В конце 90-х годов в «Независимой газете» была опубликована моя статья «Гимн учителю или плач по учителю?», которую в прошлом году вернула к жизни «Учительская газета. Москва», напечатав ее повторно, что вызвало читательское обсуждение.
В той давней статье я размышляла о роли учителя и его высокой нравственной миссии в обществе, горечах и победах учительского сообщества, представила на суд общественности краткие, но весьма удручающие сведения о более чем низком уровне материального вознаграждения за столь нелегкий учительский труд. Пришлось говорить об ответственности и заботе государства, об оценке труда учителя и повышении его социального статуса. Прошли десятилетия. Многое изменилось с тех пор. Теперь могу с уверенностью сказать, что давние мечтания о Гимне учителю осуществились. Подлинная забота об учителе в столице стала предметом особой гордости, будучи закономерным результатом реализации образовательной политики Правительства Москвы. Не побоюсь утверждать, что в настоящий момент зарплата московского учителя вполне сопоставима с зарплатами учителей мировых мегаполисов и самых высокоразвитых стран. Моя смелость в достаточной степени обоснованна, поскольку подтверждена результатами сравнительного исследования, проведенного специалистами Московского института развития образования. Научный коллектив МИРО в 2014 году провел всесторонний анализ механизмов формирования заработной платы учителя за рубежом, в России и в Москве. Международное сообщество признает, что экономическое положение учителя и его заработная плата выступают ключевым фактором государственного признания социального статуса учителя. Рекомендациями ЮНЕСКО 1996 г. «О положении учителей» определены общие для всех государств принципы формирования оплаты труда учителя. К ним в первую очередь отнесены: – соразмерность оплаты труда учителя в соответствии с его квалификацией и ответственностью; – соразмерность заработным платам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации; – обеспечение удовлетворительного жизненного и культурного уровня учителя; – обеспечение повышения квалификации и профессионального развития учителя.Как формируется заработная плата учителя в зарубежных странах?Во всем мире заработная плата педагогических работников формируется в соответствии с образовательной политикой и уровнем развития экономики государств. Как правило, можно проследить, что в странах, где результаты образовательных достижений учащихся соответствуют мировым стандартам и трендам, реализуют серьезные программы развития образования, там высоки требования к ответственности учителя и соответственно его заработная плата. Следует подчеркнуть, что работа государственных образовательных систем в зарубежных странах строится в основном в соответствии с комплексной структурой государственных услуг. Такая структура устанавливается в законодательном порядке и предусматривает дифференцированную шкалу заработной платы, в соответствии с которой размер оплаты труда определяется главным образом в зависимости от приобретенной квалификации. В странах с централизованной системой управления образованием (большинство европейских стран, развивающихся стран, Япония, Израиль) величину базового оклада определяет власть верхнего уровня, в странах с децентрализованным управлением образованием принятие решений происходит на региональном уровне, к примеру, в Бельгии – на уровне лингвистических сообществ, в Германии – на уровне земель, в Испании – на уровне правительств автономных сообществ в дополнение к центральному правительству, в Швейцарии – на уровне кантонов, в Канаде – на уровне провинций, в США – на уровне штатов, в Великобритании – на уровне административных единиц: Англии, Уэльсе, Северной Ирландии и Шотландии. В Финляндии, Швеции основное вознаграждение учителей определяют на основе соглашений между местными органами народного образования и профсоюзами, и, следовательно, нет никаких установленных законом заработных плат в строгом смысле этого термина. Сразу отмечу, что в Российской Федерации образовательные организации общего, дополнительного и среднего профессионального образования переданы в ведение субъектов Федерации, то есть система управления образованием децентрализованная, а следовательно, децентрализованным должен быть и установленный порядок оплаты труда учителей. Следует особо подчеркнуть, что почти во всех развитых странах сумма заработной платы складывается из трех основных частей: базовой – твердо установленный оклад, зависящий от стажа работы и уровня квалификации; стимулирующих выплат, которые отражают качество труда учителя, достигнутые образовательные результаты и дополнительные обязанности, возложенные на учителя. Есть также и третья часть общей суммы – компенсирующие выплаты, которые связаны с особым режимом исполнения трудовых обязанностей, сверхурочной работой. Таков общий мировой принцип оплаты труда учителей, в этом отношении внедряемая в России так называемая новая система оплаты труда (НСОТ) вовсе не наше собственное изобретение, она всего лишь следует установившейся в мире практике. Постановлением Правительства Москвы в 2010 году утверждены единые принципы и рекомендации по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Москвы. Надо отметить, что в настоящее время в условиях нормативно-подушевого финансирования образовательные организации получают бюджетное финансирование в рамках формирования государственного задания. Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, направленных Департаментом образования на выполнение государственного задания, а также за счет внебюджетных средств самой образовательной организации. Система оплаты труда работников образовательных организаций устанавливает коллективный договор, трудовые договора, соглашения и другие локальные нормативные акты в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Москвы. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников. При этом заработная плата работников образовательных организаций не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы по городу Москве на определенный период. Сравним характеристики величины зарплаты учителя в миреКак известно, в мире оценивается годовая заработная плата, в отличие от среднемесячной величины, принятой к рассмотрению в нашей стране. Уровень заработной платы учителей заметно варьирует от страны к стране, например, к середине карьеры (15 лет стажа) базовый оклад учителя младших классов системы среднего образования составляет менее 15 тысяч долларов США в Венгрии, Словакии, Эстонии, и около 50 тысяч долларов США в Германии, Дании, Ирландии, Канаде, Швейцарии. Средняя заработная плата в Москве, как известно, самая высокая по России. Ее текущее значение уже составляет 65911 рублей. Надо отметить, что средняя номинальная заработная плата – статистический показатель, определяющий средний уровень оплаты труда всех работников. Соответственно годовая средняя зарплата учителя по Москве около 22 тысяч долларов, однако это лишь обобщенная средняя цифра, в большинстве образовательных организаций с учетом их успешной деятельности реальный размер заработной платы выше, чем среднестатистическая величина. Дальнейших резервов повышения оплаты труда еще немало, ведь самостоятельность образовательных организаций в расширении спектра образовательных услуг и расширении внебюджетной деятельности открывает дополнительные возможности для увеличения зарплат учителя.Что влияет на зарплату учителя?В большинстве стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) зарплата учителей тем выше, чем выше уровень образования, на котором они преподают. Заработная плата учителей также зависит от квалификации и опыта работы. Максимальные зарплаты преподавателей с высшей квалификацией в среднем примерно на 70% выше зарплат начинающих учителей как для начального, так и для среднего уровня образования, хотя есть существенные отличия между странами, – к примеру, для учителей младших классов средней школы в Дании эта разница составляет около 15%, в то время как в Корее и Мексике максимальные зарплаты превышают минимальные в три раза. Интересно отметить, что учителя средней школы с низшей и высшей квалификацией примерно в трети из рассматриваемых стран имеют одинаковый размер максимальных окладов. Бонус за квалификацию получают преподаватели в Бельгии, Израиле, Норвегии, Словении, Франции, Шотландии, где разница в максимальном окладе преподавателей высшей квалификации на 20% больше по сравнению со своими коллегами, имеющими низшую квалификацию. В среднем в странах ОЭСР для достижения верхней отметки шкалы окладов, превышающей на 61% начальный уровень, учитель должен трудиться не менее 24 лет. В таких странах, как Венгрия, Израиль, Испания, Италия, Корея, этот срок составляет не менее 35 лет. В то же время в Австралии, Дании, Эстонии, Новой Зеландии и Шотландии для максимального оклада требуется стаж от 6 до 9 лет. В Москве средняя заработная плата в образовательных организациях дифференцируется в зависимости от категории работников и типа образовательной организации.Увеличились ли зарплаты учителей?В большинстве стран ОЭСР в период с 2000 по 2011 год реальные зарплаты учителей возросли. Наиболее значительный рост зарплат – до 20% – наблюдался в Чехии, Эстонии, Ирландии, Португалии, Дании. Во Франции и Японии за этот же период зарплаты снизились на 10%. Финансово-экономический кризис, поразивший мировую экономику в последние месяцы 2008 года, привел к сокращению в некоторых странах заработной платы работников общественного сектора, включая учителей. В этой связи впервые с 2000 года зарплата преподавателей в период с 2009 по 2011 год снизилась в среднем по странам ОЭСР на 2% на всех уровнях образования. В качестве примера можно привести Грецию, где в 2010 и 2011 годах были сокращены дополнительные компенсационные выплаты к зарплате, что привело к снижению реальной зарплаты на 17%. Надо отметить, что в Москве повышение заработной платы учителям – результат последовательной реализации государственной политики. В системе образования Москвы уровень зарплат не только соответствует средней по экономике региона, но даже превышает ее. Показатели средней заработной платы по отрасли соответствуют, а по общеобразовательным учреждениям несколько превышают показатели средней заработной платы экономики Москвы, размер которой в Москве стабильно превышает среднероссийский уровень почти в два раза. В среднем за последние три года заработная плата педагогических работников в Москве выросла на 68% благодаря значительному увеличению финансирования и рациональному использованию бюджетных средств. По данным, опубликованным на официальном сайте Департамента образования, средняя заработная плата учителей в 2010 году составляла 39,2 тыс. руб., а в 2013-м увеличилась до 64,1 тыс. рублей. Средняя заработная плата воспитателей в 2010 году составляла 25,4 тыс. руб., а в 2013-м увеличилась до 41,5 тыс. рублей. Уже сейчас в Москве достигнут уровень показателей 2015-2016 годов, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 и от 1 июня 2012 г. №761 в части соотношения средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в Москве. Этот факт был особо отмечен мэром Москвы Сергеем Собяниным, который подчеркнул, что «такой динамики нет ни по одной отрасли социальной сферы города Москвы». Нетрудно заметить, что применяемую сегодня в школах Москвы систему оплаты труда по сравнению с зарубежными системами оплаты труда, с одной стороны, можно назвать загруженной педагогическими часами, с другой стороны – щадящей, если ориентироваться при этом на общее количество рабочего времени педагогических работников. Педагоги Германии, Великобритании, Бельгии работают в течение недели на 20% больше, чем московские учителя. При этом отмечается высокий уровень самодисциплины, ответственности и качества образовательных результатов. За рубежом, как правило, устанавливаются общая нагрузка педагога в год или в неделю (в зависимости от квалификации и вида деятельности) и норма (максимальная) на количество проведенных уроков. В последнюю цифру включены также участие в педагогических совещаниях, работа в общественных советах, методическая практика, взаимодействие с родителями. Если учителю вменяется в обязанность выполнение дополнительных видов деятельности, то при этом уменьшается количество урочных часов, которое сохраняется в редких случаях при обязательном увеличении оплаты труда. Во всех странах Евросоюза системы оплаты труда учитывают как проведение уроков, так и выполнение учителями других обязанностей. Особый акцент делают на дополнительную, внеклассную, внеаудиторную работу педагогов с обучающимися и их родителями. В большинстве стран наблюдается тенденция к увеличению общего количества часов работы учителей при сравнительно небольшом увеличении обязательных часов педагогической работы (либо сохранении объема часов педагогической работы), так называемых горловых часов, проведенных в аудитории с классом. Не забудем также отметить, что для зарубежных стран характерны более короткие отпуска учителей (от 30 до 40 дней) по сравнению с установленными 56 днями для учителей России. В мировой практике организация повышения квалификации педагогов отнесена к компетенции общественных организаций, объединяющих педагогических работников по специальностям, либо целиком определяется самим учителем. В московской системе образования повышение квалификации учителей составная часть реализации государственной политики в области образования. Одним из важнейших механизмов обеспечения профессионального развития учителя стала созданная в Москве открытая и прозрачная многоуровневая система повышения квалификации в сетевых учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования системы образования. Также следует выделить прозрачные процедуры аттестации педагогических работников, продвижение передовых образовательных практик в конкурсе профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». Еще одним доказательством повышения престижа педагогической профессии стало увеличение количества молодых педагогов в образовательных организациях и отсутствие вакансий. Следует особо остановиться еще на одном факторе профессионального развития педагогов Москвы – мощной системе морального поощрения и поддержки учительского труда. Подобной системы нет ни в одной стране мира! С 2011 года весьма эффективно действует система грантов мэра столицы, направленная на поощрение лучших учителей, демонстрирующих наиболее высокие образовательные и воспитательные результаты. В 2013 году мэром Москвы утверждено звание «Заслуженный учитель города Москвы» за особые заслуги и вклад в развитие образования в городе Москве, что отражает высокий социальный статус профессии педагогов всех специальностей и обеспечивает дополнительные льготы. Исследование, проведенное сотрудниками МИРО, со всей очевидностью доказывает, что система оплаты труда московского учителя по большинству показателей в полной мере соответствует уровню и структуре системы оплаты труда учителя в мире. Зарплаты московских учителей сопоставимы с уровнем оплаты труда педагогов крупнейших мегаполисов мира и развитых стран. Все это свидетельствует о том, что для московской власти забота об учителе и уровне его благосостояния и профессиональном росте, безусловно, одно из важнейших условий превращения нашего города в настоящий мировой центр инновационного развития. Мария ЛАЗУТОВА, первый заместитель директора Московского института развития образования
Комментарии