Четыре кита педагогики Царскосельского лицея
1. Все взрослые, работающие с детьми, должны искренне и глубоко уважать личность воспитанников.
Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Здесь сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся, стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Ежегодно составлялись развернутые характеристики мальчиков, поражающие своей психологической корректностью. Описание сильных и слабых сторон воспитанника, причины его проступков и отставания служили основой для индивидуальной работы с лицеистом. В атмосфере душевной близости, симпатии, сочувствия, уважения, в тесном единстве с требовательностью воспитатели могут совершить чудо: передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, чтобы воспитанники не только их заучили, но приняли и сделали “регулятором своего поведения”.
2. Необходима разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики – интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической.
Программа лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество, работали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения. В лицее издавались несколько литературных журналов. “Возбуждать собственное действие ума детей”, “дети не должны быть праздными” – было записано в Положении о лицее. Преподаватели широко пользовались различными методами, возбуждающими творческую деятельность: дискуссиями, творческими сочинениями, поисковыми проектами. Центром творчества была обширная библиотека, снабжавшая лицеистов разнообразной литературой и информацией.
3. Управление целенаправленным процессом гражданской зрелости воспитанников.
Преподавание истории Отечества, русской словесности и литературы определяли жизненные стратегии лицеистов: одних – на путях самоотверженной службы; других – в противостоянии ей, в борьбе против рабства, несвободы, тирании. Безграничная любовь к России, вера в ее предназначение объединяли тех и других. Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, – самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Любовь к Отечеству выступает прочной основой нравственного воспитания в школе.
4. Профессионализм преподавателей.
В лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но и были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Обширные знания и увлеченность предметом передавались лицеистам, стимулируя их интерес, любознательность, творческие поиски. (Особую значимость для нравственно-гражданского воспитания детей, как известно, имеет общественно-нравственный облик педагога. Педагог всегда выступает постоянно работающей, воспитывающей моделью для детей). Лицеистам в этом отношении повезло. Вот, например, несколько штрихов к портрету одного из лицейских преподавателей – профессора А.П.Куницына. Александр Пушкин после окончания лицея так характеризовал своего учителя:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожжена…
По словам П. Плетнева, Пушкин “о лекциях Куницына… вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей хранил неизменное уважение”. А начальство (Энгельгардт) дает ему же следующую характеристику: этот профессор “во всяком случае заслуживает в полной мере признательность и благодарность лицея за пользу, принесенную им в течение 9 лет воспитанникам сего заведения как учением своим, так и особенно важным влиянием, которое он имел на образование нравственности их”.
Светлана КЛЕР
(Использована книга З. Равкина “Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры”.
М., Изд. “Флинта”, 1999 год)
Комментарии