Однажды, наблюдая за работой детей на уроке литературы в одной из основных школ нашего района, столкнулся с такой ситуацией: ребенок не смог подготовить домашнего задания, но его вызвали отвечать к доске.
Урок был по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Дети по просьбе учителя, кто, стоя у парты, кто, выйдя к доске, по очереди пересказывали понравившиеся им стихотворения гениального поэта.
– Теперь… – учитель назвала имя ребенка, который сидел на задней парте почти рядом со мной.
– Я учил, только не помню.
– Учил, да не выучил. Давно ли мы с отцом твоим разговаривали? Иди к доске!
Ребенок послушно вышел. Повернулся лицом к классу. Взглянул на всех и молча уставился глазами куда-то в пол.
– На, читай, – учитель протянула ребенку книгу.
Ученик читал, нет, скорей всего быстро, очень быстро проговаривал все по памяти. В тишине класса звучали слова стихотворения Пушкина «К морю».
– Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
(А.С.Пушкин. Избранное. М.: Просвещение, 1993 г., с. 24).
С преподавателем литературы мы встретились еще раз уже после окончания школьных уроков.
– Вот видели, не запоминает, ничего толком выучить не может. Как тут быть, ума не приложу! Посоветуйте.
Как помочь? Раздумывать долго некогда. Решил начать разговор так. Поинтересовался: часто ли ученик заходит в школьную библиотеку? Много ли он читает? Чем больше всего увлекается? Посмотрели и формуляр.
Потихоньку наша беседа переключилась на одну из книг, которую я раньше рекомендовал для внимательного ознакомления и использования в работе всем учителям.
– Вы знаете, что мне самому больше всего запомнилось из этой книги? – сказал я, едва уловив, как засмущался человек. – Думаю, и вы на это также свое внимание обратили. Но не будем вспоминать, вдруг ошибемся в чем. Давайте лучше еще раз прочтем эти строки вместе.
Мы открыли книгу для учителя Кирилла Бардина «Как научить детей учиться» на 36-й странице: «Чтобы разобраться в материале, необходимо проводить активную мыслительную обработку материала, в результате которой и наступает запоминание без специальных на то усилий.
Психологи, изучавшие, как ребенок овладевает родным языком, рекомендуют для развития чувства слова такой прием. Взять какое-нибудь стихотворение и предложить ребенку подумать, почему автор употребил именно те слова, которые стоят в тексте, а не другие, близкие к ним по смыслу. А для того чтобы разобраться в этом, попробовать заменять имеющиеся в тексте слова другими, сходными по смыслу. Подставляя в авторскую строку такие слова, ребенок прослеживает, как от этого меняются смысловые оттенки…»
– Вот смотрите, – сказал я учителю. – Мы с вами, боясь ошибиться, не стали вспоминать текста и решили еще раз его перечитать. Это в психологии называется пассивным повторением. Однако мы могли говорить, по сути, и не перечитывая текста, а просто его вспоминать по ходу дела. Это было бы уже активное повторение материала. Так активное повторение определяет Кирилл Бардин. Но его определение активного повторения несколько отличается от того, как его определял Константин Ушинский. Бардиным изменено в этом определении лишь одно слово, но это слово очень существенно в понимании педагогического смысла в активном повторении. Чуть позже, при следующей встрече, мы об этом обязательно поговорим.
Да, чуть не забыл. Хочу поблагодарить вас. Можете себе представить, сегодня на уроке из уст вашего ученика я с огромным удивлением узнал о существовании второго варианта словесного оформления трех строк стихотворения «К морю». Мне запомнилось вот это:
– Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье иль тиран.
(А.С.Пушкин. «К морю». «Русская лирика. ХIХ век», М.: Художественная литература, 1986 г., с. 47.)
Очень любопытный случай для того чтобы разобраться в материале.
Александр МАСЛОВ, психолог, Орловская область
Комментарии