Ведущий из приоритетов – качество образования – нашел свое выражение в пилотном проекте по развитию общего образования в Москве. Поставленные задачи заставляют школу работать в системе развития, ставят перед коллективом вопросы: какой мы хотим увидеть школу к 1 июля 2012 года? Каким путем идем к намеченной цели? Как активизировать педагогический коллектив на работу в режиме поиска, исследования, творчества? Какие механизмы использовать для достижения?
Коллектив школы понимает, что цели пилотного проекта носят педагогический характер, а механизмы достижения этих целей определяются экономически. С чего мы начали свою работу? С разработки критериев оценки педагогического труда, предполагаемых к использованию в стимулирующей части ФОТ.Новая система оплаты труда – основа нормативного финансирования, она стимулирует качество работы и постоянный рост квалификации, требует развития инновационной деятельности, творческой инициативы. За что стимулируют лучших работников? За наличие у них ученой степени, государственных наград или звания «Почетный работник в сфере образования», а самое главное – за результаты труда. Критериев оценки результатов труда учителя достаточно много: качество образования, сохранение здоровья учащихся, развитие педагогического творчества. Чем больше педагог делает полезного для школьников и школы, тем больше его зарплата.В школу внедряют такие новые экономические механизмы, как:- переход на новую систему финансирования – «деньги следуют за учеником»;- дифференциация оплаты труда учителя с поддержкой высокорезультативной работы;- повышение открытости системы образования как главной предпосылки для формирования общественного заказа на образование через включение потребителей образовательных услуг в оценку их качества.Стоит сказать, что порядок распределения средств из стимулирующей части должен быть согласован с органом государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения.Выплаты стимулирующего характера состоят из:- персональных выплат;- стимулирующих выплат за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;- стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы;- стимулирующих выплат за качество выполняемых работ;- стимулирующих выплат по итогам работы.Работает комиссия на основании оценочных листов, которые заполняются работниками школы на основе самооценки деятельности, на мой взгляд, это обеспечивает не формальный, а осмысленный подход.Для обеспечения полноты оценки качества и результативности работы каждый работник имеет право представлять информацию (в том числе документальную) о выполнении им показателей, установленных перечнем критериев и показателей оценки качества и результатов работы для своей должности, комиссии по материальному стимулированию НСОТ.Грамотно спроектированный ВШК не что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходят накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.Сегодня модернизации ВШК как инструмента управления образовательным процессом в школе требуют (одновременно этому способствуя) не только ФГОС и НСОТ, но и документы, определяющие направления совершенствования образовательного процесса школы, положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», нового Квалификационного справочника.В этом случае требования к качеству определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования: требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой; требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности; требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу распределенной ответственности.При оценке качества образования следует выделить такие положения: оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования); оценка качества образования осуществляется комплексно, образовательное учреждение рассматривается во всех направлениях его деятельности.Гарантия качества, или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь теоретически предупреждает выход некачественной продукции.НСОТ в учреждении имеет свои преимущества, главное из которых заключается в том, что можно управлять качеством через систему регулирования заработной платы от доли вложения труда и инициативы конкретного педагога.Новая система оплаты труда педагогов позволяет: соотносить результаты педагогической деятельности с детской результативностью; управлять качеством на основе развития детского потенциала; распределять стимулирующую часть заработной платы с существенной разницей за качество результатов деятельности.Основной критерий оценки качества деятельности педагога – качество результата, состоящее из:- академической успешности учащихся: достижение учащимися высоких итоговых показателей, подтверждаемых при административном контроле и итоговой и промежуточной аттестации учащихся, в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения при сохранении контингента учащихся, высокие результаты учащихся на ЕГЭ, высокие результаты отдельных учащихся на ЕГЭ (для предметов по выбору), соотношение итоговых и экзаменационных отметок (не более 20% расхождения), итоги контрольных работ, тестирования за полугодие, положительная динамика развития ребенка;- достижений учащихся: подготовка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, предметных олимпиад краевого, городского, районного и школьного уровней, подготовка участников предметных олимпиад, участие и победы учащихся в дистанционных конкурсах различного уровня, победы учащихся (воспитанников) в очных и заочных научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах, активное вовлечение учащихся (воспитанников) в различные олимпиады и конкурсы, разработка и реализация совместных с учащимися творческих, социальных проектов, направленных на развитие школы и активное включение учащихся в жизнь школы, критерии стимулирования учителя.Введение НСОТ позволило:- повысить реальные доходы учителя;- уменьшить разрыв в размерах оплаты труда учителей, имеющих большой стаж педагогической работы, и молодых специалистов;- премировать работника за качество обучения;- увеличить количество доплат за работу, не входящую в должностные обязанности;- повысить мотивацию учителей на повышение профессиональной компетентности, методического мастерства и высокий результат деятельности;- реально внедрять механизмы управления по результатам.Труд учителя стал оплачиваться адекватно его нагрузке и ответственности.До пилотного проекта надбавки стимулирующего характера не приводили к улучшению качества работы, так как их выплачивали не по результатам труда, а по наличию статуса (молодой специалист, заслуженный учитель). Доплаты компенсирующего характера устанавливали единообразно, и они никак не учитывали специфики образовательного учреждения. Новая система оплаты труда учитывает реальные трудозатраты и зависит от количества обучаемых и сложности предмета, надбавки стимулирующего характера выплачивают только по результатам работы, и они учитывают конкретный личный вклад работника в достижение поставленных перед коллективом целей и задач, НСОТ свойственны открытость и четкая определенность критериев, показателей результативности и качества.Елена ЗАЕВА, методист по УВР школы №430
Комментарии