search
main
0

Записки земского учителя

Подарок на день рождения

Продолжение. Начало в №42‑44

 

– У меня есть талисман, он мне помогает. А у вас есть талисман? – спрашивает сероглазый мальчишка.

Я смотрю на него внимательно и думаю: шутит он или всерьез? На всякий случай прошу:

– Покажи-ка сначала свой талисман.

Мальчик вынимает из кармана плоский белый камень и протягивает его мне на ладони.

– Вот… Если мне трудно, я достаю его, и он мне помогает, – поясняет он.

Ага, значит, все так серьезно. Талисман – дело такое. У меня тоже есть талисман, если это можно так назвать. Моя психологическая защита от всех напастей – икона Покрова Божьей Матери. Моя бабушка родилась в Покров, 14 октября, поэтому я считаю Покров нашим семейным праздником. Есть и у меня свои помощники, только я о них никому не рассказываю.

– И я тоже никому, я талисман просто ношу с собой, – говорит мальчишка.

Его зовут Семен. И он отчаянный хулиган, нарушитель спокойствия. Мне с ним приходится нелегко. По русскому и литературе то тройка, то четверка, бывает и пятерка. Подросток из многодетной семьи, рукастый, все умеет. Но учится как попало.

В прошлом году, в мае, сидел за первой партой. Однажды так крутился и так кривлялся весь урок, что я не выдержала, стукнула легонько его книжкой русских сказок. Он обиделся.

А так… Семен очень хороший, просто подросток не умеет руководить своими эмоциями. Совсем! За это, что тут поделаешь, часто бывает бит одноклассниками и взрослыми. Вот и я не выдержала. Сколько пережито с ним непростых моментов!

…Пятый класс. Семен влетает ко мне в кабинет, портфель летит в одну сторону, Семен садится в другой угол, закрывает голову руками и ревет.

– Все, не пойду больше в школу! Ни за что не пойду, – повторяет сквозь слезы.

– Ну ладно, не плачь, не реви. Иди ко мне, я тебя пожалею, – говорю ему.

Произношу добрые слова, успокаиваю, глажу по голове как маленького. Дверь в класс открыта. Мимо идет учительница географии.

– Что вы его утешаете? Не жалейте его! Принесла в класс кусочек талька, чтобы ребята могли его потрогать, подержать в руках. Что сделал Семен? Намазал тальком пятерню и наставил печати на спину всем ученикам. Это, что, нормально, по-вашему?! – возмущается моя коллега.

– Нет, это плохо. Но Семен больше не будет! – говорю я. Конечно, я понимаю учительницу и сочувствую. У меня тоже есть повод, и не один, чтобы возмутиться поведением ершистого ученика.

…Приближался праздник 8 Марта. Разложив на полу три листа ватмана, мы с мальчиками увлеченно рисуем газету. Торопимся, потому что ничего еще не готово, а завтра у нас намечены чаепитие и концерт, надо поздравить девочек. Их у нас всего шесть, и все они на вес золота. Я аккуратно приклеиваю в нарисованный цветок прямоугольную фотографию Иры. Подходит Семен, медленно обмакивает в банку с ультрамарином кисточку и тщательно закрашивает лицо одноклассницы синей гуашью. У меня округляются глаза и краснеет лицо:

– Семен, ты зачем это сделал?!

Он смотрит на меня и молчит. Фотографии перепечатывать уже некогда, да и негде. Я чувствую, что сейчас взорвусь. И, еле сдерживая гнев, произношу:

– Сейчас же уходи отсюда! Мы стараемся, мы рисуем два часа подряд, а ты пришел и все испортил! Уходи!

Семен видит, что я не на шутку разозлилась, и уходит. Молча. Ничего не объясняя. А я вздыхаю, беру влажную тряпочку и оттираю лицо девочки на фотографии.

А в праздник 23 Февраля что произошло! Мы тогда устроили в классе чаепитие. Нарисовали перед этим с девочками трехметровую газету, разместили на ней фотографии мальчиков, придумали сценарий. На празднике мне понадобилось принести ведро с горячей водой из столовой, Семен вызвался помочь. Вдвоем по лестнице несем полное ведро из столовой на второй этаж.

Все хорошо шло до тех пор, пока один из ребят не сделал замечание Семену:

– Ты, что, голодный? Есть, что ли, сюда пришел?

Семен обиделся. И все чаепитие простоял возле меня, не пил, не ел. После праздника виновники торжества подрались, и Семен пришел потом с огромным синяком на уроки…

Но есть и другой Семен, которого я просто иногда не узнаю. Однажды к моему дню рождения он приготовил подарок своими руками. И накануне каждый день говорил мне об этом. Я кивала головой и думала: «Что это может быть? Открытка, рисунок, салфетка?»

Второе марта. Снега на улице по колено. Семен приносит мне подарок. Оказывается, это большой деревянный скворечник. У него есть крыша, леток и длинная палка внизу с двумя большими гвоздями в ней.

– А гвозди-то зачем? – удивляюсь я.

– Сейчас я прибью ими скворечник повыше, чтобы у вас во дворе всегда пели птицы.

Семен залезает верхом на сугроб и прибивает скворечник высоко, под самой крышей. Меня поражает еще и то, что скворечник почти ростом с Семена. Как он такую тяжесть дотащил до моего дома?! Радуюсь, скоро растает снег, побегут веселые ручьи, а в птичьем домике поселятся лесные птицы.

На улице мороз… Выглядываю из окна и вижу, как Семен вдвоем с сестрой тянут санки, на которых стоит 36‑литровая фляга с водой. Санки дети везут в гору. Брат обмотался веревкой, а сестра толкает сани сзади. Я быстро одеваюсь и выбегаю на улицу:

– Ребята, давайте я сзади подтолкну, а вы вдвоем возьмите веревку и тащите санки.

Вот она во всей красе – знаменитая картина Перова «Тройка», только повеселевшие возницы с улыбкой быстро катят санки с водой в гору.

…Однажды перед уроком Семен говорит:

– Оксана Бенедиктовна, а я умею варить манную кашу.

– Ну и как же ты ее варишь? – интересуюсь я.

– Очень просто. Пришел домой вчера, дома было холодно. Я принес дров, печку растопил. Потом поставил на печку кастрюлю, влил молока, взял крупу в левую руку. В правую взял ложку. Тихонько сыпал крупу мало-помалу, а правой рукой размешивал, чтобы не было комочков. Потом добавил масла – и все. Каша готова! Когда пришла из школы сестра, то поела. Потом вернулась мама. Поела и сказала, что каша очень вкусная.

Это было в шестом классе. А когда Семен перешел в восьмой, то встретился мне на улице на новеньком мотоцикле! Это была великолепная машина! Спидометр и другие приборы были выведены в отдельные коробочки-цилиндры. Руль и зеркала сверкали серебром, блестели трубы, защищающие ноги от падений. Весь мотоцикл сиял и переливался в лучах солнца. За рулем этого чуда техники сидел Семен, а сзади примостились двое одноклассников – Игорек и Дима.

– Семен! Ты, что, умеешь водить мотоцикл? – удивилась я тогда.

– Да. Умею, научился.

– А кто тебе мотоцикл дал?

– Никто. Я сам денег заработал и на них купил.

Это оказалось чистой правдой. Семена в лес на работу взял отчим Руслан. Надо было два месяца сажать лес, копая ямки штыковой лопатой. Жить безвылазно в вагончике в тайге без всяких развлечений – для мальчишки это трудное испытание само по себе. А потом сосны сажать – работа нелегкая. Было очень тяжело. Но Семен за два месяца посадил своими руками более двух тысяч деревьев. Целый лес!

А теперь от ребят, желающих прокатиться на его мотоцикле, нет отбоя.

– Я ключи взял с собой утром, когда в школу шел. Чтобы никто на мотоцикле без меня не катался, – делился потом со мной обладатель чудо-техники.

У Семена две сестры и два брата. Он умеет многое: кашу варить, дрова рубить, воду возить. Маленький братик, которому нет и года, зовет его няней. А я Семена просто уважаю и люблю. Но никогда ему об этом не говорю.

 

Оксана ГОРДЕЕВА, с. Покосное, Братский район, Иркутская область

 

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте