Калининград, в прошлом Кенигсберг, – старинный и красивый город. Конечно, время не щадит никого. Но очень многое зависит от нашего с вами отношения к историческому наследию, культуре, архитектуре, которые достались нам в наследство. Учитель математики лицея №23 Дарья ПРЯДУХИНА рассказывает о том, как с помощью своего предмета воспитать в детях интерес к окружающему миру и желание сохранить его во всей красе.
Пять статуэток
«Математика – это не только чистые абстрактные знания, но и инструмент для решения вполне конкретных проблем и задач. Именно эту идею я заложила в свой конкурсный урок, который давала в Волгограде. Тем более что дома использую данный прием регулярно и очень успешно. Я дала детям задание из буклета-методички «Задачник хомлинов». У нас в городе с недавних пор есть такая традиция: там, где есть та или иная достопримечательность, установлены маленькие бронзовые статуэтки хомлинов – существ, похожих на гномиков.
Их придумала одна женщина, у которой была мастерская изделий из янтаря, и ей пришла в голову идея, что эти изделия ей помогают создавать некие существа. Она создала пять статуэток и расставила их в пяти точках города. Так вот, когда я давала задание детям, там был QR-код со ссылкой на видеозапись, где я стою возле того или иного хомлина и рассказываю, где он находится – в Музее янтаря, на острове Канта и так далее, а потом формулирую математическую задачку, связанную конкретно с этим местом. Возле Музея Мирового океана я рассказывала о судне «Витязь», о том, какие открытия на нем были совершены, и предлагала решить задачу по химии, произвести определенные вычисления. На Медовом мосту давала задачу по движению по течению реки и т. д. Как можно догадаться, такие же приемы можно использовать в любом месте, городе и регионе, и задачи можно придумать на любую тему, главное – привлечь внимание детей, возбудить интерес. Краеведение и математика дают отличный стимул для развития познавательной деятельности».
Что будет, то и будет
«Математиков нередко противопоставляют гуманитариям. Однако сама эта наука близка и к поэзии, и к музыке, и к изобразительному искусству, что замечали многие великие люди.
Признаюсь, что я немного гуманитарий – люблю на уроках порассуждать на филологические темы, стараюсь быть точной не только в вычислениях, но также в речи и письме, мне нравится выяснять, что означает тот или иной термин, кто его придумал. Стала замечать, что мне на уроках легче и интереснее работать именно с гуманитарными классами, чем с технарями. Они как-то иначе воспринимают текст, находят такие мелочи, которые не всегда заметят другие ребята. Поэтому неправильно делить всех на физиков и лириков, ведь если человек талантлив в математике, то он, как правило, способен проявить себя и в других сферах – истории, географии, иностранных языках. Нередко, кстати, и в политике. Хотя сама я от нее далека и ею не интересуюсь. Впрочем, как говорят некоторые, ты можешь ею не интересоваться, но она всегда будет интересоваться тобой. Периодически на уроках всплывают щекотливые темы, связанные со знаменитыми русскими, советскими и российскими учеными, которые не нашли себя в нашей стране, но получили известность за рубежом. Что делать, если школьник меня об этом спросит, предложит высказаться о том, в каком состоянии находится наша математическая наука? Мне сложно отвечать на подобные вопросы. Потому что я сама не знаю, где окажусь лет через 5 или 10. Жизнь так переменчива, вдруг выпадет возможность поработать где-нибудь в другой стране? Конечно же, не откажусь, ведь интересно посмотреть мир, набраться опыта. Многие зарекаются, мол, здесь и сейчас мне хорошо, поэтому я никогда и никуда отсюда не уеду. А потом что-то происходит в их жизни, и они меняют место работы, город, регион и даже страну. Я вот недавно сама поменяла место работы и считаю, что поступила правильно. Да и конкурс дал огромный стимул к развитию, позволил значительно раздвинуть границы возможного, поверить в свои силы».
Поддерживаем!
«На конкурсе я нашла единомышленников, почувствовала их поддержку. В былые годы, когда я только начинала преподавать, было очень много неуверенности, терзали сомнения относительно того, на что я способна, чего я могу достичь, вправе ли я делиться своими наработками с более опытными коллегами. Не секрет, что, когда работаешь в школе, которую и окончила, есть ощущение, что твои же бывшие педагоги продолжают воспринимать тебя как ребенка, ученицу. И несмотря на то что там я была руководителем методического объединения, все равно постоянно чувствовала, что все мои коллеги находятся как бы надо мной, мне до них никогда не дорасти… Как я могу им что-то рассказывать, советовать, рекомендовать? А участие в конкурсе (как, впрочем, и работа в профсоюзной организации) позволило почувствовать себя более весомой фигурой, увидеть, что люди прислушиваются ко мне, я для них начала представлять некий интерес. В Волгограде было очень много поддержки – постоянно подходили конкурсанты, эксперты, члены жюри, сопровождающие, местные учителя и школьники, и все говорили: «Как здорово ты выступила, какой замечательный урок и методический семинар провела!» Это дорогого стоит!»
Собственный стиль
«Я знаю, многие опытные педагоги с большим стажем придерживаются мнения, что сначала учителю надо поработать лет 10‑15, а уже потом идти на конкурс. Или, еще лучше, скромно сидеть и ждать, пока аксакалы тебя порекомендуют. А нынешние конкурсанты – это, дескать, зеленая молодежь, они мало что умеют и мало на что способны. Мне понятна такая позиция. Однако гораздо больше нравится другая, когда люди, проработавшие в школе не одно десятилетие, не стесняются просить нас, молодых, научить их чему-то новому, современному. Для одних главное – форма, для других – содержание. Одни, узнав, что у меня за плечами только 6 лет стажа, сразу же делали вывод, что, конечно же, вряд ли я могу продемонстрировать что-нибудь интересное. Это обидно. Другие же откровенно признаются, что многое из увиденного на моих уроках их искренне удивило и понравилось. Вполне допускаю, что иногда человек просто владеет некой педагогической интуицией, которая ему уже на первых годах работы помогает понять, что и когда сделать, как поступить в той или иной ситуации. А кому-то, чтобы это понять, нужны годы и годы. Я была на уроках опытных педагогов и часто приходила к выводу: я тоже так могу! Или же, чтобы достичь таких результатов, мне надо освоить то и это. Но, признаюсь, очень часто присутствовала мысль: «А вот тут я бы сделала иначе, здесь лучше бы использовать другой подход». Словом, чем хороша наша профессия – здесь нет абсолютно безукоризненных уроков, всегда есть возможность что-то изменить, сделать свой собственный, уникальный и неповторимый урок, который в конкретном классе будет иметь максимальный успех… но только у тебя, да и то, если сойдутся звезды».
Было бы желание…
«Семь лет назад я окончила Балтийский федеральный государственный университет имени Иммануила Канта, факультет прикладной математики и информатики. Поэтому я не чистый математик, а еще и системный программист. И уже потом дополнительно получила диплом преподавателя. Честно говоря, особой педагогической подготовки у нас не было, просто надо было написать еще один диплом на тему «Конфликты и решения конфликтов в образовательном процессе». И вот как раз это очень много мне дало, спасибо моему научному руководителю. А методики как таковой у нас не было. И пришлось ее осваивать на практике, с нуля. Поэтому, собственно, я себя как раз и считаю педагогом, который действует более интуитивно, нежели опираясь на богатый фундамент полученных за период обучения в вузе знаний по педагогике и психологии. Смотрю на тех учителей, которые мне нравятся, и делаю то, что делают они. Ко мне на уроки ходила моя наставница, мы с ней разбирали каждый урок, она мне все очень подробно и откровенно расписывала, указывая на сильные и слабые стороны, советовала, что исправить и что усилить.
В общем, можно сделать вывод, что педагогическую подготовку я прошла примерно в том же объеме, что и участники программы «Учитель для России». То есть безо всяких педвузов.
Значит, этот подход как минимум имеет право на существование. Потому что главное – мотивация самого человека, его желание расти и развиваться в учительской профессии. Разве это хуже того варианта, когда человек пять лет отучился в профильном педагогическом вузе, но с детьми работать не хочет, не умеет, а если и пытается, то получается плохо, неинтересно, на нервах? А если я понимаю, чего мне не хватает, и пытаюсь ликвидировать этот дефицит, то у меня есть стимул к совершенству.
Например, когда я только пришла в школу, мне явно не хватало понимания структуры урока. То есть как раз методики. Тогда я начала ходить по урокам коллег, смотреть, что они делают на том или ином этапе, просить у них совета. Потом выяснилось, что для достижения успеха не хватает дидактической составляющей. В вузе это давали, но как-то совсем непонятно. Пришлось смотреть записи мастер-классов, слушать лекции, читать методическую литературу, где подробно обо всем этом рассказывалось. И, конечно же, был изрядный пробел в области возрастной психологии. Потому что уроки в 5‑х и 11‑х классах – это два совсем разных подхода, два разных восприятия детьми материала».
Как дважды два
«Из всего безбрежного моря математики мне больше всего нравится тригонометрия, причем еще со школы. А в вузе очень нравилась дискретная математика, теория графов. К сожалению, в школе на это отводится время только в рамках внеурочной деятельности. Хотя я пытаюсь это давать уже начиная с 5‑го класса и далее, по чуть-чуть. Многие дети сейчас участвуют в олимпиадах, а там надо знать гораздо больше, чем есть в школьной программе. К тому же нередко встречаются задачи, которые легче всего решить именно с использованием графов. То есть это позволяет ребятам подходить к решению задач более творчески. А еще знание графов позволяет каждому человеку решать вполне себе жизненные задачи, например, как провести проводку, как проложить маршрут и т. д.
Математика, конечно же, приводит ум в порядок. Вот только само собой это не произойдет. Мало решать задачи, надо формировать математическое мышление, а это очень непросто. Кстати, как бы ни ругали ЕГЭ и ОГЭ, надо отдать должное – они помогают систематизировать и структурировать знания, дать более четкое представление, что будет на экзамене, а что нет. Коллеги-литераторы жалуются, что дети мало читают и не испытывают удовольствия от чтения. Добавлю, что они еще и мало считают, им не нравится производить вычисления.
С годами ребята все больше и больше зависят от гаджетов, где есть не только Интернет с ответами на все вопросы, но и калькулятор, способный посчитать, сколько будет 3х7 или 39:3. Они не хотят, не видят смысла напрягать извилины, чтобы что-то посчитать в уме и на бумаге. Поэтому я пятиклассников обучаю различным приемам устного счета, показываю, как считают в других странах, рассказываю о ментальной арифметике. А иногда я в 10‑м классе часть урока отдаю под то, чтобы дети вспомнили, как это – вычислять самому, без калькулятора. Устный счет нужен так же, как и умение писать от руки. Это просто развивает мышление, воображение. Тем более что за это отвечают разные зоны мозга».
Переоценка ценностей
«Учитель – это, конечно же, предметник. Но не только, а может быть, и не столько. Очень важно обладать знаниями и в других областях наук, чтобы уметь поддержать любую беседу. Я, как классный руководитель, должна уметь найти общий язык и с детьми, и родителями, и с коллегами, быть и мамой, и психологом, и товарищем. Я гуманный педагог, мне важна личность каждого школьника, я не люблю наказывать, мне приятнее договариваться. Но некоторые родители звонят и спрашивают, почему у их ребенка такая отметка, он ходит в школу, как на работу, и отметка – это его зарплата, значит, он плохо работает. А я пытаюсь внушить им, что не надо монетизировать образовательный процесс, нужно просто любить ребенка, разговаривать с ним, стремиться понять его.
Вадим МЕЛЕШКО, Калининград, фото автора
Комментарии