search
main
0

Запятая после причастия. Стало ли знание литературы камнем преткновения на едином госэкзамене по русскому языку?

29 мая 13-я средняя школа Великого Новгорода принимала у себя две сотни одиннадцатиклассников из пяти учебных заведений микрорайона: школ №№8, 14, 16, гимназии «Квант» и педагогического лицея. Педагоги, приводившие выпускников на ЕГЭ по русскому языку, с материнским щемящим чувством расставались с ними у дверей школы. Переживаний за предстоящий экзамен у преподавателей было не меньше, чем у их подопечных.

Ирина Анатольевна ЕГОРОВА, завуч гимназии «Квант», надеется на своих учеников:

– Демонстрационный вариант у нас был с начала года. В этом году все очень вовремя! Вариант по степени сложности такой же, как в прошлом и позапрошлом годах, так что, думаю, неожиданностей не будет.

Маргарита Васильевна ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы средней школы №14, волнуется:

– Мы с одиннадцатиклассниками заказывали тесты и проводили пробный ЕГЭ. Среди тем части С встретились исключительно легкие, например «Моя первая книга», и крайне сложные, связанные с экономикой, историей. Смогут ли выпускники найти им аналогию? Да и чтобы высказать интересную точку зрения на жизненные темы, такие как ревность, предательство, нужно все-таки иметь опыт взрослых людей. Тексты части С становятся все сложнее и сложнее! В этом году есть еще изменения. Если раньше в части С нужно было аргументировать точку зрения с помощью примеров из жизни, то теперь один из двух аргументов нужно брать из литературного произведения. А хвататься за литературу поздно, потому что несколько последних лет часы на этот предмет в школах сокращались. В результате отношение к литературе у детей стало таким: кому нужно сдавать ЕГЭ по литературе, тот ее учит, а остальные считают ее «неглавным» предметом.

До начала экзамена у меня была возможность коротко побеседовать с некоторыми выпускниками.

Разделяют ли они опасения педагогов?

Гриша КУЗЬМИНКИН (гимназия «Квант»):

– Волнение есть, потому что от результатов ЕГЭ зависит поступление в вуз. Настроение боевое, учителя, я считаю, нас хорошо подготовили к экзаменам. В части С с аргументацией проблем я не испытываю, и многие мои одноклассники тоже, потому что большинство сдают ЕГЭ по истории и обществознанию.

Кирилл КУДРЯШОВ («Квант»):

– Волнение – это хорошо, оно, по-моему, помогает сосредоточиться. Безусловно, в части С многое зависит от удачи. Но в целом я к ней подготовлен. Аргументы из курса истории – для меня это вполне привычно. Не знаю, как в других школах, а у нас в гимназии на литературу отводилось пять часов в неделю, так что и литературный аргумент, я думаю, приведу. Существуют глобальные произведения, объемные по содержанию, но если они освоены, то из одного практически любой пример на любую тему можно взять. Возможно, даже не знакомясь с ним в виде книги, а посмотрев фильм или прочитав сокращенный вариант. Из «Войны и мира», например, можно взять множество аргументов для таких тем, как любовь и свобода, независимость.

– Кирилл, и что же – многие твои одноклассники не успевают прочитать «глобальные произведения» школьной программы?

– Большинство из нас, насколько я знаю, все-таки читали эти книги. Мы обсуждали, например, «Войну и мир», «Мастера и Маргариту», «Тихий Дон», и вопросов по ним практически не возникает.

Альбина ГУСЕНОВА («Квант»):

– Я лично читала все произведения, которые задавали. Но дело в том, что нервничаешь, и на экзамене можешь не вспомнить ничего из того, что читала. За это я волнуюсь.

Через три часа единого госэкзамена я снова поговорила с одиннадцатиклассниками. Каково их впечатление об организации ЕГЭ и его содержании?

Ксения МИЛИКОВА (победитель Всероссийской олимпиады по русскому языку 2007 года, средняя школа №14):

– Мне кажется, экзамен был не очень сложный. Хотя встретилась пара «навороченных» вопросов, не сразу понятных по формулировке. Тема в части С мне досталась легкая, про честь, достоинство человека. Но было сложно из-за ограниченности во времени сразу вспомнить литературный пример. Более удачный пример вспомнился уже после экзамена. То, что я там написала, – произведение «Мальчик и собака» грузинского писателя Арчила Сулакаури, а потом уже пришел в голову Эрих Ремарк с «Триумфальной аркой». Оба произведения не из школьной программы. Экзамен прошел тихо, спокойно. Большая часть ребят оставались в аудитории до конца ЕГЭ.

Дима НИКИФОРОВ (отметки по русскому языку – «3», бывали двойки, средняя школа №14):

– Волнения особого не было. Тема в части С была о том, что надо всегда помнить о своей Родине, даже если уезжаешь куда-то. Не удалось вспомнить литературных примеров. Написал два примера из жизни. Я считаю, нужно, чтобы пример из литературы не был обязательным! В части В один вопрос мне не понравился. Некорректный был вопрос. Там нужно было подставить в предложения слова «личный» и «личностный», я с этим затруднился. Мое мнение – лучше бы сдавали экзамены по русскому языку по-старому. Раньше ведь ЕГЭ билетами сдавали? Я думаю, задания части А теперь намного проще, чем билеты, потому что есть готовые варианты ответов. А нужно ведь все-таки тщательно проверять знания!

Виолетта ТАЙДМАН (отметки по русскому языку – «4», «5», средняя школа №14):

– В части В у нас в аудитории возник вопрос. Нужно было написать два страдательных причастия, но непонятно, надо ли было ставить между ними запятую. Кто-то поставил, кто-то нет. А ведь это же проверяет компьютер, и он не засчитает, возможно, ответ из-за этой запятой. Ему в принципе все равно. Это учителя бы поняли, если бы они проверяли. В части С мне досталась тема о собаке, о том, что собака всегда преданна тебе. Я написала сразу, что в голову пришло – о Муму. Я в принципе не думала долго, потому что у меня времени мало оставалось. В части С одной девочке из нашей аудитории попалась историческая тема. Она ничего не написала, на ноль баллов. Получается, темы бывают легкие и очень сложные, и это неправильно. Еще мне в части С не нравится то, что надо обязательно писать «автор рассказывает, автор утверждает, я согласна с мнением автора». Пока вспомнишь все эти слова, это сбивает с толку. А если не напишешь, баллы снимаются. Было бы как раньше: писали сочинения – начало, доказательство и концовка. Так намного лучше. Да и на русский язык три часа – это мало! На сочинение нам оставался где-то час, а чтобы достойное сочинение написать, нужно хотя бы часа два.

…Информированные об ошибках прошлых ЕГЭ, одиннадцатиклассники не преминули найти в тестах мнимые «некорректные» вопросы и «ошибочные» написания слов. Наверное, рекомендация здесь одна: более придирчиво относиться к собственным знаниям. Экзамен показал, что нужен более подробный инструктаж по заполнению бланков для учеников и учителей.

А как же главный вопрос, волновавший всех: знают все-таки наши дети литературу или нет? Среди тем, предложенных для сочинения на ЕГЭ-2009: отношение к пожилым, одиночество, любовь и дружба, хамство, личность и толпа, память о войне, философская проблема объединения людей, лжегероизм и даже равнодушие к классической литературе. Эти вопросы помогли раскрыть новгородским выпускникам Булгаков, Платонов, Распутин, Довлатов, Тургенев, Некрасов, Лермонтов, Достоевский, Пушкин, которого чаще всего цитировали, если речь шла о любви. И мой мини-мониторинг, и официальные данные показали, что основная масса новгородских выпускников с сочинением части С справилась и примеры привела из «глобальных произведений». Завидую юным, у которых не возникает никаких вопросов по поводу «Войны и мира»…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте