное воспитание стимулирует естественное развитие собственных моральных суждений ребенка, что помогает ему в дальнейшем использовать эти суждения для контроля над своим поведением и принимать решения, придерживаясь моральных принципов. Преследуя цели воспитания, преподаватель должен стремиться организовать обсуждение с учащимися мотивов морального выбора, результатом которого будет исследование различных точек зрения, создание, принятие и присвоение определенной позиции и умение действовать в соответствии с ней и принципами морали.
Колберг рекомендует широко использовать в педагогической практике работу в дискуссионных группах, моральные дилеммы, сократический диалог, особенно ту ее разновидность, которая носит название “адвокат дьявола”. В основе упомянутой разновидности сократического диалога лежит специфический прием диалогического обучения, когда преподаватель выступает в роли “адвоката дьявола”. Данная роль требует высокого педагогического мастерства и глубокого знания учебной проблемы. Преподаватель, выполняя роль “адвоката дьявола”, с помощью системы провокационных вопросов исследует моральные ценности учащихся, ставя их в условия острого морального выбора, постепенно усложняя учебное задание и ситуацию. Примером подобного приема будет следующая учебная ситуация. Преподаватель может спросить у учащихся: “На какой свет светофора следует переходить улицу?”. Обычно дети без затруднений отвечают на данный вопрос. Но преподаватель постепенно усложняет ситуацию, продолжая диалог с учащимися, он интересуется: “А если горит красный свет, и на улице движение практически отсутствует, что вы будете делать: стоять и ждать зеленого света светофора или попытаетесь пересечь улицу?” или “На противоположной стороне улицы остановился автобус, который вам крайне необходим, но горит красный свет светофора, запрещающий вам переходить дорогу. Как вы поступите в данном случае: будете ожидать зеленый свет или поспешите к автобусу, от чего зависит ваше решение?”
Теория морального становления Л. Колберга легла в основу разработки модели уклада школьной жизни, которая получила название “Школа как справедливое сообщество”. Л. Колберг утверждает, что в современном развитом обществе социальная жизнь в целом отвечает довольно высокому уровню морального развития, когда универсальные права человека поддерживаются через демократический процесс принятия решений и разрешения конфликтов. Но школьная жизнь находится на более низком уровне нравственного развития, в лучшем случае, как отмечает ученый, ориентируется на внешний авторитет и традиции. Л. Колберг предложил трансформировать учебные заведения в сообщества, в которых значительное внимание уделяется обсуждению реальных моральных ситуаций и действий, возникающих и происходящих в школе, связанных с проблемами нравственного выбора, с позиции честности, справедливости и других значимых нравственных ценностей, а затем принятия демократических решений. По мнению ученого, организация школьной жизни в соответствии с высоким моральным уровнем развития, позитивно повлияет на нравственное становление как отдельных учащихся, так и всего школьного сообщества.
Критики Колберга подвергают сомнению использование моральных дилемм на учебных занятиях, так как считают, что они зачастую далеки от реальности, а проблемы, которые обсуждаются, нетипичны и редко встречаются в жизни учащихся. В психологии в настоящее время появилось устойчивое мнение, что женщины имеют отличные от мужчин методы морального размышления и нравственной оценки, чему Колберг не уделяет внимания в своей теории.
В основе подхода Сидни Саймона, оригинального американского педагога-новатора, лежит убеждение, что учащихся следует научить прежде всего исследовать собственные моральные ценности, прояснять их, откровенно и искренно говорить о них и обсуждать, даже если эти ценности отличаются от общепринятых норм или идут вразрез с ними. Данный подход к воспитанию получил название прояснение ценностей, и направлен он на исследование моральных принципов, нравственных ценностей человека и прояснение их. Преподаватель на учебном занятии организовывает аналитическое и эмоциональное исследование внутреннего мира учащихся, что позволяет выяснить установки, ценности, отношения учащихся и помогает им понять мотивы их поведения. Для прояснения ценностей Саймон предлагает использовать различные оригинальные упражнения, созданные им, которые он назвал эмоциональными и образными размышлениями или упражнениями на самоанализ и экстремальные ситуации. Содержанием данных упражнений являются моральные проблемы, которые ставят учащихся перед непростым нравственным выбором.
При решении подобных упражнений задачей учащихся будет являться поиск выхода из сложной ситуации и анализ собственного отношения к ней. Примерами упражнений на аналитическое и эмоциональное исследование внутренних моральных ценностей человека будут являться задания, требующие написания эссе на значимые для учащихся темы: “Самый важный день в твоей жизни”, “Человек, который оказал на тебя самое значительное влияние”, “Что такое справедливость?” или даже использование в учебной деятельности упражнения, которое требует написания собственного некролога. Задания на разрешение экстремальных ситуаций или острых социальных проблем, также помогают учащимся разобраться с собственными ценностями и осознать их. Например, ученый предлагает попробовать с группой учащихся разрешить следующую экстремальную ситуацию. Данное упражнение носит название “Землетрясение”. Учащиеся получают следующее задание: ваша группа находится в опасном положении, надвигается землетрясение, которое может произойти в любой момент и разрушить здание, в котором находится ваша группа. В здании, в котором находятся учащиеся, существует только один выход, которым они могут воспользоваться. Для того чтобы паника не помешала учащимся покинуть здание, они должны организовать свой экстренный выход из здания и составить список очередности выхода участников группы.
После составления списка проходит его обсуждение, которое помогает выявить ценности участников группы, отраженные в порядке выхода участников группы из опасного места.
Идеи и предложения Саймона подвергаются резкой критике со стороны оппонентов, которые утверждают, что данный подход не направлен на передачу положительных ценностей, не избавляет учащихся от негативных установок, не помогает корректировать поведение ребенка, а только констатирует наличие определенных моральных качеств, что явно недостаточно, тем более что данный подход подразумевает, что моральные ценности имеют относительный характер, а не абсолютный. Другие критики обвиняют Саймона в том, что его подход является вмешательством в личную жизнь человека, и этого допускать нельзя.
В последнее время одним из самых популярных подходов к правовому воспитанию является социальное участие учащихся через действие, или активность, которое направлено на развитие социальной инициативы детей в русле их моральных ценностей и гражданских установок. Данный подход к гражданскому и правовому воспитанию получил название социальное проектирование. Преподаватели, используя метод проектов, вовлекают учащихся в общественно полезную деятельность и организуют участие учащихся в социальной жизни учебного заведения и местного сообщества.
Проблемой данного подхода является социальный конфликт ценностей, который может стать серьезным препятствием на пути реализации идей учащихся в учебном заведении и местном сообществе. Некоторые идеи и мероприятия в рамках проектной деятельности учащихся могут вступить в конфликт с существующими массовыми представлениями или интересами учебного заведения и местного сообщества. Например, если дети захотят обеспечить защиту редких видов флоры и фауны, которые обитают вдали от места проживания детей, то проблем не возникнет; но если они пожелают охранять редкие местные виды представителей животного и растительного мира, то подобный проект может затронуть благосостояние их родителей и вызвать острый конфликт с местной общиной и их работодателем.
Последний подход, традиционный для нашей страны, в недалеком прошлом носил название индоктринации. Индоктринация имеет место тогда, когда преподаватель, воздействуя на сознание учащихся и формируя их гражданские и правовые ценности, ограничивает их возможности и/или запрещает исследовать, анализировать информацию, проблемы, идеи, которые лежат в основе изучаемого учебного материала. Данный метод направлен на воспитание учащихся в строго заданном запроектированном направлении и передачу определенных политических ценностей. Индоктринация игнорирует естественное развитие человека и навязывает ему определенные идеологические ценности и установки.
Однако сложность современного гражданского и правового воспитания и обучения заключается в том, что оно содержит в себе значительные элементы индоктринации, так как целью гражданского и правового воспитания является не только объяснение и понимание определенных гражданских и правовых ценностей и установок, но и освоение и передача их учащимся.
Несомненно, что проблема передачи гражданских и правовых ценностей одна из самых сложных в современном образовании. Поэтому изучение известных подходов помогает увидеть противоречия, существующие в гражданском образовании, что позволяет наметить некоторые пути их преодоления.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте