Продолжение. Начало в № 42, 43
Лев Толстой говорил, что в детстве его не сильно волновало, умный человек стоит перед ним или глупый, образованный или нет, бедный или богатый. Интересовало ребенка по-настоящему только одно: перед ним добрый человек или нет? Это всегда надо держать в уме, общаясь с детьми.
Чему учат дети
Многому, очень многому научили и учат меня до сих пор дети. Однажды, когда я только начинала работать в школе, а это было в 1992 году, мы поехали всем классом в дом отдыха «Мальта». Здание стоит на речке Мальтинке, где находят много стоянок каменного века. Скребки, нефритовые гарпуны и пуговицы, наконечники стрел и копий, кости оленей и тигров, а главное – множество древних кострищ – очагов, вокруг которых собиралась семья древнего человека.
Мы приехали в дом отдыха перед Новым годом. И так вышло, что другие учителя, сопровождавшие учеников нашей школы, 31 декабря разъехались по домам, чтобы встретить праздник. А я осталась одна с детьми из разных классов.
Что было делать? Мы составили из столов один большой длинный стол. Накрыли его белыми чистыми простынями. И встретили за праздничным столом Новый год вместе. До сих пор помню слова, что я тогда сказала детям:
– Мне повезло встретить этот год с лучшей половиной человечества. Потому что дети – это самая добрая, искренняя и любящая часть населения земного шара.
Может, вы не поверите и будете смеяться, но я помню то ощущение уюта, доброжелательности и удивительного спокойствия, которое было в тот вечер. Дети вели себя так, как будто мы одна большая дружная семья. И я подумала: «А что-то есть здесь, в этой «Мальте», такое, что чувствовали древние люди, когда селились здесь. Какая-то добрая аура у этого места…»
Прошло немало лет, но я и сейчас более комфортно чувствую себя в обществе детей. И многому учусь у них. Прежде всего умению любить и прощать, способности смотреть на мир восторженными, полными надежд глазами.
Недавно прошел у нас День учителя. Выпускницы школы стали в этот день учителями, а мы их прилежными ученицами. Нас ознакомили с расписанием. Там значились психология, астрономия, английский и русский языки.
Удивило меня то, как дети подошли к организации уроков. Они провели их в виде викторины. Разбили класс на две команды. Каждая из команд придумала девиз и название, а потом приступила к решению поставленных перед ней задач. Как маленькие дети, мы, учителя, чувствовали азарт и волнение, старались победить.
Вопросы викторины заставили нас вспомнить, что наша Галактика называется Млечный Путь, а Вселенная – это скопление звезд и космического пространства, она соединяет множество галактик. Мы вспомнили, у каких планет Солнечной системы есть спутники, как называется планета, которая находится дальше всех от Солнца, какую планету называют красной и были ли люди на Марсе. На английском мы переводили пословицы и искали соответствия им в русском языке.
– А вы шарите в английском, Оксана Бенедиктовна! – сказала после урока моя «учительница» Полина.
Вторая «учительница» подсказала мне, что «партер» на французском – это «пол». И к моей величайшей радости, наша команда выиграла во всех викторинах: и в русском, и в английском, и в астрономии мы стали первыми! Ура! А я подумала: «Как здорово девчонки придумали и провели эти викторины! Мне завтра надо попробовать сделать так же». И я действительно с успехом провела викторину на уроке литературы в шестом классе. Мало того, даже придумала вопросы викторины для урока русского языка.
Надо, по-моему, чаще смотреть на урок глазами ребенка. Чего ждет ученик? Во-первых, чтобы урок был интересен. Во-вторых, чтобы каждый смог проявить свои способности по максимуму. В-третьих, чтобы урок промчался быстро: сорок минут интенсивного мозгового штурма пролетают незаметно. Все это позволяет реализовать урок-викторина. Работа в команде, дух соревновательности, подсчет баллов делают урок динамичным, информативным. Соревнование увлекает и захватывает всех, а не только отличников.
Конечно, каждый урок проводить в виде викторины я не смогу. Да это и не нужно. Но можно каждый урок сделать таким, чтобы к доске выходили по 8‑10 человек из класса и каждый мог проявить свои способности.
Конечно, в любом классе есть отстающие, существует такое небольшое болотце. Что делать, как расшевелить их? Я пришла к выводу, что таких ребят нужно больше хвалить. Даже за всякую малость. Им нужно давать задания, которые будут для них легкими. Ведь к цели можно идти разными путями. Моя ближайшая цель – сделать всех своих учеников грамотными.
К примеру, есть у меня ученик, который никогда или почти никогда не выполняет домашние задания. Растет он без отца, мама, мягко говоря, не очень-то сильно следит за ребенком. Мальчишка неделями ходит в одном и том же свитерочке, часто не моет лицо и руки. Почти все время он проводит на улице. При таком раскладе он не может стать первым учеником ни на каком уроке. А разве это его вина? Значит, мне надо внимательно присмотреться: а что же этот ребенок может делать хорошо? Он очень красиво пишет. Почерк у него четкий, ровный, буквы выходят большие, округлые. Значит, я могу дать ему работу с текстом, научить его грамотно писать. Я смогу давать этому мальчишке задание по силам и отмечать похвалой его успехи. Только добром можно научить разным умным вещам.
Выбор профессии был предопределен
Куда же было мне идти, если не в школу? Бабушка Галина Степановна проработала в школе 58 лет, из них 40 – директором сельской школы. Дедушка был учителем начальных классов чуть меньше – всего 40 лет. Двоюродная сестра Лиля ведет начальные классы в сельской школе уже лет 36. Вторая сестра преподавала русский язык и литературу двенадцать лет, ее муж ведет уроки физкультуры уже 35 лет. Моя тетя Лидия Ивановна преподавала географию лет 45. Если сложить все эти годы учительской деятельности, получится более 200 лет на всех.
С семилетнего возраста я помню один спор между бабушкой и мамой. Обычно все лето я проводила в селе у бабушки, а мама только в конце августа приезжала, чтобы забрать меня обратно в город.
– Оставь мне Оксанку, прошу тебя! – уговаривала бабушка мою маму. – Мы будем с ней вместе в школу ходить. Она такая послушная девочка, во всем мне помогает. За лето мы ни разу с ней не поссорились, у меня не было ни одной причины ругать ее. Оставь, а?
Бабушка упрашивала несмело, хотя она была директором школы, все ее уважали и побаивались. Но моя мама всегда отвечала отказом.
– Да? А мне кто будет помогать? Кто будет возиться с ребенком? Кто будет ходить по магазинам? Кто будет убирать в доме? – спрашивала она.
В то время у нас в семье родился младший брат, и меня сразу перевели из детей в няньки. Поэтому мама ни за что не хотела оставлять меня у бабушки. Кроме того, у мамы был очень строгий нрав, железный характер, и бабушка никогда не могла ее переубедить. Ни в чем! Поэтому она лишь горько вздыхала и уступала меня, точнее отдавала в няньки. А мне оставалось только целый год ждать лета, засыпать с мыслью о том, что пройдет долгая осень, длинная морозная зима, большая весна, наступит теплый май, и бабушка приедет за мной, чтобы забрать в любимое село!
И вот наконец-то я снова у бабушки. Она срезает мне букет сирени в саду. На мне новые белые колготки, лаковые красные туфли, красивое сатиновое платье и шерстяная кофточка. Мы идем вместе в школу! Бабушка – директор школы, поэтому она приходит раньше всех. И я с ней тоже. Мы идем по селу и со всеми здороваемся.
– Оксаночка, если ты встретишь незнакомого человека, ты должна ему поклониться и сказать: «Добрый день!», – напоминает бабушка.
– Как в нашей школе, да? – спрашиваю я.
Наша школа в Иркутске так и называлась – «Школа доброго дня». Директор Матвей Давидович Каминер ввел такое правило: каждый ученик, входящий в здание школы, обязан поздороваться. Не важно, с кем. С дежурными у входа, с гардеробщицей тетей Соней, с уборщицей тетей Машей, в столовой со всеми поварами, в коридорах и классах школы со всеми учителями. Слова «Добрый день!» звучали в нашей школе с самого утра и до позднего вечера. Такой была наша 27‑я иркутская школа. Мне несказанно повезло!
…Так мы и шли с бабушкой в школу через все село, слегка кланяясь каждому встреченному по дороге человеку, и говорили: «Добрый день!» Так мы доходили до школьной калитки. От входа до школы было метров сто. Вдоль школьной дорожки были посажены могучие ели, чьи стволы были тщательно выбелены. Пройдя через еловую аллею, мы подходили к школьной клумбе, украшенной разными цветами: летом – бархатцами, анютиными глазками, георгинами, осенью – астрами. Во дворе стоял колодец, закрытый железной крышкой, на которой висел замок. Рядом было железное ведро. За школой были посажены тонконогие яблоньки и разбит пришкольный участок, где ученики высаживали разные овощи на уроках труда. Там же, за школой, были устроены деревянные туалеты, чисто выбеленные.
Сама школа располагалась в одноэтажном кирпичном здании, которое отапливалось печками. Бабушка каждый год привозила уголь и торф, чтобы всю долгую осень, зиму и весну в классах было тепло. Что сказать о характере моей бабушки? Она мне рассказывала:
– Когда меня назначили директором школы, то, зайдя в свой кабинет утром, я неожиданно обнаружила записку. В ней значилось: «Уважаемая Галина Степановна! Я ученик 6‑го класса Иван Федоров. Если о вас кто-то будет плохо говорить, я вам сообщу. И если кто-то будет плохо себя вести на уроках или на переменах, я вам тоже буду сообщать!» Я тут же собрала общешкольную линейку и прочитала эту записку, не называя ни класса, ни имени ученика. И добавила к этому в полной тишине: «Лев Толстой говорил, что доносчику первый кнут! Запомните, дети, я в доносах не нуждаюсь. А кто будет мне ябедничать на своих товарищей, будет наказан первым».
Вот такой у нее был характер. Зато ни одна свадьба, ни одни крестины, ни другие события в селе не обходились без моей бабушки. Ее везде и всюду приглашали. А мы вместе с дедушкой следовали за ней. Так, мне удалось побывать на настоящей сельской свадьбе, и не на одной, увидеть сельские поминки, они не такие, как в городе. И везде меня, как теплым покровом, накрывало то уважение, которое люди испытывали к моей бабушке. Она и родилась в праздник Покрова Божьей Матери, 14 октября.
Однажды мы с бабушкой бежали бегом в гору, чудом не опоздали на сельский автобус, который вез людей в город. Когда мы вошли в первую дверь, все места были уже заняты. И вдруг случилось невероятное: все люди как по команде вскочили со своих мест и чуть ли не хором сказали: «Садитесь, Галина Степановна!»
Бабушка моя покраснела, смутилась и ответила, что она постоит. Но ее все же усадили на первые места, а меня «у окошечка». И я шепотом спросила ее:
– Бабушка, а почему все люди встали, когда ты вошла?
– Потому что все они мои ученики, – так же тихо ответила бабушка.
– И вот эта старушка в платочке тоже твоя ученица?
– Да, – сказала бабушка. – И она, и ее дети, и ее внуки. Они все мои ученики!
Оксана ГОРДЕЕВА, с. Покосное, Братский район, Иркутская область
Комментарии