Тридцать школьных учителей России, ставших победителями всех трех туров российско-американского конкурса 2001-2002 года преподавателей английского языка и американистики, приняли участие в семинаре в США, организованном Американскими советами по международному образованию (ТЕА) в сотрудничестве с Министерством образования РФ и “Учительской газетой” с 15 июня по 9 августа. На всю эту программу государственный департамент США выделил 1 млн. долларов. В Москве вместе с финалистами аналогичного конкурса, учителями ближнего зарубежья, 14 июня мы были приглашены на прием в посольство США, где американский посол господин Александр Вершбоу сердечно поздравил нас и вручил дипломы победителей.
В американской столице нас ожидал дружеский прием со стороны руководства ТЕА. В течение недели нам читали лекции о системе образования в Америке, после чего мы провели полтора месяца в столице Южной Каролины г. Колумбия, где участвовали в семинаре на базе местного университета, недавно отметившего свое 200-летие. Занятия проводились в форме фундаментальных и мастер-классов и чтения лекций. Кроме того, мы повышали квалификацию в области пользования компьютерами и интернетом. В Колумбии у нас была содержательная беседа с сенатором штата г-ном Уорреном Гизе, возглавляющим комитет по вопросам образования. Мы имели ряд интереснейших дискуссий с педагогами университета и учителями школ. Организация семинара была безукоризненной. Мы постоянно находились под опекой руководства ТЕА и ведущего сотрудника бюро образования и культуры госдепартамента Рэндольфа Биггерса.
Особый интерес для нас представляли практические занятия, на которых мы обменивались опытом и рассматривали такие проблемы, как обучение школьников граждановедению и аналитическому мышлению. Интересны и полезны были такие лекции, как американская литература ХХ века, отношения между школой и общественностью. Поразительно необычной нам показалась театрализованная лекция профессора Эда Бердслея, имитировавшего покойного президента США Франклина Д. Рузвельта. Профессор досконально изучил литературу и кинохронику о жизни и деятельности президента и удивительно подражал его голосу и жестам. Было интересно смотреть, как он, имитируя Рузвельта, сидел в инвалидной коляске и, изредка приподнимаясь на костыли, говорил о прошлом, настоящем и будущем своей страны. На вопрос пишущего эти строки, решился бы он отдать приказ сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, если бы скоропостижно не скончался и остался президентом осенью 1945 г., профессор, подумав, ответил: “Может быть, да”.
Большое впечатление на нас произвели разговоры с подростками, находящимися в исправительной колонии Южной Каролины. Нам показалось, что все они полны решимости встать на путь исправления по истечении срока наказания, настолько продуктивна учебно-воспитательная работа в этом учреждении. Значительное внимание участников семинара привлекли выступления наших коллег, школьных учителей штата. Например, Дэвид Чедуэл, работающий в школе, как ни странно состоящей из одних шестых классов, посвятил нас в свой “цивилизационный метод” обучения ребят мировой истории. В течение всего учебного года каждый из его учеников изучает весь комплекс проблем, связанных с одной из цивилизаций мира, например, Великую китайскую стену и соответствующую эпоху истории Китая, или египетские пирамиды и эпоху фараонов, или какие-либо современные цивилизации. Для этого курса он разработал программу обучения 92 мировым цивилизациям, а в наступившем учебном году доводит их число до 115, в том числе ряд из них находится на нынешней территории нашей страны.
Мы позавидовали обеспеченности посещенных нами американских школ самым современным оборудованием, включая многочисленные компьютеры. Интересно было ознакомиться с опытом школы второй ступени Дюваль в городке Ленхэм штата Мэриленд. Эта школа установила деловые контакты с лабораториями НАСА и рядом других учреждений, и учащиеся и педагоги школы в сотрудничестве с ними взялись за проектирование и конструирование летательных модулей для запуска в них тараканов и икры креветок и проверки их жизнедеятельности в условиях микрогравитации.
Мы имели возможность утвердиться в своем мнении о том, что США – страна развитой демократии. Об этом свидетельствовали раскованность людей, толерантное отношение к представителям расовых и национальных меньшинств, взаимоотношения между учащимися и педагогами. Вместе с тем мы наблюдали и “родимые пятна” былой расовой сегрегации, и чрезмерную фривольность поведения студентов. Нам понравились богатые библиотеки с очень удобным доступом к книгам и компьютерам, чистые и достаточно комфортабельные университетские общежития, работа властей по охране окружающей среды (в парках и скверах Колумбии живут тысячи белок, масса певчих птиц, цветут субтропические мирты и олеандры). Автору этих строк вместе с коллегой Андреем из Йошкар-Олы довелось посетить близлежащий национальный парк Конгари, устроенный на территории болотистой поймы одноименной реки, где растут огромные 50-метровые сосны вида loblolly и обитают различные животные и птицы. Через весь парк на протяжении многих километров над болотами проложен деревянный помост, с которого посетители могут наблюдать флору и фауну.
В конце нашего пребывания в Колумбии состоялась трехдневная конференция, посвященная межкультурному обмену опытом педагогов. В ней помимо россиян приняли участие 30 лучших учителей США, а также коллеги из бывших советских республик, семинарские занятия которых проходили на базе университетов ряда других штатов.
Конференция имела большой успех благодаря хорошей организации и содержательным выступлениям участников, рассказывавших о своих новаторских подходах к обучению школьников. В перерывах между заседаниями можно было ознакомиться со стендами, подготовленными участниками с целью представления информации о своих школах, городах и странах. Стенд автора этих строк представлял его школу, смежный с ней историко-архитектурный заповедник “Коломенское” и Москву, а его выступление на конференции было посвящено обучению школьников толерантности.
Мы установили дружеские связи с учителями принимающей стороны и стран нашего ближнего зарубежья. Странно, что нам пришлось ехать в далекую Америку для того, чтобы подружиться с коллегами стран, расположенных совсем близко от России.
В рамках предложенной нам культурной программы мы имели возможность посетить столицу Джорджии г. Атланту, где побывали в штаб-квартире Си-эн-эн и доме-музее Маргарет Митчел, автора знаменитой книги “Унесенные ветром”, а также г. Чарльстон на берегу Атлантического океана. Жители этого города отличились в войне за независимость в ХVIII в. и гражданской войне в ХIХ в. Мы посетили исторический город-музей под открытым небом Уильямсбург в штате Вирджиния, где все устроено так, как было в нем 200 лет назад. Нас пригласили на “фестиваль персиков” в городке Гилберт в Южной Каролине (персик – фруктовый символ штата) и на бейсбольный матч в Форт-Джексоне, посвященный Дню независимости США 4 июля. Объявление о том, что на матче присутствуют российские учителя, было встречено оглушительной овацией болельщиков. Кстати, нас награждали аплодисментами даже в американских церквях, которые мы посещали. Вообще мы отметили, что отношение к россиянам в США резко изменилось в лучшую сторону после известных событий 11 сентября 2001 г. Видимо, там все больше начинают понимать, с кем им стоит дружить и против кого враждовать.
В заключение пребывания в Америке мы провели несколько дней в Нью-Йорке и затем вновь в американской столице. Наши хозяева и коллеги из стран нашего ближнего зарубежья прощались с нами со слезами на глазах. Мы действительно по-настоящему подружились. Хочется надеяться, что такие встречи послужат еще большему укреплению дружбы между Россией и США.
Евгений ШЕРР
Комментарии