Продолжение. Начало в №42‑46
На уроке восьмиклассникам были даны словосочетания и задание к ним: выбрать тип связи (управление, согласование, примыкание). Задача весьма простая: выписать эти словосочетания и поставить над ними буквы «у», «с» или «п» в зависимости от типа связи слов в словосочетании.
Проверяю работу и натыкаюсь неожиданно на «гугл колоколов». Изначально было, конечно, словосочетание «гул колоколов». Но ученику Никите, который его переписывал, значение слова «гул» было непонятно, и он заменил его на более родное и знакомое «гугл».
Я учила Игоря, старшего брата этого ученика, он уже окончил сельскую школу и уехал в город. А теперь вот в моих классах учатся два его младших брата. Конечно, я знаю эту семью довольно хорошо, составить представление о ней можно по детям. Все мальчишки из многодетной семьи очень добрые, покладистые, милые. Именно милые! И добрые, как кот Леопольд из мультфильма. Они всегда и во всем помогут, не оставят друга в беде, умеют сочувствовать и дружить с ребятами.
Одно беспокоит, что завелась у мальчишек вредная привычка – никогда не расставаться с телефоном. Даже на уроке пытаются включать смартфон, ну просто беда! Да и не только у них такая привычка! Что бы ты ни рассказывал, что бы ни показывал на экране, как только гаснет свет в классе и включается видеопроектор, сразу синим огнем загораются экраны телефонов. Приходится принимать меры. Я строгим голосом требую убрать телефоны в портфель.
А что в них, в телефонах? Что ребят так привлекает? Заглянула как-то из любопытства. То яркие шарики катятся, то составляются цветные квадраты, то танки стреляют, то бегут человечки. Так искусственный интеллект все время заставляет ребенка играть. Хотя игра – это и есть самая главная, особая форма жизни ребенка. В игре он познает мир, учится общению с окружающими. Но если раньше мальчишки играли в машинки или палили друг в друга из пластмассовых пистолетов и автоматов, играя в войну, то теперь они просто двигают пальцами по экрану телефона.
Фантазия сведена к минимуму, а эмоции бьют через край. И ребенок, как в воронку на реке, попадает в сети компьютерных игр на телефоне.
…Восьмиклассник Антон достает на перемене свою карту Сбербанка. Вводит ее номер в телефон и радостно сообщает мне:
– Я задонатил денежку в игру, теперь могу спокойно играть!
То есть они еще и деньги платят за то, чтобы играть?! А что нужно было нам для игры? Только наличие ровесников. Выходишь из дома, выносишь длинную резинку, есть одна подружка во дворе – хорошо. Можно эту резинку подтянуть под лавочку, на втором конце стоит подружка, а ты скачешь, выделывая ногами пируэты. Потом меняетесь местами: ты держишь резинку, подружка скачет. А там подходит третья подружка, потом четвертая… До десяти человек ждали своей очереди, чтобы вдоволь напрыгаться в этой полезной игре. У каждой уважающей себя девочки в кармане хранилась такая длинная серая резинка, истоптанная десятками ног.
А как нам нравилось играть в прятки или рыть в глинистом обрыве пещеры, в которых можно прятаться от ветра и дождя! Еще с удовольствием пекли на пустыре картошку, жгли костры. Запускали в небо бумажных змеев, по Ангаре пускали кораблики, выточенные из сосновой и лиственничной коры. Играли в магазин, а деньгами служили листья сирени или тополей. Делали секретики из фантиков и цветных стекол. Во что мы только не играли!
Сегодня эту насущную потребность ребенка – постоянно играть – умные взрослые превратили в источник доходов.
– Почему ты не расстаешься с телефоном? – спрашиваю Никиту из многодетной семьи.
– Мне скучно! – искренне отвечает он.
Скучно? Значит, мир ребенка сузился до вот этого телефонного экрана? До этих примитивных игр, которые не дают ничего ни уму, ни сердцу, не развивают ни тело, ни душу?
А что могу сделать я как школьный учитель? Только требовать: «Уберите с парты телефоны в портфели!»? Или мне стоит попробовать что-то еще?
Сегодня на уроке литературы мне очень понравилось выступление Константина, друга восьмиклассника Никиты. Он сделал презентацию об Александре Сергеевиче Пушкине. Грамотно подобрал рисунки и фотографии, сделал неплохие слайды и к ним текст. Когда он рассказывал, демонстрируя картинки на большом экране, весь класс внимательно его слушал. Даже мне было интересно!
Я очень люблю, когда дети пробуют свои силы, что-то выдумывают, готовят доклады, делают презентации, выступают с ними на публике. В этом, по моему мнению, и заключается весь смысл работы учителя: из каждого ребенка вырастить знающего, умного, смелого, интересного человека. Вырастить творческую личность.
А телефоны? Они все больше и больше вовлекают детей и подростков в свою сеть. Лишают живого общения, человеческой дружбы, подвижных игр на воздухе.
Мы этой осенью в погожие дни четыре раза сходили в поход с шестым классом, в котором я веду уроки русского языка и литературы. Жгли костер, пекли картошку, жарили на шампурах сосиски и сало с колбасой. И бесконечно играли! Сначала полтора часа в прятки (даже я лежала под сосной, прикрывшись стеной сухой травы, и боялась дышать). Поиграли и в волейбол (ребята взяли с собой волейбольный мяч). Потом под «море волнуется раз!» замирали на месте, изображая фигуры. Пели песни и танцевали на поляне. А еще собирали дрова, поддерживали костер. Мы просто все четыре часа подряд разговаривали, общались, смеялись, пели, наслаждались погодой, лесными красотами. Дети при этом учились гасить все ссоры и раздоры, понимать друг друга. И представьте, телефоны они доставали только для того, чтобы снять видео или фото. Никто в них не играл!
Вот на этом и основан мой оптимизм. Надеюсь, что настанет время, когда телефоны станут анахронизмом, отомрут как рудимент уходящей эпохи. Люди станут ценить радость общения, тепло рук и сердец, беседы друг с другом.
Пусть ХХI век, набросивший компьютерные и интернет-сети на головы детей, научит нас мудрости. Разве можно было представить себе, чтобы в мое время мальчишки спокойно сидели за партами во время перемены? Ведь ребята на перемене – это ураган, вихрь, торнадо! Остановить их вечное броуновское движение мог только звонок на урок. А теперь подростки частенько спрашивают меня после звонка на перемену:
– А можно мы в классе посидим?
– Зачем вам это? – удивлялась я поначалу.
– Мы поиграем. Мы тихо сидеть будем!
И оба при этом держат в руках телефоны, играют в паре. Часто на вопрос родителям учеников, чем занимался ребенок на каникулах, слышу ответ:
– Все каникулы дома просидел, в телефоне играл.
Получается, что родители согласны с тем, что ребенок тихо сидит и играет, глядя в экран телефона? Не читает книг, не ходит на улицу с ровесниками, не катается с горок, не гоняет на роликах или велосипеде, а сидит дома, не двигаясь и совершенно не развиваясь?
Не знаю, как у кого, но, когда я вижу ребенка с телефоном, у меня сердце кровью обливается: я невольно сожалею, как уходит бездарно счастливое время детства. И это в селе! Здесь такая красивая природа, горы для катания, больше простора и возможностей для игр на улице. А дети «залипают» с утра до вечера в своих телефонах.
Конечно, не все так мрачно. Есть у меня Ваня и Богдан, которые со звонком на перемену вынимают из рюкзаков теннисные ракетки и со всех ног мчатся вниз, на первый этаж, чтобы сыграть в настольный теннис. Они играют в фойе школы все перемены. Богдан – негласный чемпион нашей школы по настольному теннису. Среди пятых и шестых классов никто не может с ним сравниться!
Я за такое, спортивное, детство! Очень благодарна своему отцу за то, что в семь лет он записал меня в бассейн на спортивное плавание. Я занимала первые и вторые места на всех соревнованиях. А в одиннадцать лет у меня уже был второй разряд и по плаванию, и по настольному теннису. Зимой мы с отцом катались с гор на лыжах, а вечерами – на коньках во дворе. Мое детство проходило не в четырех стенах, спасибо моим родителям, бабушке с дедушкой! И огромное спасибо отсутствию смартфонов и айфонов, которых тогда и в помине не было!
Сейчас родители сами приучают детей к телефонам чуть ли не с пеленок. Сунул ребенку телефон в коляску – малыш затих. Он еще говорить не умеет, а уже водит пальчиком по экрану, включая мультики и игры. Родители рады – у них много свободного времени, можно заняться своими делами. А как это сказывается на здоровье ребенка, никто не задумывается. Разве когда-то было столько детей в очках? А ведь близорукость у детей-дошкольников – это «заслуга» смартфонов. Как, впрочем, и гиподинамия, и другие болезни века. Но это уже отдельная тема.
Оксана ГОРДЕЕВА, учитель русского языка и литературы, с. Покосное, Братский район, Иркутская область
Продолжение следует
Комментарии