search
main
0

Заплатил, списал, поступил! Коррупция на ЕГЭ пустила глубокие корни

Завтра комиссия при Президенте РФ обсудит итоги сдачи единого госэкзамена в этом году. Страна ожидает, что комиссия рассмотрит все предложения и замечания и примет решение, которое избавит если не от всех, то уж точно от многих проблем, связанных с ЕГЭ.Заседанию комиссии предшествовало другое, инициированное Общественной палатой, где основным было сообщение заместителя председателя комиссии ОП РФ, президента образовательного холдинга «Наследник» Любови Духаниной. Любовь Николаевна сегодня, пожалуй, самый информированный человек по части проблем с ЕГЭ, так как длительное время под ее руководством работала «горячая линия» палаты.

Как справедливо отметила Любовь Духанина, тема единого госэкзамена волнует всю страну, поэтому Общественная палата уже третий год проводит свой мониторинг – «горячую линию», работающую в дни сдачи экзаменов. «Мы очень надеялись, – отметила Любовь Николаевна, что в этом году количество звонков будет меньше, потому что фактически уже не первый год страна проводит единый госэкзамен в штатном режиме. Но к сожалению, звонков были тысячи. После прошлого года мы много спорили о том, каким должен быть ЕГЭ. Значительное количество вопросов было вынесено на заседание комиссии при президенте по ЕГЭ, многие вопросы вошли в план работы образовательных ведомств в течение двух-трех ближайших лет. Мы говорим о необходимости увеличения использования информационных технологий в период экзамена, и ситуация этого года показала, что дети прекрасно владеют современными информационными технологиями, а мы им предложили архаичный формат экзамена на бумажных носителях. Уже давно пора переводить экзамен в компьютерный формат. У этого предложения есть и сторонники, и противники, но я думаю, что перспектива именно в этом. На следующий год запланирован перевод экзамена по информатике в электронный формат, ведь очень странно, что экзамен по информатике сдается на бумажке. Я думаю, что за ним последует перевод и других экзаменов, потому что тогда нам не придется ждать. Схема будет такой: ребенок садится за компьютер, делает вариант и тут же видит свой результат. Ему никто уже по выходе из ППЭ не может предложить принести денежки, чтобы повысить результат». Фактически Общественная палата проводит общественный контроль за процедурой экзамена, но не только: выпускникам нужна помощь, и ее тут оказывают. Например, в Башкортостане выпускникам на экзамене не хватило бланков, ребята писали на нестандартных листах, и Духанина добилась, чтобы результаты тестирования были все же засчитаны. Палате помогают общественные наблюдатели. Эта система была опробована в прошлом году, а в нынешнем ее уже законодательно закрепили. «Но мы понимаем, что ресурс системы общественного наблюдения очень узкий, – отмечает Любовь Николаевна, – потому что полномочия общественного наблюдателя распространяются только на кусочек пункта приема экзамена. У общественного наблюдателя нет полномочий контролировать апелляции, региональные органы, где идет упаковка и распаковка конвертов, то есть те узлы, где случается большое количество нарушений. Мы предлагаем расширить права общественных наблюдателей, чтобы ими могли быть и родители, и журналисты, чтобы у представителей средств массовой информации появилась возможность официально присутствовать на всех этапах проведения экзаменов в качестве общественных наблюдателей, а не просто в качестве людей, для которых устраиваются пресс-конференции. В этом году мы впервые запустили весьма полезный портал на сайте Общественной палаты. В режиме реального времени ребята могли присылать свои комментарии, задавать вопросы, и мы на них отвечали».Какие же вопросы задавали выпускники и родители, обращаясь на «горячую линию» Общественной палаты России? Духанина говорила об этом подробно: «Есть типовые вопросы, которые не изменились, к моему великому сожалению, несмотря на то что прошел уже год. Это вопросы, связанные с недостаточным уровнем информирования детей, особенно по процедуре, по тому, как, что они могут требовать, как подавать заявления на апелляцию, по поводу нарушений процедуры проведения ЕГЭ. Дети еще не научились до конца отстаивать свою точку зрения и права. Есть, на наш взгляд, банальные проблемы, которые должны быть решены. Это проблема с доставкой на экзамен, например, в пункт сдачи экзамена, расположенный за 300 километров, она по-прежнему во многих регионах страны осуществляется на средства родителей, а не за счет средств бюджета. Хотя, конечно, эти средства должны выделяться именно из бюджета, ведь не у каждой семьи есть на это деньги. Нередко приходится преодолевать какие-то проблемы, а на самом деле преодолевать нечего: есть процедура, известная заранее, то есть все должны знать, куда дети поедут, где будут сдавать экзамен. Все проблемы – результат плохого планирования работы местным органом руководства образованием, я не вижу тут никакой иной проблемы, кроме недостаточного внимания и низкой квалификации сотрудников образования. Я благодарю сегодня всех, кто не только нам звонил, но и присылал видеофайлы, на которых видно, как идет экзамен, когда дети просто ходят, обмениваются друг с другом всем, чем хотят, когда учителя делают то же самое. Я думаю, что нормативная база нуждается в доработке. Когда мы подводили итоги прошлого года, члены Общественной палаты заявили: «Написание экзамена в своей школе со своими учителями не стало независимой процедурой. Сейчас мы будем требовать изменения нормативной базы и более жесткого прописывания ответственности. Не дело, когда взрослые демонстрируют ребенку фактически мошенническую модель поведения».Много скандалов в нынешнем году было связано с коррупцией, которая перекочевала, как и предсказывали, из вузов в школы. Любовь Духанина не отрицает, что уже сложилась некая коррупционная система: известно, сколько стоят сдача экзамена для выпускника, поддержка его на экзамене, помощь в решении тестовых заданий. Например, редакции газеты в одном из провинциальных городов стало известно: сдача экзамена по математике стоит 50 тысяч рублей, столько же – сдача экзамена по русскому языку. «Тарифы на услуги, – говорит Любовь Николаевна, – появились уже в прошлом году, они были высоки, но в этом году снизились, тут возник вопрос: «Почему?». То ли потому, что экзамен стал более доступным и цены упали, то ли потому, что общий уровень жизни людей стал ниже в силу кризиса и они больше платить не могут. Но за время сдачи ЕГЭ тарифы снова подросли – об этом нам рассказывали звонившие на «горячую линию». Очень жаль, что система образования решает задачу сдачи экзамена, а не повышения качества образования. Сегодня же чрезвычайно актуален вопрос: «Как мы учим ребенка?» Если мы учим так, что он не в состоянии сдать единый госэкзамен и должен пускаться во все тяжкие вместе со своими родителями и учителями, зачем обманывать детей и все общество? Ну напишет ребенку кто-то задание на экзамене, дальше он поступит в вуз, но перспектив-то у такого человека все равно не будет. К сожалению, мы убедились в этом году в том, что у некоторых выпускников школы нет мотивации на свое развитие, на обучение, нет желания достичь результата честным, конкурентным способом. Я думаю, тут и родителям стоит задуматься: помогать ребенку до последних дней его жизни неправильно».Существенный вопрос – все ли выпускники школы должны поступать в вузы. Сегодня, предлагая выпускной – вступительный экзамен в одном флаконе, мы всех – и способных, и неспособных, ориентированных на вуз и не настроенных на продолжение учебы на высшей ступени – подталкиваем на один путь, не думая о будущем детей. У Духаниной на это есть своя, весьма определенная позиция: «Нужно уйти из ситуации всеобщего высшего образования, абсолютно доступного для всех, вне зависимости от уровня подготовки. Ведь это тоже в определенном смысле иллюзия, что все дети, окончившие школу, в состоянии оканчивать высшее учебное заведение. Потом они не могут трудоустроиться, ведь работодатель требует реальных способностей, навыков и умений, а они этими качествами не обладают. Получается, что ребенок одиннадцать лет отсидел в школе, потом пять лет – в институте, и ничем это не заканчивается. Когда есть возможность списать на ЕГЭ, ребенок может отсидеть все эти годы еще и за бюджетные деньги. То есть фактически мы оплачиваем такого ребенка, совершенно четко понимая, что перспектив нет, что он не отдаст ни стране, ни остальным нашим гражданам своего качественного труда, что у него не будет социально значимого результата. Это, на мой взгляд, главная проблема, над которой сейчас должны работать общество, Министерство образования и науки РФ».Завтра Общественная палата предложит комиссии при президенте свою программу реформирования ЕГЭ. Чрезвычайно интересно, какие предложения будут приняты, а какие отвергнуты, ведь по большому счету предстоит принять судьбоносное решение о том, каким станет ЕГЭ в будущем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте