Эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании Высшей школы экономики предложили изменить схему формирования учительских зарплат с учетом экономических последствий пандемии. По мнению специалистов, новая модель должна стимулировать и поощрять педагогов к самосовершенствованию и профессиональному росту. Текст доклада «Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?» уже опубликован и находится в открытом доступе. Мы решили спросить у наших экспертов, реально ли, на их взгляд, изменить ситуацию с зарплатами педагогов к лучшему? Что для этого нужно?
Ольга АНАНЬЕВА, председатель Борисоглебской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Борисоглебск, Воронежская область:
– Первое – производить расчет средней заработной платы за ставку, чтобы реально было видно, какова средняя заработная плата педагога. Потому что, когда говорят, что средняя заработная плата учителя составляет 29 или 30 тысяч рублей, и все думают, как это здорово, никто при этом не задумывается о том, что эти 30 тысяч учитель получает, работая на две ставки – 36 часов! А это очень большая нагрузка. И еще один момент: когда у нас была Единая тарифная сетка, то по первому разряду неквалифицированный специалист получал сумму, равную минимальному размеру оплаты труда, а остальные получали зарплату, в которой учитывались заработанные коэффициенты. У учителя был разряд от 11‑го до 13‑го, сумма зарплаты легко высчитывалась, и все расчеты в итоге получались прозрачными и понятными. На сегодняшний день минимальный размер оклада педагогического работника даже меньше минимального размера оплаты труда, например, в Воронежской области он составляет чуть более 10 тысяч рублей. Необходимо поднять оклад педагогического работника, который не должен быть равен минимальному размеру оплаты труда. Он должен быть больше, и тогда от него будет высчитываться сумма заработной платы с учетом различных надбавок – за квалификационную категорию, за классное руководство, за заведование кабинетом и так далее. Мы очень ждали изменений в системе оплаты труда педагога хотя бы к сентябрю, но пока ситуация такова, что ничего не изменилось.
Наталия КУКУШКИНА, председатель городского Профсоюза работников образования, Череповец, Вологодская область:
– Увы, но в очередной раз убеждаюсь в том, что эксперты совсем не знакомы с реальной ситуацией в образовании. Это все размышления теоретиков, а не практиков.
Увеличение доплат за категорию не приведет к улучшению качества образования и не остановит отток педагогов из школ и детских садов, равно как и не привлечет молодежь в образование. Например, в нашей области за высшую категорию доплата составляет 60%, а за первую – 30%. Однако очереди из желающих работать не наблюдается. Потому как в итоге более-менее приличные деньги можно заработать, только трудясь на две ставки. На самом деле все гораздо проще. Нужно ввести единую систему оплаты труда работников образования на всей территории страны. И сделать так, чтобы минимальный базовый оклад педагога был на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а средняя заработная плата на норму труда превышала среднюю заработную плату по региону проживания. Также нужно избавить педагогов от любой бюрократической нагрузки. Вот тогда у педагогов останется время для саморазвития, а следовательно, и качество работы возрастет.
Ольга КОВРУ, методист учебного отдела ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ», председатель клуба «Наставник» Республики Карелия, член клуба «Наставник» Общероссийского профсоюза образования, Петрозаводск:
– Дифференциация окладов по всей стране приобрела угрожающие масштабы, что требует изменения всей системы оплаты труда в целом в отрасли. Убеждена, доля педагогов, получающих среднюю заработную плату по экономике, должна быть высокой, так как это является гарантом стабильности всей системы. В первую очередь начисление заработной платы должно быть прозрачным и понятным не только для субъекта начисления заработной платы, но и его коллег. Это позволит снизить социальную напряженность в педагогическом сообществе и повысить престиж педагогической профессии. При уравнении окладов педагогических работников должна сохраниться система, которая будет мотивировать педагогов к повышению своего уровня квалификации, учитывать сложность работы (к примеру, работа в классах с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья). Необходимы типовые положения об оплате труда со стабильной 90%-ной инвариантной частью и допустимой вариативной частью в зависимости от образовательной организации. Методическая работа в системе образования направлена на развитие и повышение уровня кадрового потенциала образовательных учреждений и всей системы в целом.
Эффективная работа методических служб в субъектах – одно из существенных условий качества образования. Считаю, что учитель и методист должны находиться на одном квалификационном уровне. Сегодня квалификационный уровень методиста ниже уровня учителя, методист и учитель имеют значительную разницу в заработной плате. Заработная плата методистов может быть в два раза меньше зарплаты учителя.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– Все эти предложения никак не связаны с решением кадровых проблем в образовании и повышением качества образования. Методы повышения оплаты труда не должны мешать основной работе учителя. Даже аттестация в нынешнем виде этому мешает, «эффективный» контракт – оформление бумажек к нему – отнимает много времени. Основным критерием изменения оплаты труда должны быть стаж, отсутствие обоснованных жалоб (а не система «родитель всегда прав»). Не должно быть все в руках директора. Стаж – штука объективная, от директора не зависит.
Елена С., преподаватель НовГУ, Великий Новгород:
– В конце 1990‑х – начале 2000‑х я восемь лет работала в Великобритании и имела возможность наблюдать за реалиями местной жизни, в том числе школьной. Зарплата британских учителей фиксированная, она не собирается с миру по нитке, как у нас, из денег за проверку тетрадей, заведование кабинетом и прочих порой непонятных граф в расчетном листке. Все получают зарплату одинаковую, и одинаково высокую. Нет понятия «категория». Если ты окончил профильный вуз, это уже подтверждает твою квалификацию. Я считаю подобную модель зарплаты школьных учителей идеальной. Однако отмечу особенность: каждый британский учитель обязан вести предметы по двум дисциплинам, и это, как правило, весьма необычное сочетание. Например, преподаватель родного языка и физкультуры. Или учитель математики и музыки. Такой дуэт предполагает, что у педагога всегда будет учебная нагрузка, а школы не станут испытывать кадровый голод.
Любовь ГОРДЕЙЧУК, учитель русского языка и литературы школы №19, Заполярный, Мурманская область:
– Для того чтобы изменить ситуацию с зарплатами, на мой взгляд, надо начинать с достойной оплаты ставки (18 часов), чтобы учителю не приходилось брать часы, чтобы хоть что-то получить. Вот тогда будут качество обучения и возможность у учителя расти.
Комментарии