Продолжение. Начало в №42‑49
Жизнь все время подбрасывает новые вопросы. Пытаешься каждый урок сделать максимально полезным и запоминающимся, однако результаты в тетрадях не очень-то радуют… Что делать? В такие моменты я обычно вспоминаю школьные годы, свой опыт учебы. Что больше всего запомнилось, встрепенуло душу? Что заставило полюбить тот или иной школьный предмет? И, конечно, своих успешных учеников, ведь не только мы учим детей, но и они дают уроки нам.
Живой алфавит
Помнится мне моя ученица Софико. Она училась в обычной сибирской школе, но Грузия была в ее сердце, потому что до семи лет она жила в Сванетии. Девочке трудно давался пересказ, и я с ней дополнительно проводила занятия. Однажды Софико открыла дневник, чтобы прочитать задание на дом по русскому и литературе. Она долго всматривалась в расписание и вдруг стала махать ладошкой странице из дневника. И негромко сказала:
– Привет!
– Скажи, пожалуйста, кому ты там машешь? – поинтересовалась я.
Девочка смутилась и покраснела. Видно было, что она не желает отвечать. Но мне очень хотелось узнать, и я стала упрашивать ее рассказать мне. Тогда Софико, преодолев смущение, произнесла:
– В понедельник нам по математике задали номер 322 по буквами «а», «б» и «в». А во вторник – тот же номер, но уже под буквами «г», «д» и «ж». А они же братья! Вот я и передала им привет!
Я сразу поняла, что для Софико буквы алфавита – родные братья. И им обязательно в расписании надо было передать привет. От понедельника – вторнику. Кстати, к нам в Сибирь из Сванетии приехали две грузинские семьи, они очень дружили между собой. В соседней с Софико семье жили дети Витя, Нико, Кэти и Нино. Они часто играли вместе, и для Софико связи с детьми были почти родственными. Эту семейственность она переносила на все предметы, даже на буквы алфавита, что помогло мне в игровой форме успешно учить девочку пересказу.
Кукла Марфуша
Я стала на занятиях работать с куклой. Была у меня такая кукла, которая одевалась на руку, – Марфуша-душа. Мне ее когда-то на день рождения подарила подруга, сшила сама, собственными руками. Марфуша была в ярком цветастом сарафане, в платочке, настоящая русская красавица. Кукла приходила мне на помощь во многих случаях.
В детстве моя дочка очень плохо ела. К примеру, невозможно было заставить ее съесть суп. Полные тарелки с макаронами и котлетами отодвигались, а на глазах у дочки появлялись слезы величиной с горошину. И вот я, прочитав в одной умной книжке, что нет ничего проще, чем уговорить малыша что-то сделать с помощью куклы, решила попробовать.
Честно говоря, ничуть не надеясь на успех, я взяла Марфушу, расправила ее сарафанчик, разгладила платочек на головке и сказала кукольным голоском:
– Здравствуй, Аленушка! Что же ты сидишь и плачешь? Ты не хочешь есть суп? Он кажется тебе невкусным?
Аленка с удивлением посмотрела на куклу и тихо ответила:
– Да, невкусно! Я не хочу есть супчик.
– А давай мы вместе! Одну ложку я, а вторую ты!
– Давай! – ответила дочка и взяла ложку. Слезы на глазах сразу высохли, а на лице появилось выражение живого интереса.
Супчик мы съели. И немного второго. Я смотрела на свою дочку, открывая для себя другого, незнакомого мне ребенка, а она во все глаза глядела на куклу. Удивительно, но дочь не замечала того, что кукла сидит на моей правой руке и что это я разговариваю за Марфушу. Она воспринимала куклу как отдельное живое существо! Вот как сильно в ребенке желание сказочного и чудесного в нашей будничной взрослой жизни.
Так и Софико запоминала легче материал, если он был подан ей чудесным образом. Я взяла на занятия куклу, и случилось чудо. Софико стала разговаривать с ней. Они были на одной волне и хорошо понимали друг друга.
Теперь, входя в класс на дополнительные занятия, Софико спрашивала:
– А где Марфушенька? Давайте посадим ее рядом!
Это было поразительно! Удивительно, но через куклу с девочкой было легче договориться. И правила русского языка у нас шли на ура.
Мы очень быстро вышли на четверку по русскому языку и литературе, хотя с пересказом у нас было поначалу трудновато. Но я научилась доверять детским психологам, которые в один голос утверждают: до десяти лет ребенок живет в сказке, он дышит волшебством и всегда готов перейти от серых будней в радужное поле фантазии. И это правда!
Книга фразеологизмов
Мы с детьми пробуем оживить скучные и сухие правила русского языка. Что мы рисуем? Рисуем фразеологизмы, приставки «пре-» и «при». Даем им характер и наделяем привычками. Фразеологизмы пробуем показать через иллюстрации.
Например, выражение «глаза горят» сопровождает рисунок ярких оранжевых глаз, «наломать дров» – чурок и топора, кстати, самый понятный деревенскому ребенку фразеологизм. А уши, висящие на веревочке, прикрепленные к ней бельевыми прищепками, изображают выражение «развесить уши».
В шестом классе мы с детьми создаем красочную книгу фразеологизмов. Делаем общую фотографию художников, то есть всего класса, ламинируем и помещаем на обложку. А внутри книги – забавные рисунки фразеологизмов, нарисованные и раскрашенные шестиклассниками. Когда ученик рисует, он думает, размышляет, откуда взялось такое выражение, как давно оно появилось на свет, что оно обозначает.
– Представьте себе, что выражению «сломя голову» примерно триста лет! Кто-то сказал в одной деревне другому: «Что ты летишь, сломя голову?» Бегущий человек остановился и рассмеялся. Действительно, очень смешно, – рассказываю ребятам, улыбаясь. – Тот человек выражение запомнил и передал другим. Так и дошло оно до нас сквозь толщу веков. Эти два слова как бы взялись за руки. И так пришли к нам в качестве фразеологизма. Мы не говорим «сломя ногу» или «сломя шею». Только «сломя голову»! Эти два слова зацементировались, склеились, чтобы не потеряться. И разлучить их невозможно.
Конечно, я понимаю, что в русском языке множество фразеологизмов, я не смогу раскрыть их смысл на своих уроках. Мы взяли с детьми только двадцать крылатых выражений, а это капля в море. Но я уверена, что интерес к образным выражениям у детей возник, надеюсь, он не пропадет. Дальше они сами будут искать разгадку каждого устойчивого выражения.
Конечно, не ко всем правилам можно придумать рисунки. И чем старше ребенок, тем сложнее находить творческие моменты в русском языке. Творчество уходит в сочинения и изложения. А так хочется каждый урок сделать интересным и познавательным!
Можно придумать и провести викторину. И обязательно нужны призы. Пусть даже самые маленькие, к примеру карамельки в прозрачных обертках.
В пятом классе мы проводили конкурсы на самую лучшую тетрадь, на самый аккуратный почерк, на красивое оформление записи классной и домашней работ. В пятницу подводили итоги и вручали нашим лучшим ученикам маленькие шоколадки и удивительные, особенные ручки. Ручки я сама выбирала в магазинах – с котиками вместо колпачков, с птичками, с кукольными головками. Помню, как ребята с нетерпением ждали подведения итогов. И, конечно, старались красиво писать!
В шестом классе я не проводила таких конкурсов. И заметила, что ведение тетрадей стало намного хуже. Тогда мы решили делать медали и класть их ученику на парту за аккуратное выполнение работ. Детям всегда нужно соревнование. Каждый хочет показать, что он лучший!
Часы от Деда Мороза
Недавно услышала в магазине разговор двух женщин.
– Мы своим детям уже два года на Новый год дарим деньги, – делилась с подругой молодая мама. – Старший, он у нас в седьмом учится, рассказал младшенькому, что нет никакого Деда Мороза. Поэтому вместо подарков дарим деньги.
– У моего тоже все есть, – сказала другая женщина. – И наушники беспроводные, и айфон, и компьютер, и ноутбук, и планшет. В прошлом году мы ему сказали: «Знаешь, пора взрослеть! Нет никакого Деда Мороза! И подарки тебе дарят родители, а не Дед Мороз!»
– Как? Вы сказали мальчишке, который учится в начальной школе, что нет Деда Мороза? – не удержалась я и вступила в разговор.
– Конечно! Лучше мы скажем, чем кто-то во дворе. Еще и смеяться над ним начнут! – услышала я в ответ.
Вот как! Взрослые сами обрубили все концы, и сказка отчалила от их берегов. Они лишили ребенка веры в чудо, в волшебство. Невероятно!
Я помню, как сильно мы в детстве ждали Новый год! Как родители прятали от нас подарки. Как покупали связки зеленых бананов и раскладывали их по шкафам, чтобы они успели дозреть до 31 декабря. В Иркутске во времена моего детства стояли сильные морозы. В декабре столбик термометра падал до минус 45 градусов. Окна в нашем доме были покрыты толстым слоем инея, все стекла были разрисованы причудливыми ледяными узорами.
Как мы ждали новогодних каникул, мы просто жаждали их! В комнате полумрак, синий зимний рассвет несмело стучится в наши окна на пятом этаже. Елка мигает гирляндами. И ты счастлив. Неимоверно, несказанно счастлив!
Родители в ночь на 31 декабря под подушку подкладывали желанную куклу или кукольную пластмассовую посуду… Потом начинались елки. В ТЮЗ, драмтеатре, у мамы в Институте геохимии, геофизики и минерального сырья, у папы в Институте земной коры, в школе. И всюду были Деды Морозы и подарки. Какое это было незабываемое и счастливое детство!
Однажды мы с братом гуляли на улице. И через наш двор шли Дед Мороз со Снегурочкой.
– Смотри! Дед Мороз! Настоящий Дед Мороз! – закричал четырехлетний Антон.
Дед Мороз остановился и подошел к нам. Он вытащил из красного мешка большую стеклянную елочную игрушку. Это были часы, которые показывали чудесное время – без пятнадцати двенадцать.
– Возьми, малыш! – сказал Дед Мороз. – И помни, что Дедушка Мороз любит тебя. Он всегда следит, как ты слушаешь маму и папу. И готовит для тебя чудесные подарки!
Глаза моего брата сияли от счастья. Мы пришли домой, и Антон закричал с порога:
– Мы с Оксаной видели сейчас на улице Деда Мороза! Он был настоящий! С бородой, с подарками!
– Представь себе, – говорила мне спустя много лет мама по телефону. – Антон уже такой взрослый дяденька, сорок семь лет, заместитель главного врача. А на Новый год непременно достает из коробки те часы, которые ему подарил Дед Мороз, и вешает их на самую высокую ветку.
Пожалуйста, не отнимайте у детей веру в чудо! Продлите им волшебное время детства. Ведь совершенно невозможно представить себе ребенка без сказки. И надо всегда помнить о том, что не деньги, которые взрослые наделили чудесными свойствами, составляют счастье маленького человека. Ребенок счастлив совершенно другим! Мечтой, своей великой фантазией.
У меня был ученик по имени Ынак. Я очень гордилась, что впервые в жизни у меня есть ученик с именем, которое начинается на «ы». Так вот, Ынак как-то пришел ко мне на урок и спросил:
– Вы верите в гнома? Я верю! Я сегодня оставил ему на подоконнике яблоко. И попросил у него гироскутер. Вечером я проверю, взял ли гном мое яблоко…
Великий русский педагог Константин Ушинский как-то заметил: «Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека».
Задача родителей – дать своим детям право на счастье. Право верить в Деда Мороза, верить в чудеса.
…Уже который год перед самыми новогодними каникулами мы усаживаемся возле проектора и смотрим с детьми чудесную сказку – мультфильм «Полярный экспресс». Про поезд, который идет в город, где живет Санта. И про тех детей, которые не верили в его существование. Уверяю вас, оторвать детей от экрана практически невозможно! Давайте же и мы будем верить в чудо и ждать его.
Оксана ГОРДЕЕВА, учитель русского языка и литературы, с. Покосное, Братский район, Иркутская область
Продолжение следует
Комментарии