search
main
0

Запуск инновационных технологий – дело общее

В школе №444 прошло заседание «круглого стола» на тему «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в Школе будущего», в работе которого приняли участие педагоги, директора школ, ученые, космонавты, видные общественные деятели и журналисты.

Надо сказать, школа №444 отменно подготовилась к проведению этой встречи. Для участников мероприятия была подготовлена интереснейшая выставка работ школьников. Они же давали все пояснения и комментарии по поводу экспонатов, ставших зримыми результатами их проектной деятельности. Не случайно во вступительном слове главный специалист Департамента образования Елена Зайцева обратила внимание участников «круглого стола» на необходимость проектной работы как, несомненно, перспективной, дающей возможность учащимся осваивать новые технологии и выходить на новый уровень образования, отметила, что есть возможность развития более активной позиции личности учащихся, пробуждения в них большей заинтересованности в освоении нового материала.

От имени Центра управления полетами участников «круглого стола» приветствовал Герой России, летчик-космонавт Александр Лазуткин. Прочитав обращение – послание космонавтов, адресованное педагогам и ученикам – участникам проектной деятельности, Лазуткин также и от себя лично пожелал им успехов в использовании космических технологий в учебной работе. Тут же оказалось, что и сам Александр Лазуткин – энтузиаст, занимающийся, правда, по собственной инициативе, пропагандой космонавтики в ученической среде. В своем докладе «Пилотируемая космонавтика в школе будущего» он рассказал об интереснейшей программе «Космическая Одиссея», которая предназначена для того, чтобы заинтересовать школьников космической темой. В программе два направления, одно из них предполагает подготовку ребят к воображаемому полету на Международной космической станции. Подготовка – это пять этапов: отбор, теоретическая подготовка, медицинское тестирование, специальная подготовка космонавтов, допуск к космическому полету – занятие на тренажере. Второе направление – работа со станцией метеорологии – составление космической карты, дающей возможность считывания параметров погоды и ее изменений; организация сеансов связи с экипажем, находящимся на космической орбите, и проведение пресс-конференций со школьниками. При этом используется возможность для проведения погодного мониторинга для школ. МКС позволяет делать фотографии Земли с борта космической станции и передавать изображения на Землю.

Генеральный директор московского Комитета по науке и технологии, доктор технических наук Дмитрий Рототаев предложил участникам «круглого стола» совершить небольшой экскурс в историю космонавтики, вспомнив основные этапы освоения нашей страной космического пространства, отметившей недавно пятидесятилетие запуска первого искусственного спутника Земли, пятидесятилетие запуска первого «Шаттла» с советского полигона, начало орбитальной космонавтики, 150-летие со дня рождения Циолковского; 100-летие со дня рождения Королева.

Инна Крючкова, директор школы №444, подчеркнула, что все успехи советской космонавтики были обеспечены и обеспечиваются отечественным образованием. Примеры были, что называется, под рукой – история 444-й школы. Школа начала работу в нынешнем здании в 1953 году, а в 1962-м из бывшей котельной оборудуют здание для вычислительного центра, в нем должны проводить производственное обучение школьников по профессии «вычислитель-программист», для которого требуется глубокое изучение математики. С этого момента 444-я становится одной из первых в Москве школ с математической специализацией. На ее базе отрабатываются программы для математических школ, создаются учебники. Научный руководитель школы С.Шварцбург становится автором сборника «Проблемы школ с математической специализацией» и совместно с Н.Виленкиным – учебника «Математический анализ» . В 1980-е годы при школе начинает работу лаборатория обучения математике НИИСиМО во главе с С.Шварцбургом, позже лабораторию возглавил В.Фирсов. Некоторые учителя математики совмещали работу в школе с работой в этой лаборатории – вели эксперимент. Все годы было тесным сотрудничество между учеными и учителями, присутствовал дух творческой, неиссякаемой энергии, школа часто проводила слеты юных математиков, на которых бывали А.Колмогоров, А.Фетисов, В.Ашкинузе, А.Кушниренко и многие другие известные ученые.

В 1992 году при поддержке Любови Кезиной, Ларисы Курнешовой, Светланы Коровиной школа становится физико-математической экспериментальной школой, в 1994 – 2006 годах в Москве появляется новый тип учебного заведения – школа-лаборатория, и 444-й это звание присвоено одной из первых, научным руководителем становится доктор педагогических наук Т.Орлова, в 2004 году материалы, представленные на международном математическом конгрессе в Копенгагене, вызывают большой интерес его участников. У школы есть авторские программы по различным предметам, 300 научных статей, которые учителя написали совместно с учеными, на ВВЦ школа представляет стенды, посвященные трем направлениям углубления: математике, физике, информатике. Понятно, что школа успешно продвигается к реализации модели «Школы будущего».

Это подтвердила в своем выступлении заместитель директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования Лада Алексеева. Как известно, НИИ целенаправленно работает над использованием инновационных стратегий развития общего образования в Школе будущего. Образование, считает Лада Никитична, в первую очередь должно быть средством развития региональных систем. Антологический аспект образования – представление в полной степени картины мира; экспериментально-деятельный аспект – качество и разнообразие средств и методов для обучения подрастающего поколения. Разработка модели Школы будущего заявлена как национальный проект, в нем восемь составляющих, главнейшие – обновление содержания образования, работа с информационными технологиями, выстраивание общности детей и взрослых, повышение качества образования. Отвечая на вопрос о том, каким образом возможно зафиксировать обновление содержания нового школьного образования, Алексеева отметила, что основополагающим принципом этого процесса может стать признание того, что обновление знаний – это механизм, что важнейшими принципами образования являются его демократизация и индивидуализация, что необходимо реализовывать интеграционные предметные принципы, схемы использования инновационных и передовых технологий, а также интеграцию науки, промышленности и производства. Сетевой проект и распространение информации по всей России для авторов проекта «Школа будущего» – одно из главнейших направлений работы.

Ярким событием на «круглом столе» стало выступление восьмиклассника 444-й школы Ильи Червоненкиса, который продемонстрировал возможности приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени в условиях средней школы во время передвижения спутника над Москвой (зона контроля – Европейская часть России).

Перед участниками «круглого стола» выступили представители школ – участников экспериментальной площадки. Учитель географии школы №390 Татьяна Удалова рассказала о нетрадиционных методах обучения, инновациях, о существенном повышении уровня учебно-воспитательной работы с учетом экологии образования, о вовлечении учащихся в работу с космическими снимками, составлении карт Земли, организации мониторинговых объединений, для того чтобы научить детей исследовать и анализировать данные, устанавливать междисциплинарные связи. Директор школы №597 Екатерина Соколова отметила, что педагоги уделяют внимание в основном использованию космических технологий на таких предметах, как география, экология, ОБЖ. Также были представлены работы школы №1533 и московского химического лицея №1303.

В завершение учитель 444-й школы Галина Гухман с коллегами и учащимися продемонстрировала работу лаборатории солнечной энергии. Галина Александровна отметила, что существующая в школе уже более 10 лет учебно-исследовательская лаборатория солнечной энергетики стала важной составляющей системы непрерывного дополнительного экологизированного естественно-научного образования, которая помогает создать у обучающихся цельную картину окружающего мира, заложить основы научного мировоззрения и активной жизненной позиции (прежде всего в области экологии и энергетики), познакомить их с современными методами научно-исследовательской работы, пробудить интерес к экспериментальной работе, заинтересовать как в самом учебном процессе, так и в его результатах, стимулировать стремление к самореализации и к достижению («здесь и сейчас») практических социально значимых результатов. Учащиеся приходят в лабораторию в 5-м классе (большинство из них в начальной школе проходят через пропедевтический естественно-научный экологизированный исследовательский практикум, организованный в форме кружков «Могучий солнечный луч» и «Юный исследователь природы») и, как правило, остаются в ней до 10-11-го классов. За это время они не просто получают представление о возможностях использования солнечного излучения для энергообеспечения разнообразных потребителей и о методах преобразования солнечной энергии в электрическую, не только знакомятся с солнечными батареями, но и учатся их проектировать и создавать реальные энергоустановки или действующие модели (макеты) на их основе. И происходит все это в процессе активной самостоятельной творческой деятельности. По сути, отметила Галина Гухман, деятельность лаборатории совпадает с целью обучения, сформулированной в концепции экспериментального проекта «Космические технологии, экология, безопасная энергетика в Школе будущего».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте