В данной статье отражен практический опыт изучения темы «Информационные технологии» в курсе информатики и ИКТ 10-го класса социально-экономического профиля: рекомендуемый план проведения проекта «Начисление зарплаты с помощью 1С: Предприятие, VBA, Excel», а также методический материал для некоторых занятий и практических работ.В организации школьного информационного пространства и в преподавании информатики и ИКТ в профильном социально-экономическом 10-м классе проблемные задачи бухгалтерского содержания играют важную роль. Использование бухгалтерского программного обеспечения для решения задач по специальности вызывает у школьников особый интерес.
Навыки, необходимые для работы с различными программами, в том числе и бухгалтерскими, ученики получают в процессе выполнения творческих работ.Метод проектов стимулирует интерес учеников к предмету, развивает умение работать с различными источниками информации. В процессе выполнения учебных проектов происходит овладение средствами и способами конкретной деятельности, освоение учебного материала, знакомство с бухгалтерским ПО, личностное развитие школьников.7. Обсуждение со школьниками возможных источников информации.Примерный план работы с бумажными носителями информации:- отобрать книги по данному предмету;- просмотреть содержание книг, выделить наиболее подходящие к указанной теме пункты;- внимательно прочитать книгу/раздел;- разбить его на части;- выделить основные вопросы;- составить план прочитанного в виде вопросов и тезисов;- аргументировать наиболее важные положения, сделать выписки;- использовать при чтении словарь;- проанализировать помещенные в книге иллюстрации;- скомпоновать полученные ответы на каждый вопрос, получить содержательный логически законченный ответ.8. Самостоятельная работа групп: изучение предложенных программ и начисление с их помощью заработной платы.9. Подготовка учащимися презентации по отчету по проделанной работе.Критерии оценивания презентации Содержание должно отражать цель самостоятельной работы ученика над проблемой. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в комментариях программы. Использование научной терминологии. Актуальность задачи, выбранной для исследования. Количество операторов максимальное. Оформление презентации логично, дизайн не противоречит содержанию презентации. Использование диаграмм и рисунков. Текст читается легко, фон сочетается с графическими элементами. Списки и таблицы размещены корректно.Ученики во время работы над проблемой должны проявлять уважение ко всем членам группы. 10. Защита полученных результатов: каждая группа демонстрирует созданную презентацию и выступает в качестве продавца изученной программы, предлагая ее в качестве лучшего средства для расчета зарплаты на предприятии, другие группы выступают оппонентами.11. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.Инструкция по составлению рецензииСоставляя рецензию, обратите внимание на следующие критерии оценивания работы:Внешний вид Творческий подход к оформлению. Наличие и качество рисунков, таблиц, схем и т. п. Выдерживание выбранного стиля.Грамотность Правильность грамматики и синтаксиса. Организация страниц легка для чтения. Правильная терминология. Словарный запас велик. Работа не нуждается в редактировании. Источники указаны верно.Содержание Материал сделан интересно и увлекательно. Информация достоверна. Информация полезна. Содержание важное и с научной, и с социальной точки зрения.План урока, предшествующего защите проектовТема занятия «Информационные технологии».Цели занятия: 1. В ходе занятия ознакомить учеников со способами решения практических задач (начисление заработной платы) в среде Visual Basic for Application, 1С: Предприятие, MS Excel.2. Способствовать развитию чувства уверенности в овладении компьютером.3. Воспитать навыки коммуникативного общения.Тип занятия: комбинированный урок.Формы организации учебной деятельности: повторно-обучающая работа по пройденному материалу, демонстрация, работа по выборке умений и навыков, применение знаний на практике, фронтальная беседа.Средства обучения: персональный компьютер.Продолжительность занятия:1. Организационный момент.2. Демонстрация презентаций по темам «Зарплата» и «Налоги. Налог НДФЛ».3. Работа в группах. Ученики разбиваются на группы, каждая из которых получает задание для самостоятельной работы (приложение 1), в группах назначаются консультанты, им известны критерии оценивания (приложение 2).4. Итог урока.Предварительная подготовка учеников к занятию. В начале работы над проектом группы исследователей получают задание подготовить выступление по темам: «Что такое зарплата?», «Налоги. Налог НДФЛ». Для решения поставленных задач ученики вместе с учителем идут на экскурсии в Павловский сельскохозяйственный техникум и налоговую инспекцию, ведут фото- и видеосъемку, проводят беседы с экономистами, руководителями информационных отделов и готовят презентацию по теме.Задание на дом: повторить приемы работы с Power Point.ВыводыПлюсы применения метода проектов при изучении темы «Информационные технологии» очевидны: достаточно высокая мотивация учащихся, достижение воспитательных целей, снятие у многих учащихся психологической зажатости, связанной с авторитарным стилем педагогического общения. Минусы: подобные уроки сложно проводить без предварительной тщательной проработки учебного материала традиционным способом. С помощью метода проектов сложно вырабатывать общенаучные навыки. Поле его применения – формирование сложных надпредметных умений.Марина ПИНЧУКОВА, учитель информатики и ИКТ павловской средней школы №3 Воронежской области
Комментарии