Насколько успехи экономики зависят от эффективности работы системы образования? Давно доказано, что экономическая мощь государства напрямую связана с уровнем развития человеческого капитала. Напомню, что человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения потребностей человека и общества. И чем лучше капитал, тем лучше экономика. Капитал же в свою очередь напрямую связан с тем образованием, которое человек получает в детском саду, школе, вузе, Доме творчества, музыкальной школе, институтах повышения квалификации и так далее. Поэтому связь между экономикой и образованием, как мне кажется, является абсолютно доказанной.
На сегодняшний день также является уже доказанным тот факт, что так называемые мягкие навыки гораздо важнее огромных объемов информации, усвоенной за период обучения. Навыки эти связаны в первую очередь с критическим и креативным мышлением, коммуникативностью, умением работать в команде и так далее. Кстати, важность всего этого понимали еще в давние времена, этому пытались учить и в советской школе, правда, не всегда успешно. Но сейчас потребность в подобных навыках актуальна как никогда. Мир перестает быть «стационарным» и становится все более и более меняющимся, человеку теперь недостаточно однажды полученных в школе и университете знаний, ему необходимо учиться постоянно, всю жизнь. Время талантливых одиночек прошло, сегодня почти все достижения – результат коллективного творчества, труда, и без «мягких навыков» совершенно не обойтись. Да, прочные знания все равно нужны, их никакими навыками не заменишь. Но, если есть только знания, толку от них будет мало.
Правда, в народе любят повторять, «кто умножает познания, умножает скорбь», что бывает горе от ума и так далее. Но это уже совсем не о человеческом капитале. Какой толк вам будет от того, что вы выучите наизусть энциклопедию, но не научитесь делать что-то руками, применять эти знания на практике, в конкретных ситуациях? И будет ли обществу польза от вас? Именно поэтому полноценное образование – это не только знания, а еще и умения, навыки, компетенции.
Однако тут есть вот какой момент. Даже если у человека будет все – и огромный запас знаний, и множество самых востребованных «мягких навыков», но не будет желания работать и укреплять экономику страны, вся конструкция в целом тоже будет нежизнеспособной. Иными словами, нужна идея, способная стать неким жизненным стержнем для каждого человека.
А вот это в свою очередь переводит нас в русло разговора о необходимости воспитательной работы, о развитии личности, качествах, которые система образования должна помогать формировать у всех учащихся. Например, необходимо развивать в людях чувство ответственности, повышать их мотивацию, предлагать им (или помогать самим определять) цели и смыслы, ради которых они будут жить, учиться, работать. Не зря же мы постоянно говорим, что наша задача не столько научить человека чему-либо, сколько сделать так, чтобы он сам захотел учиться, расти, развиваться.
Но эту проблему, конечно же, силами одной только школы не решить, нужны совместные согласованные действия учителей, родителей, представителей общественности, власти. И уж, конечно же, одними только уроками тут никак не обойтись. Огромную роль в деле формирования личности играют внеурочные и внешкольные занятия, поэтому повышенное внимание следует уделять системе дополнительно образования.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии