search
main
0

Зарубежный опыт Это ваш окончательный ответ?

Что такое обычный тест? Не более чем способ выявить знания и умения ученика в определенный момент времени, возможность проверить эффективность тех или иных методов, применяемых учителем. В современной Америке тест – это рыночная экономика в действии, способ заработать на образовании и, как все, связанное с деньгами, порочное и развращающее. Многие педагоги в США считают, что система тестов, столь распространенная в Америке на протяжении десятилетий, не просто устарела, но и заставляет учителей и их подопечных заниматься прямым обманом, дабы набрать больше баллов и лучше кончить школу (для одних) или получить больше денег от государства (для других).
Недавний опрос, проведенный Американской федерацией учителей совместно с ежедневной газетой USA Today, показал, что движение за введение общенациональных стандартов, определяющих, что школьники должны знать и уметь в том или ином возрасте, подвергается резкой критике со стороны педагогов. Причина – эти стандарты заставляют жульничать учащихся, учителей и директоров школ, некоторые школы до такой степени озабочены этими тестами, что превращаются в центры по подготовке к тестам.
Почему они это делают, возникает резонный вопрос. На кон поставлено многое. Если та или иная школа добивается успехов – а это определяется раз в год именно тестами, которые сдают практически все школьники, – то учителя получают премии (в Северной Каролине, например, полторы тысячи долларов, т.е. приблизительно половина месячной получки, в Калифорнии с декабря с.г. от 800 до 5 тысяч долларов), школьники – скидки в школьном магазине и кафетерии, директора школ – прибавку к жалованью (в той же Калифорнии до 25 тысяч долларов) и продление контракта.
Если успехов нет, то последние теряют работу, учителям снижают зарплату, выпускники недобирают баллы, что сказывается на том, в какой колледж они поступают и сколько платят за высшее образование, а некоторые просто не получают свидетельства об окончании средней школы. Школы же в конечном итоге должны часть денег, получаемых из госбюджета (т.е. фактически из кармана родителей-налогоплательщиков), отдавать учащимся, которые переходят в частные учебные заведения. Более того, от результатов тестов зависит даже цена на недвижимость в том или ином районе. Национальная ассоциация риэлторов, т.е. торговцев недвижимостью, на своем сайте дает оценку тому или иному району в соответствии с успехами тех школ, которые расположены на данной территории. Местные власти крайне заинтересованы в привлечении предпринимателей и всех желающих приобрести собственность в их районе, а все последние опросы показывают, что проблема образования, в частности средних школ, занимает устойчивое первое место среди всех американцев.
Естественно, что власти в свою очередь оказывают давление на школы, поощряя и наказывая их долларом, и речь здесь идет об очень немалых деньгах. Неудивительно, что система тестов подталкивает работников школ к разным, не всегда самым лучшим поступкам – где-то в начальных классах сокращают объем времени, выделяемый на предметы, не проверяемые тестами, а увеличивают количество часов на язык и математику и подгоняют расписание под требования властей, разрабатывающих тесты. Где-то, и таких скандалов было за последнее время немало, педагоги (в том числе и директора школ) идут на откровенный обман, переписывая тесты за учеников или просто подсказывая им во время тестирования.
Многие учителя резко против – способности детей различаются самым решительным образом, а выводится средний балл по результатам всех, страдает мораль – дети привыкают к списыванию и к мысли о том, что учиться хорошо надо для хорошей оценки, сами же педагоги превращаются в специалистов по натаскиванию в сдаче теста, а не сеятелей разумного, доброго, вечного. По исследованиям ученых из университета штата Вирджиния, дело доходит до того, что учителя сокращают не только количество часов на факультативные занятия, но на экскурсии и даже на посещение учащимися туалета, и все для того, чтобы вместить как можно больше времени на подготовку к тестам в стандартную сетку часов. Кто-то из учителей штата Массачусетс или Колорадо увольняется, не понимая, почему в случае, если более 30 процентов учеников его школы не сдали тест по математике, все учителя математики данной школы должны пройти тест на профпригодность (этого требует закон штата с лета этого года). Как следствие, прекрасный учитель математики в плохо успевающей школе, расположенной в центре города (там обычно живут малообеспеченные семьи), должен доказывать свои способности, а средний учитель пригородной, где учатся дети зажиточных родителей, ориентированных на получение образования, будет избавлен от такого позора.
Естественно, что набрать хороших учителей в слабые школы становится весьма проблематично. Где-то дело доходит до активных протестов – в июне этого года, например, несколько десятков школьников Бостона не стали, как их некоторые сверстники, просто прогуливать тесты, не признавая их законность, а устроили митинг перед резиденцией губернатора Массачусетса, предложив последнему держать тест вместе с ними. Губернатор через своего помощника отказался, и немудрено – на это нужно более 18 часов. Так же повел себя и губернатор Колорадо. В этом штате перемен требовали учителя, выйдя на улицы столицы с лозунгами отмены тестов. В некоторых случаях родители идут еще дальше в своих требованиях – в Индиане, Луизиане и Калифорнии они подали судебные иски, заявив, что проведение тестов нарушает гражданские права их детей. Организованные группы противников системы тестирования действуют сегодня почти в 40 штатах.
В то же время немалое количество педагогов охотно идет на применение такой системы, поскольку лучше получать за успехи твоих подопечных не простое спасибо, а некую морковку. В Северной Каролине, где этот эксперимент идет уже несколько лет, почти половина учителей получила прибавку, а средняя зарплата выросла по штату на 26 процентов, достигнув почти 40 тыс. долларов. Правда, сейчас уже некоторые дальновидные работники образования прозревают то, с чем столкнулась страна Советов с ее плановой экономикой много лет назад – если постоянно улучшать результаты, то рано или поздно наступит момент, когда этот рост замедлится и будет выглядеть на фоне предыдущих успехов как спад со всеми вытекающими и бьющими по карманам последствиями. Дети – не механизмы и не недра земли, больше чем можно из них не извлечешь, да и зачем – только ради показателей? Вот и получается, что и достижения, непрерывно растущие, должны быть налицо и подчинить им всю школьную жизнь нельзя.
Для учеников тесты тоже значат много – это не просто надоевшая в течение года зубрежка и нервный стресс во время теста, это еще и шанс остаться на второй год или как минимум провести лето в школе, а не на каникулах, если не наберешь нужное количество баллов. Правда, такой отбор более естественен и справедлив – ведь не скажешь, что учитель к тебе придирается, а любимчики живут припеваючи, теперь все в твоих руках, изволь привыкать к свободной конкуренции.
В идеале тесты вещь совсем не плохая – они помогают определить, кому из детей требуется дополнительная помощь и в каком объеме. Но отменять обычные оценки за работу в классе или связывать их исключительно с подготовкой к тестам нерационально. Делать ставку только на тесты как систему оценки знаний сейчас призывают немногие. Растет число тех, кто считает, что результаты тестов должны сочетаться с обычными текущими успехами или неуспехами на уроке. Такую позицию недавно поддержал и Билл Клинтон. В некоторых штатах законодатели идут на попятный и предлагают смягчить существующую жесткую зависимость между оценками учеников за тесты и оценкой деятельности школ. Как разрешится это противостояние, трудно сказать – оба кандидата в президенты США выступают с программами, поддерживающими связку “тесты-деньги”. Многое зависит от позиции и активности простых граждан.
А в завершение попрошу приготовить ручки и дать ответ на следующий вопрос: династия Цинь прекратила свое существование в Китае в ХIII веке в результате 1) продолжительной гражданской войны, 2) завоевания монголо-татарами, 3) неудач в экономике или 4) военного переворота? Что, не помните? А вот десятиклассники Массачусетса твердо знают, что правильный ответ N 2. Не миновать вам летней школы.
Борис ДЕМИДОВ,
учитель граждановедения
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте