Какой ясный день сегодня! А мы все переживали, что пойдет дождь. Праздничные линейки, сколько себя помню, здесь всегда проводились во дворе школы. Не получается в помещении: очень много народа приходит, все не умещаемся.
Зря переживали. На небе ни облачка. Стоят первоклашки, щурятся на солнышке. Нарядные. Смешные такие, маленькие и очень разные. За спиной – рюкзачки, ранцы. Что принесли вы с собой? Какой ценный багаж? Семь лет по крупицам складывали вы то, что давали вам папа с мамой, ваши родные и близкие, воспитатели в детском саду.Праздничная линейка. Читают стихи о школе, дарят цветы учителям. А я стою и думаю о том, что через одиннадцать лет мы дадим путевку во взрослую жизнь этим малышам. Какими они станут? Это во многом зависит от того, чем мы, учителя, пополним их «рюкзачки». На школе лежит огромная ответственность – воспитание подрастающего поколения. Ведь сегодняшние первоклашки – наше завтра, те, кто будет жить здесь после нас. Что школа должна сделать для того, чтобы каждый ребенок смог проявить все свои способности, таланты, раскрыться и самореализоваться?Конечно, с объединением детских садов и школ в один образовательный комплекс у нас появилась возможность знакомиться с детьми и их семьями гораздо раньше. Ведь ребенок – чистая доска, tabula rasa. Что мы напишем на ней, то и придется читать впоследствии. Можем написать «разум», «совесть», «честь», «правда», «любовь», «милосердие», «ответственность», «вера в людей», «труд», «семья», «Родина», а можем – «боль», «недоверие», «страх», «ненависть», «предательство», «преступление»… Поэтому очень важно, когда и в чьей руке окажется «волшебный мел». Воспитание для ребенка – это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь во всей ее полноте, так же как и для педагога это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, но другое дело, когда ребенка на этом пути поддерживает мудрый взрослый. И чем раньше рядом с ребенком окажется такой человек, тем больше счастливых лиц мы будем видеть вокруг себя.В который раз спрашиваю себя: а что можно еще сделать, что еще предложить тем, кто уже числится в списках трудных? Ведь и сделано не мало: создана обширная сеть объединений дополнительного образования (спортивные секции, творческие мастерские, танцевальные, музыкальные и художественные студии, психологические кружки), начали работать родительские клубы, сотрудничаем с советами ветеранов, проводим уроки мужества, участвуем в акциях милосердия и в волонтерских движениях, организовываем встречи с интересными людьми. Все это учит детей быть толерантными, милосердными, отзывчивыми и ответственными. В этом году были организованы летние школьные смены, ориентированные на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Работает ученическое самоуправление. Дети учатся планировать свою деятельность и отвечать за результаты своей работы.Очевидно, что воспитательная работа должна быть самой лабильной частью нашей работы, готовой быстро отвечать на новые вызовы современности (экстримизм и ксенофобия, аддиктивное поведение, детский суицид). Невольно приходят на память слова Сухомлинского, который писал, что самые интересные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы подросток задумался над собственной судьбой, посмотрев на себя со стороны, пожелал «сотворить» самого себя. И нужно сделать все, чтобы школа приближала ребят к этому, поднимала их интеллектуальный потенциал и культуру до такого уровня, чтобы процесс работы над собой стал потребностью. И, наверное, тогда не будет унизительных заседаний комиссий по делам несовершеннолетних, утомительных советов по профилактике детской преступности и исковерканных судеб.Чужих детей не бывает,Бывают чужие руки,Которые наливают,В стакан «лекарство от скуки».Чужой беды не бывает,Бывает память незрячая,Которая забывает,Что слезы детские значат.Бывают уши забитые,Бывает сердце холодное,Бывают дети забытые,Бывают дети голодные.Но любовь призывает:Взгляните на мир серьезно!Чужих детей не бывает,И слезы их – наши слезы!Валерия ГОЛУБКОВА, педагог-психолог школы №2057
Комментарии