От Бориса Никитина
Первое условие успешного развития – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.
Второе важное условие, насколько это возможно, – заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей, а также предоставить большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. Не упускайте возможности поиграть или поделать что-то вместе и, конечно, радоваться вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до “потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше. Именно интенсивная умственная деятельность помогает в удивительно короткий срок превзойти себя. Не опасайтесь переутомления и перенапряжения, если соблюдать…
Четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ему на пользу. Но предоставленная свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает…
Обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. Это очень ВРЕДИТ делу!
Подготовила Светлана КАЗЕНОВА
Комментарии