search
main
0

Зарубежный опыт Гражданами не рождаются

Еще в 50-х годах двадцатого столетия в США был поставлен вопрос о введении специальной дисциплины, призванной сформировать гражданские и политические навыки у молодого поколения, воспитать человека, способного жить в многорасовом обществе. В 60-х годах начинается издание специальной учебной литературы для средней школы, возникают первые центры граждановедения. Сегодня в США сложилась целая сеть подобных центров, выпускающих научные, учебные и методические книги для средней и высшей школы.
А реализация проекта “CIVITAS” позволила издать энциклопедический справочник под одноименным названием, который вобрал все необходимые учителю сведения по политологии, праву, истории, религиоведению, культуре, определил цели и задачи тем, круг основных понятий, приемы, с помощью которых должна быть достигнута цель урока.
Шесть лет назад утверждены и опубликованы “Национальные стандарты по граждановедению и управлению”. Заслуживают внимания учебники для разных уровней школы. Эта литература, безусловно, представляет большой интерес для российского педагога, политолога, историка, так как дает конкретные знания в области демократии и определенную методику их изложения.
Американское граждановедение сложилось в законченную систему, где есть методика преподавания с ее акцентом на групповые формы работы в классе, во время которой дети должны научиться принимать согласованные решения, приходить к консенсусу. Конечная цель такой формы организации урока – выработать терпимость (толерантность) к чужому мнению, привить культуру диалога, уметь находить компромиссное решение, приобрести навыки бесконфликтного, но при этом продуктивного общения.
Американские учителя и преподаватели университетов, педагогических колледжей весьма критично оценивают состояние своей средней школы как “ужасная школа”, и в то же время говорят о граждановедении как о “гордости американской школы образования”. И это действительно так.
Однако недостатком курса, с точки зрения российского учителя, является сильный акцент на политические, юридические аспекты, в результате чего внутренний мир человека, его моральные и этические проблемы не получают должного освещения.
Нужно заметить, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, где универсальные (европейские) политические ценности занимают первостепенное место, они органически дополняются национальными, так как сохраняют черты традиционной культуры общества. Не потому ли наиболее известные футурологи, в том числе американцы Френсис Фукияма, Пол Кеннеди, Самюэль Хантингтон, уже не связывают будущее мира, исключительно американской моделью гражданской политической культуры.
Более того, некоторые полагают, что она (американская модель) исчерпала свой потенциал развития, что в ХХI веке будут господствовать японская или южно-корейская, сингапурская модели гражданского и политического устройства, в которых преодолены противоречия между сухим юридическим и теплым морально-нравственным содержанием, между универсальным и национальным началами.
Однако это всего лишь гипотетические предположения. В нынешней реальности наиболее продвинутая модель обучения и воспитания гражданина – американская.
Вот уже несколько лет не смолкает полемика о том, прилично или неприлично, полезно или вредно для нашей великой страны заимствовать иноземный опыт, в том числе и тот, который относится к гражданскому образованию. Большинство ученых, педагогов утверждают, что чужое всегда интересно, если оно ново и разумно. Зачем изобретать велосипед, если он уже есть. Его можно только совершенствовать. Русский историк Николай Карамзин написал: “Что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то мое, ибо я человек”. Французский философ Вольтер высказался так: “Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем больше я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными и из других недр”.
Американский опыт очень любопытен, что-то можно позаимствовать, если оно ложится на российскую почву, а что-то и нет, потому что противоречит нашим национальным традициям, обычаям, привычкам. Наталия Воскресенская, один из ведущих специалистов российского гражданского образования, пишет, что с самого начала Америка была тем, что поэт Уолт Уитман назвал “нация наций”. Еще в начале ХIХ века Конгресс установил пятилетний срок для того, чтобы иммигранты усвоили идеалы страны и стали гражданами.
Американцы любят свою страну. Законопослушный гражданин США поет гимн, положив руку на сердце. “Страна контрастов”, страна небоскребов, статуи Свободы и с недавнего времени Брайтон-Бич – именно такой стереотип сложился об Америке. Люди в Америке устроены так же, как и в России, так же хотят счастья себе и своим детям…
И все же разное прошлое, разное общественное развитие сформировали тип человека, который по своему менталитету далеко не адекватен привычному нам типу человека и гражданина. Американская образовательная система управляется не государством в лице чиновников, начиная от министра и до инспекторов роно, а выбранными школьными советами. Они избираются, так же, как и любой другой – штатный, районный, городской – орган представительной власти. Школьная администрация не подотчетна местной исполнительной власти, она назначается школьным советом. Внутришкольная жизнь определяется уставом и школьным советом, который состоит из учеников, учителей, родителей.
Одним из главных элементов в системе гражданского и патриотического воспитания является “Программа гражданского воспитания”, которая начинается в начальной школе с бесед о флаге, разучивания гимна и продолжается в средних и старших классах, где изучаются как специальные курсы, такие как “Американское правительство”, “Американские законы”, “Международные отношения”, “Американское судопроизводство”, “Закон улицы”, и т.д., так и интегрированные в “Историю” и другие общественные науки.
Известный курс “Закон улицы” создан ассоциацией “За гражданское образование”. Он знакомит с американским гражданским и уголовным правом, которое изучается на основе взятых из жизни реальных фактов. Здесь разработана система творческих заданий и упражнений. Эта программа воспитания гражданина предусматривает целую систему образовательных и воспитывающих мер, таких как обязательный общественно полезный труд, участие в выборных органах и другие. Американцы чрезвычайно активны в общественной жизни. В США существует множество негосударственных организаций, пристрастно анализирующих решения властей.
Участию американцев в общественной жизни способствует вера, что они могут изменять существующее положение вещей. Она заставляет их занимать активную жизненную позицию, в отличие от нас. Американский, а точнее, западный тип демократии выработал много форм и путей эффективного решения этих проблем, одной из которых является институт общественных организаций или ассоциаций. В каждом штате издается своя толстая “Энциклопедия ассоциаций”. Учителя из России были поражены их количеством, когда побывали в США. Многие американцы состоят членами не одной, а нескольких. Зачем, почему? Последовал простой ответ: “Мы очень хорошо знаем свои права, а ассоциации помогают нам защищать наши интересы”.
Школьные учителя граждановедения часто являются инициаторами различных проектов, помогающих обучению и воспитанию граждан, которые ежедневно поднимают у своего дома американский флаг, а перед исполнением симфонии в театре поют гимн, положив руку на сердце. Американец с пеленок органически впитывает в себя “идею выборности власти” и сознательного ей подчинения.
Одним из таких проектов общенационального масштаба стал “Молодежный трибунал”. В нем судьи и присяжные заседатели – подростки и молодежь, избранные сверстниками. Они судят и приговаривают к различным наказаниям (от покаянного письма обиженному до общественно полезного труда) оступившихся несовершеннолетних. Другой общенациональный проект, в котором принимают участие и граждановеды и который впечатляет своими масштабами, – всеобщая компьютеризация и интернетизация (от internet) школ.
Свои курсы педагоги разрабатывают с применением компьютеров. В некоторых школах, таких как одна из лучших – Бостон Лэтин Скул (около 2000 учащихся), есть свои серверы с web страницами, на которых размещены уроки граждановедения. Интернет и его возможности преподаются и в Педагоджикол Скул Бостонского университета. Профессор Ч. Уайт, в недалеком прошлом методолог и методист, несколько лет преподает курс “Компьютерные технологии в педагогике”. Граждановедение невозможно отделить от воспитания. Школа представляет собой полигон для подготовки будущих граждан демократического общества. Вспоминаются слова Теодора Рузвельта: “Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать еще одну угрозу обществу”.

Западная методика преподавания граждановедения
Она получила название “Cooperative Learning” – то, что наши исследователи переводят термином “педагогика сотрудничества”. К сожалению, этот термин носит двоякий смысл. Он введен в советскую педагогику в 80-е годы. Краеугольным камнем философии стала идея сотрудничества учителя и ученика. Американская концепция предполагает сотрудничество учащихся, а роль учителя сводится к тому, что “он передает свои полномочия группам, при этом именно группы ответственны за процесс обучения”.

Зарубежные педагоги о воспитании гражданина
Американский педагог Гора Манн сказал: “Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана за один день, и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать того, что оно появится у взрослого человека”. Взрослого человека тоже можно и нужно учить основам демократии. Один из путей: совместные проекты детей и взрослых, школьников и учителей, родителей и ребят. В мире накоплен удачный опыт такой работы. Актуализация проблемы гражданского воспитания в современной буржуазной педагогике обусловлена углублением общего кризиса капитализма, его идеологии, морали, всей системы буржуазных ценностей. Гражданское неповиновение, рост преступности, политическая апатия избирателей – эти и многие другие “издержки” буржуазного образа жизни позволяют говорить об общем кризисе гражданственности.
Об усилении внимания к гражданскому воспитанию свидетельствует деятельность Международного комитета по гражданскому воспитанию, созданного для координации сбора информации о состоянии гражданского воспитания в разных странах. Так, идеологи США видят главную цель гражданского воспитания видят в развитии у учащихся национального сознания, лояльности и участия в достижении общенациональных, т.е. государственных целей.
Американский исследователь Ф. Баттс пишет: “Политическая цель гражданского воспитания состоит в том, чтобы сделать каждого человека способным сыграть свою роль в политической системе, развивая в нем понимание общественных ценностей и умение делать обдуманный выбор из реальных альтернатив”.
Французская педагогическая энциклопедия характеризует “хорошего гражданина” следующим образом: он уважает законы, участвует в выборах, платит налоги. Консервативный поворот в политике и идеологии правящих кругов Запада усилил в середине 70-х годов консервативные тенденции и в буржуазной педагогике. Неоконсерватизм декларирует идею органического единства государства и народа, всеобщности ценностей, интересов, чувств, верований, идею возврата к “естественным, определенным свыше” человеческим отношениям, т.е. направление “авторитарной демократии”.
Не случайно поэтому у американских педагогов-исследователей популярен метод “социального обучения” ребенка с самого раннего возраста, привитие ему чуть ли не с младенчества элементарных представлений о различных “агентах режима” – родителях, президенте, священнике, которым надлежит определять всю его дальнейшую жизнь. Воспитание, по мнению этих педагогов, должно быть обращено на каждого учащегося, чтобы помочь найти ему путь к Богу, обрести веру, согласие с самим собой, а следовательно, и с миром, людьми, обществом.
Патриотический аспект гражданского воспитания, имеющий в каждой стране наиболее давние исторические корни и традиции, по-прежнему является одним из ведущих направлений в системе гражданской социализации школьников на Западе. Его главной задачей провозглашается воспитание у детей национальной гордости, любви к своему народу, стране, государству во имя “всеобщего благополучия и процветания”, любовь к гербу, флагу, гимну.
Воспитание “уважения прав человека” как специальное направление гражданского воспитания приобретает сейчас на Западе особую популярность. Так, в ФРГ в 1980 г. по решению постоянной конференции министров культур разработаны рекомендации по усилению в школе воспитательной работы в этом направлении: “Учащийся должен уметь оценивать политические отношения в своей стране и других странах по степени реализации там прав человека”.

Что такое “справедливое сообщество”?
“Справедливое сообщество” – это учебное заведение, где нравственность принуждения заменяется на нравственность сотрудничества. Это школа, в которой учитель и ученик имеют право равного голоса в решении основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это школа справедливости и заботы друг о друге.

Дилемма Гайнца
В одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало лекарство, по мнению врачей, которое могло ее спасти. Лекарство стоило очень дорого: аптекарь вместо 200 долларов брал 2 тысячи. Муж больной, Гайнц, собрал только 1 тыс. долларов, он просил аптекаря продать лекарство дешевле или отсрочить выплату денег.
Аптекарь заявил: “Я создал это лекарство (это был препарат радия) и собираюсь делать из этого деньги”.
Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку для того, чтобы достать лекарство для своей больной жены.
Вопрос: Должен ли был Гайнц делать это? Почему?
В задачу исследователя входит тщательный анализ полученных ответов и распределение их по четырем основным рубрикам:
выбор, ценность, распределение социальных ролей, справедливость.
Выбор: действие Гайнца противозаконно. Но с позиций высокой нравственности под давлением обстоятельств оно оправданно и разумно. Я бы тоже поступил так.
Ценность: в основе этого поступка лежит признание человеческой жизни как главной ценности.
Распределение социальных ролей: случись такое с моим другом или просто знакомым, я бы, не задумываясь, сделал то же самое для них.
Справедливость: в данном случае справедливость на стороне Гайнца, ибо аптекарь осквернил высшую ценность – жизнь человека.
Можно, конечно, соглашаться или не соглашаться с оценкой данной дилеммы, можно принимать или не принимать ее в качестве диагностического инструмента, но сама идея использования моральных дилемм в нравственном просвещении детей продуктивна.
Следует отметить, что в США проявляется большая заинтересованность в разработке моральных дилемм и их использование с двоякой целью: а) для усиления интереса к предмету; б) для формирования у учащихся определенных ценностных ориентиров.
Моральные дилеммы, по мнению американских преподавателей, можно использовать с различным успехом как в ходе преподавания общественных наук, так и естествознания, т.к. дилемма оказывает огромное воздействие на учащихся, ибо заставляет размышлять и искать ответы на вопросы моральных проблем.
Обсуждение моральных проблем и включение детей в ситуацию выбора способствует нравственному развитию испытуемых.
Школьники учатся критически мыслить и принимать решения в нравственной сфере на основе справедливости.

“Нация наций”
С самого начала Америка была тем, что поэт Уолт Уитман назвал “нацией наций”, страной, заселенной иммигрантами различных рас, вероисповеданий, языков, культур. Перед властью Америки стояла задача объединения столь разнородных составляющих в одну нацию.
Объединила всех идея гражданства и приверженность Конституции, ее идеалам и принципам. Для вновь прибывших стать американцем означало в первую очередь принять политические идеалы страны, которая дала им приют. Конгресс установил пятилетний срок для того, чтобы иммигранты усвоили идеалы страны и стали натурализованными гражданами.
Быть гражданином означало для создателей конституции, ответственно относиться к жизни, признавать политические идеалы страны и забыть все несправедливости и предрассудки страны, из которой они уехали. Зангвел в своей пьесе “Плавильный котел” в 1908 году сказал: “Америка – это большой плавильный котел, в котором расплавляются и смешиваются люди всех национальностей”. Но это не совсем так.
В течение всей истории США представители различных народов ассимилировались в новую американскую действительность, но многие с трудом расставались с привычками и традициями. Они гордились тем, что, будучи “американцами”, оставались верными традициям родины. Будучи нацией иммигрантов, Америка научилась ценить результат смешения культур, однако это разнообразие тяжелым грузом давит на американскую действительность. Единство общества во многом зависит от того, насколько американцы смогут, несмотря на различия национальных культур жителей страны, сохранить в себе ощущение принадлежности к одной нации.
В течение всей истории США существовала напряженность в обществе. Эту проблему предстоит решить будущим поколениям американцев. Критики сегодняшнего состояния общества верят в то, что положение дел исправит возврат к идеям классического республиканизма. В школах, по их мнению, необходимо придать большое значение преподаванию граждановедения, надо предоставить больше возможностей гражданам для участия в общественной жизни.
Кто считается гражданином США? В США всякий, кто был рожден на их территории или от граждан США, является гражданином США. Легально проживающие в Америке не граждане называются лицами, обладающими видом на жительство. Они при определенных условиях могут стать натурализованными гражданами. Как граждане, так и не граждане должны соблюдать законы Соединенных Штатов. Лица, живущие на основании вида на жительство, обладают теми же правами, что и граждане. Однако двумя важными правами такие лица не обладают: правом голоса и правом быть принятым на государственную службу. Многие полагают, что обладание этими двумя правами и делает из живущего в стране гражданина. Другие считают, что помимо обладания этими важными правами, граждане имеют определенные обязанности по отношению к государству, которые не имеют не граждане.
Как может измениться роль гражданина в третьем столетии существования американского государства? Современные достижения науки и техники предоставили гражданам больше возможностей для участия в общественной жизни. Радио и телеконференции стали обычной формой проведения обсуждения проблем. Активисты общественных движений применяют в своей деятельности интернет, компьютерные базы данных и электронную почту для пропаганды своих идей и привлечения новых членов.
Многие футурологи (ученые, прогнозирующие будущее) предсказывают появление в недалеком будущем теледемократии. Это новая форма традиционной демократии, при которой граждане в значительно большей степени, чем сегодня, смогут принимать участие в делах государства, а значит, зависеть от деятельности выбранных ими представителей.
Реальностью станет проведение плебисцитов при помощи средств электронной коммуникации. При помощи домашних компьютеров каждый гражданин сможет высказать свое мнение по общественно значимым вопросам, и головной компьютер моментально выдает результаты голосования. Посещение избирательных участков станет анахронизмом. При помощи компьютерной связи будет создано электронное государство, жители которого, разбросанные по всей стране, смогут объединиться через сеть типа интернет и принять активное и непосредственное участие в решении государственных проблем.

Интернационализм и гражданство США
Одним из важнейших результатов научно-технической революции в сфере коммуникаций стала возросшая зависимость США от других стран мира. События в США в свою очередь оказывают влияние на жизнь в других государствах. Достижения науки и техники превращают мир в мировую деревню с общей культурой, экономикой, общими проблемами охраны окружающей среды. Появился мировой рынок развлечений – музыка, спорт, кино. Американская культура космополитична, это мировая культура.
Массовые перемещения людей, интенсивный обмен информацией привели к взаимозависимости государств и людей во всем мире. Люди переезжают в экономически развитые районы. Миграции населения позволяют сглаживать культурные и экономические различия между странами, ранее разделявшие народы.
Статус гражданина в современной истории определяется, как правило, по отношению к каждому государству. До Гражданской войны многие американцы считали себя скорее гражданами конкретных штатов, чем гражданами США. Хотя гражданство государства не изменит своего значения в будущем, перед американскими гражданами стоят проблемы, приобретающие все более международный характер. Какие преимущества может дать человеку введение мирового гражданства – это вопрос будущего.

Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правоведения, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте