search
main
0

Зарубежный опыт Из истории международных проектов в области образования

Три года назад творческая группа учителей новосибирской гимназии N 2 под руководством ее директора Ирины Михно подготовила международный проект “Согласование российского гимназического стандарта и американского стандарта в области общественных дисциплин”. Он был тепло принят фондом “Евразия” и стал дипломантом первого Всероссийского конкурса, проводившегося под патронажем г-на Даниэля Таршиса, генерального секретаря Совета Европы, под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и при активной поддержке Министерства образования РФ. Генеральным информационным спонсором конкурса выступила “Учительская газета”.
На конкурс было представлено 247 коллективных и индивидуальных проектов из 49 регионов – субъектов России, в нем приняли участие более 1600 авторов. Общее количество награжденных составило 49 человек.
Одновременно начал внедряться проект “Много дорог – цель одна”. Он был направлен на достижение международного взаимопонимания школьников с помощью современных коммуникативных технологий и предусматривал создание условий для общения учащихся старших классов гимназии со сверстниками за границей через интернет.
С помощью кандидата педагогических наук Виктора Гаргая был составлен план “Международное сотрудничество школ посредством использования новых информационных технологий”. Реализацией проекта занялись учителя: иностранного языка Надежда Котельникова, истории и обществознания – Ольга Анцупова и Елена Тихонова. Координатором проекта с российской стороны стал я. С помощью координатора проекта с американской стороны Дианы Миднесс из Университета Северной Каролины была найдена в США школа-партнер – West Craven High School. С американской стороны проектом занялся молодой и энергичный учитель истории и граждановедения этой школы Тодд МакМиллен.
В гимназии и в американской школе были сформированы группы учащихся по 10 человек с каждой стороны, определен круг проблемных вопросов для обсуждения, установлена периодичность контактов, форма отчетности, и началась непосредственная работа.
Будучи в Соединенных Штатах Америки по программе “Партнерство в образовании”, предоставившей мне возможность посетить школу-партнера в Северной Каролине, я смог увидеть воочию механизм этой деятельности и с американской стороны. Нужно было видеть, как американские ученики радовались письмам, полученным от наших ребят, и как серьезно обсуждались в классе затрагиваемые в переписке проблемы и вопросы.
Кабинет истории Тодда МакМиллена соответствующим образом оформлен: половина наглядных пособий на стенах класса посвящена США, а другая половина – России. Особое место выделено для материалов, отправляемых в гимназию и получаемых из нее. Здесь можно познакомиться с посланиями как американских, так и новосибирских школьников. Для учащихся, работающих в проекте, увеличена доля учебного времени, отведенного на изучение истории России в курсе “Мировая история”.
Проекту посвящалась специальная страничка в интернете. Информация о нем появилась на страничке самой школы и персональной странице американского координатора проекта. Финансовые трудности нашей страны не позволили иметь то же самое у нас.
Непосредственные контакты учащихся способствуют росту интереса к изучению как общественных дисциплин, так и иностранного языка. Ученики и координаторы проекта обретают навыки межкультурного диалога, видеть специфическое и общее в различных культурах и в конечном итоге взаимодействовать в условиях поликультурного мира. Проект способствует установлению личностных контактов между американскими и новосибирскими детьми. Участие в проекте учителей иностранного языка позволяет формировать единое поле гражданского образования в масштабах учебного заведения и создавать притягательный пример для учителей других специальностей. При дальнейшем его развитии мы должны были выйти на взаимные контакты между классами, школами, семьями.
Значимость наших наработок серьезно возросла в связи с возможностями, открывшимися перед нашими педагогами – участниками программы “Партнеры в образовании”. Именно она позволила включить в проект школы штата Вирджиния.

У истоков программы
“Партнеры в образовании” – сравнительно новая программа, которая проводится в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и США. Она разработана Информационным агентством США (ЮСИА) и реализуется четыре года. Финансируется правительством Соединенных Штатов в рамках “Акта в поддержку свободы” и направлена на активизацию гражданского образования в учебных заведениях России.
В первый год от Сибири в ней участвовали учителя школ из Красноярского края, следующей была группа из десяти педагогов Новосибирской области.
К участию в программе допускались преподаватели обществоведческого цикла и администраторы средних школ.
В большинстве своем в группе оказались учителя английского языка. Собственно историков было всего двое.
Программа предполагала предварительный этап, в ходе которого претенденты в индивидуальном порядке писали резюме, проходили собеседования, сдавали экзамены и оформляли необходимые для поездки за границу документы. Всей этой работой по поручению Информационного агентства Соединенных Штатов Америки, не имеющего разветвленной организационной инфраструктуры в России, занимались сотрудники Американских советов преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) в Новосибирске, в Москве и в Вашингтоне.
Конкурс проводился в три этапа. На первом представленные анкеты оценивались комитетом специалистов в области образования непосредственно в Вашингтоне. На втором – обрабатывалась дополнительная информация по предварительно отобранным кандидатурам. На третьем проводились короткое собеседование и тест по английскому языку.
Финальное собеседование в России проводили совместно представитель США и отделения АСПРЯЛ в Новосибирске. Оно проходило на английском языке.

Привет, Америка!
Основательность проведенной в Новосибирске подготовительной работы обусловила отсутствие какой-либо специальной деятельности в этом направлении в Москве. Здесь мы практически только совершили пересадку с самолета авиакомпании “Сибирь” на авиалайнер компании “Дельта”. Уже здесь почувствовалось несоответствие американской действительности и “ненавязчивой” отечественной рекламы, убеждающей россиян со щитов на улицах: “Marllboro – 100% Америка”. Пассажиров вежливо предупредили, что они находятся на территории США, что курить на протяжении всего полета не разрешается. Через десять с половиной часов после вылета из Москвы наш самолет благополучно приземлился в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке. Вид побережья и панорама города с высоты птичьего полета завораживала. Правда, не было никакой возможности познакомиться с городом поближе, ибо мы пробыли в Нью-Йорке всего около часа и вылетели в Вашингтон.
Столичный аэропорт Рейгана встретил нас достаточно теплой, но пасмурной погодой. Наряду с упакованными в полиэтиленовую пленку пальмами, нас встречали зеленые ветки деревьев, огромные цветущие анютины глазки и нарциссы…
Организаторы программы оказались молодыми, энергичными, коммуникабельными людьми и хорошими профессионалами.
Программа предусматривала, что первую неделю и три дня последней мы должны были жить и работать в Вашингтоне. Разместились в комфортабельных номерах уютного отеля “Embassy suits” в самом центре американской столицы. Внутреннюю часть здания гостиницы занимает чудесный зимний сад с вечнозелеными растениями, цветами, фонтанами и водопадами. Вверх-вниз постоянно снуют скоростные бесшумные стеклянные кабины лифтов. К услугам гостей – плавательный бассейн, сауна, тренажерный зал, почта, ресторан, бар, рабочие помещения…
В номере гостиницы состоялось и первое непосредственное знакомство с американским телевидением. Количество каналов никого не удивляло: об этом достаточно много писала наша пресса. Что удивляло после российской свободы средств массовой информации, так это полное отсутствие на открытых каналах излюбленных на российском телевидении фильмов с морем крови, ураганом стрельбы и половодьем насилия. Как-то не проявлялись и так называемые эротические фильмы. Зато был особый канал, передающий только сводки погоды, другой, занимающийся только образовательными программами, целый ряд спортивных каналов и т.п. Даже закралось ужасное подозрение: не ужасная ли цензура нашей Государственной Думы в полной мере проявилась в Америке?
Несмотря на некоторые капризы американской погоды, нам достаточно хорошо показали основные достопримечательности американской столицы. Мы посетили Белый дом, Капитолий (где встречались с конгрессменом от штата Вирджиния Овэном Пиккетом), Библиотеку Конгресса и ее русский зал, Верховный суд, мемориалы Вашингтона, Линкольна, Рузвельта, музеи – аэрокосмический и искусств, природы и американской истории, здание старой почты, культурный центр им.Д.Кеннеди, национальный институт географии и географическое общество и т.д.
Сама же содержательная работа велась в центральном офисе Американских советов преподавателей русского языка и литературы, в его уютных и функциональных рабочих помещениях с трансформирующимися стенами, кондиционерами и массой полезной аппаратуры и оргтехники, превращающей рутинную работу в увлекательное и интересное общение.
Перед участниками программы выступили директор отдела академических программ Информационного агентства США доктор Кейт Джиджер, начальник службы обменов учителями по программе Фулбрайта ЮСИА Дж.Хоффман, координатор программы Дженнифер Церил.
Нашему вниманию были представлены выступления и лекции президента Американских советов учителей русского языка профессора Дэна Дэвидсона на тему “Сотрудничество и обмены в области образования между США и бывшими советскими республиками: межкультурное взаимодействие”, специалиста по образовательным стандартам Нэнси Пауэлл на тему “Управление американскими школами”.
Весь день заняла творческая мастерская профессора политических наук доктора Стефена Шехтера, полностью посвященная проблемам, определениям, стандартам и методам гражданского образования. В постоянном контакте с группой был директор программы Кевин Спенсли. Позже были проведены творческие и рабочие мастерские по критическому мышлению.
В Вашингтоне собирались все участники программы. В ней принимали участие еще три группы, по десять человек каждая, из Москвы, из Московской области и с Украины. Потом каждая из групп продолжала работу по автономной программе. Группа из Москвы улетела в Южный Иллинойс (ее принимал университет Карбондейла), из Московской области – в Северную Каролину (ее принимал университет Шарлотт в Северной Каролине), а украинцы – в Айову. Нам предстояло работать в Вирджинии, в трех часах езды от столицы, поэтому наша группа отправилась туда на двух автомобилях. Принимал нас Старый доминиальный университет (Old Dominion University).
Об американских дорогах написано много, но практическая езда по ним убеждает намного лучше, чем самые красивые описания. Думалось, что автомобильная поездка поможет ближе познакомиться с “глубинкой” Америки, но этим ожиданиям не суждено было сбыться в полной мере. Магистраль пряталась то в лесах, то за специальными антишумовыми стенами, то просто змеилась по лощине.
В Вирджинии-Бич на Атлантическое побережье мы приехали засветло и, расселившись в прибрежном мотеле “Colonial Inn”, смогли вволю налюбоваться штормящим океаном. В живой, дышащей громадине океана чувствовалась недюжинная сила. Розовые в закатных отблесках языки волн без устали пытались слизнуть пятидесятиметровую прибрежную полоску песка, в отсутствие наплыва туристов и купальщиков, сохраняющего свой естественный вид.
Февраль – мертвый сезон на побережье, поэтому город располагал к себе широкими, чистыми и безлюдными улицами, улочками и переулками. Как-то сама собой поблекла российская реклама многоэтажной Америки. Пока доводилось видеть в основном одно-, двух- да трехэтажные дома. И эти домики оборачивались то ресторанчиками или закусочными, то подарочными магазинчиками или мотелями, но каждый из них был красив и интересен по-своему.
Редкие прохожие и хозяева магазинчиков заинтересованно поглядывали на непонятных людей, прогуливающихся среди зимы в пиджаках. Любопытство порой брало верх, и начиналось знакомство. Когда же узнавали, что собеседник из Сибири, восторгам и удивлению не было предела. Наслышанные о лютых холодах и рукотворных бедах в России, особенно заботливые предлагали работу.
Так, по ходу программы осуществлялась теоретическая подготовка ее участников по вопросам структуры системы образования в США, национальных стандартов, смысла гражданского образования, обеспечивалось зрительное и чувственное восприятие институтов этих систем и налаживалось межличностное взаимодействие участников программы с американцами, официальными лицами и рядовыми гражданами, взрослыми и детьми.
Нашей группе в известном смысле повезло с выбором штата. Один из южноатлантических штатов, Виржиния, расположен на Атлантическом побережье и избалован теплым климатом. Если другие группы смогли видеть необычную для этого времени американскую снежную пургу, то мы с ней не встретились. Лишь однажды, когда мы выезжали в Шарлотсвиль, чтобы посетить в горах усадьбы трех первых американских президентов, неожиданно выпал снег. Несмотря на то, что он не мог даже припорошить землю, все школы закрылись, и автомобильное движение резко сократилось.
В Вирджинии мы работали двумя группами: пять человек в Вильямсбурге и столько же – в Вирджинии-Бич. Через две недели менялись местами. На уик-энды обе группы собирались вместе и посещали исторические места, связанные с колонизацией Американского континента, войной за независимость, гражданской войной или государственным строительством.
Во многих местах воссоздана историческая обстановка того времени, когда начиналось освоение колоний европейцами. Воссозданы быт, традиции, разыгрываются театрализованные представления для туристов и учащихся. Все это позволяет через чувственное восприятие прикоснуться к историческим корням народа, сохранить уважение к завоеваниям предков и сохранить преемственность поколений. Эта идеологическая деятельность, естественно, требует громадных затрат, и в Америке на них не скупятся.
Особый разговор – об американских музеях. Мы посетили их великое множество. Они помогли понять специфику американского образования. В музеях всегда много народу. Здесь и дети, и школьники, и взрослые. Практически нет табличек “Не трогать”. Все можно потрогать, попробовать. В одном зале группа учеников изучает устройство парусников, просматривает видеофильм, распечатывает на принтере чертежи каркаса. В другом – маленькие ребятишки на специальной установке моделируют цунами. В третьем – стайка детей слушает предания старого вождя индейцев, удобно расположившись на меховых ковриках подле вигвама. В четвертом – сидя на ковре-карте мира без обеих Америк, школьники слушают рассказ об открытии Америки, передают из рук в руки китайский компас, секстант, восточные пряности и еще массу вещей, о которых мы в свое время только читали и поэтому никак не могли соотнести свои знания с конкретным физическим экспонатом.
Таким образом, музеи являются как бы продолжением класса, где учащиеся собирают материалы для своих рефератов, докладов, проектов. При кажущейся расточительности на содержание музеев это не так. Попытка воссоздать в каком-то приближении все, что есть в музеях, в школах, даже лучших школах, потребовала бы гораздо больших средств и не дала бы положительного результата, в значительной мере омертвив их. Так же удается весьма эффективно использовать возможности музеев, выставочных залов и т.п. Такой алгоритм работы мог бы быть успешно использован и в нашем городе, причем без дополнительных затрат: образование приобрело бы практическую направленность и некогда разрозненные ведомства заработали бы на одну идею – создание единого пространства гражданского образования.
Особого разговора заслуживают американские школы. Общее руководство осуществляется из столицы штата, Ричмонда, небольшого городка, находящегося в часе езды от Вильямсбурга. Именно здесь расположено 21-этажное здание управления образования штата, куда сходятся основные нити управления. Практически же школами занимаются местные органы, рассматривающие и утверждающие бюджеты на их содержание.
Система государственных школ включает в себя три компонента: начальную, среднюю, высшую. Все они самостоятельны и расположены в отдельных зданиях. Таким образом, ученик за время своей учебы как минимум должен сменить три.
Как правило, школа имеет значительное свободное пространство вокруг собственного здания. На нем располагаются автомобильные стоянки, спортивные сооружения, мастерские, теплицы и т.п. На границе этой территории установлен щит с надписью “Территория, свободная от табака и наркотиков”. Это означает, что не только использование, но и провоз, и нахождение данной продукции здесь является незаконным деянием и преследуется по закону. Школьная администрация в этом вопросе работает скоординированно как с органами управления штата, так и с полицией.
Мы знакомились с государственными образовательными учреждениями. Все они представляли собой внушительные комплексы, рассчитанные на 1-2,5 тысячи учащихся. Здания, как правило, представляют собой одно- или двухэтажные строения с внутренними двориками и переходами. Есть центральный и ряд резервных входов. Попадаешь в здание через службу безопасности, работники которой выгодно отличаются по технической оснащенности от охранников в российских школах.
Всякий посетитель должен иметь специальный бейдж с надписью “Визитер” или свою официальную визитку с фотографией. Отсутствие этого визуального знака у взрослого – достаточная причина для его удаления из помещения или передачи в офис службы безопасности.
Система безопасности в американских школах может быть особым предметом разговора. По обе стороны широких коридоров размещаются двери в классные комнаты. Нормальное состояние этих дверей закрытое. Причем в этом состоянии дверь свободно открывается изнутри класса, и вы через узкую вертикальную полосу стекла в двери можете видеть, что происходит в коридоре за дверью. Любая попытка самостоятельно открыть дверь снаружи (например, опоздавшим учеником) окажется безуспешной: дверь заблокирована. Небольшие окна в классных комнатах открываются таким образом, что в образовавшуюся щель не может пройти даже голова ребенка.
В современных школах предусмотрены специальные выдвижные или опускаемые стены, отсекающие часть коридора. В случае появления подозрительного субъекта в таком коридоре он может быть заблокирован в нем, как в мышеловке. Регулярно проводятся учения на случай появления террориста в здании. Недавний случай расстрела учащихся в школе Оклахомы говорит, что экстраординарные меры безопасности имеют под собой реальную причину.
Знакомство со школой позволяет составить представление о том внимании, которое уделяется в Соединенных Штатах идеологии. На этом особенно интересно остановиться, если вспомнить, как в наших средствах массовой информации культивируется идея отказа от нее. Перед каждой школой расположены два флагштока: один для национального флага, другой для флага штата. В дни национального траура приспускается первый и второй, в дни штатного траура приспускается только второй. Каждый день начинается со своеобразной молитвы-клятвы верности Соединенным Штатам, после которой следует минута молчания и наступает рабочее время. В каждой классной комнате с одной стороны центральной классной доски расположен флаг США, с другой стороны – флаг штата.
Классные комнаты по размерам не отличаются от наших. Правда, в случае необходимости за счет трансформирующихся стен до четырех комнат могут быть объединены в одно большое помещение. Классные комнаты оснащены функциональной школьной мебелью. Это – индивидуальное место ученика: стул и стол из пластика и металла с регулируемой высотой. Это позволяет для всех классов школы использовать один тип мебели и лишь регулировать ее по высоте в зависимости от роста ребенка. Стулья бывают двух типов: на роликах и без них. Чаще используются вторые. Первые в основном используют преподаватели и их ассистенты.
Классы хорошо оборудованы оргтехникой. Доски обычно располагаются на двух, а иногда и на трех стенах. Есть доски, позволяющие писать на них мелом, есть для работы с маркерами. Наличие нескольких досок позволяет без особых усилий разбивать класс на три группы. Каждая доска оборудована рулонными экранами и географическими картами. В верхней части предусмотрены специальные прищепки, позволяющие крепить экспонируемые материалы и перемещать их справа налево и обратно.
В каждом классе оборудованы две зоны для преподавателя и его ассистента. Занятия они ведут вместе, но каждый имеет свою функцию. Рабочее место оснащается компьютером, необходимыми стандартами по предмету, книгой для учителя, учебником для ученика, набором дидактических и раздаточных материалов, аудио-, видео- и компьютерными кассетами, дискетами и дисками, тестами.
Вся школа оборудована громкой связью, и информация идет в течение всего рабочего времени. Через эту систему вызывают преподавателей, учеников, объявляют перерывы между уроками, время обеда и т.п. Система позволяет в диспетчерском пункте слышать, что происходит в той или иной классной комнате…
Последние несколько дней в Вашингтоне были посвящены разработке и презентации группового проекта. Название его родилось само собой. Поскольку группа работала в южноатлантическом штате и на нас сильнейшее впечатление произвел Атлантический океан, разногласий не было, когда появилось предложение назвать итоговый проект “Океан идей”. Это была, по сути, наша первая попытка интегрировать интересы и усилия всех членов группы. Правда, тогда еще сильно проявлялся индивидуализм каждого, и не случайно волны нашего “океана” бежали в разных направлениях. Вместе с тем фиксация интересов уже сама по себе создавала довольно прочную основу будущей совместной работы в Сибири.

Международные связи сибирских педагогов
По возвращении в Россию нам предстояло осмыслить свое пребывание в Америке, ревизовать полученные знания и привезенные материалы (а их оказалось достаточно много) и решить, что же делать дальше. Так возникла идея провести конференцию по вопросам гражданского образования.
На базе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках российско-американской программы “Партнерство в образовании” в целях обмена опытом работы провели международную научно-практическую конференцию “Гражданское образование: состояние, проблемы, перспективы”.
Организацией ее занимались выпускники программы “Партнеры в образовании”. В конференции приняли участие работники органов управления образованием, руководители, учителя, преподаватели, методисты и воспитатели образовательных учреждений, члены общественных некоммерческих организаций и другие заинтересованные лица. На пленарных и секционных заседаниях были обсуждены следующие вопросы: концепция гражданского образования школьников в Сибири, формы и методы организации гражданского образования в школе, формы и методы использования компьютера и информационно-ресурсного центра в организации гражданского образования школьников, современные формы и методы преподавания гуманитарных дисциплин в школе.
На наш взгляд, гражданское образование целесообразно строить по таким приоритетным направлениям. Первое – изучение законов развития общества на базе свободного доступа граждан к объективной информации о его функционировании. Здесь можно использовать знания детьми законов функционирования и развития своей собственной детской группы, класса, детского общественного формирования, школы.
Второе – организация учебно-познавательного процесса в результирующей части должна быть устремлена к наработке конкурирующих программ разрешения выявленных проблем. Само разрешение должно проводиться в определенной последовательности с просчетом как сиюминутных, так и отдаленных последствий от использования той или иной программы разрешения проблемы. Такая технология организации учебного процесса, как мы полагаем, приведет учащихся к пониманию того, что собственное представление есть необязательно им самим найденный вариант решения обсуждаемой проблемы, но он есть наиболее правильный из предложенных и им принятый в этом качестве.

Виктор ВАРЮЩЕНКО,
выпускник программы
“Партнерство в образовании”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте