В марте в Республике Саха (Якутия) прошли сразу два профессиональных состязания регионального уровня – X открытый конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2023 и I студенческий конкурс «Крылья педагогики»-2023, посвященный Году педагога и наставника. Заметки об этих важных событиях написали два человека – член жюри, учитель года Андрей Сёмке, часто выступающий в роли корреспондента, и журналист Оксана Родионова, пробующая себя в роли педагога (в Якутске она давала мастер-класс по журналистике). Два личных взгляда двух пар глаз на один предмет создают эффект 4D.
Не первый раз в Якутии. Знаю, что местные жители считают март теплым месяцем. Между тем обилие снега, белейшего и чистейшего даже в городе, непривычно… Продолжаю многолетние наблюдения за системой образования региона, клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)» и конкурсами для здешних педагогов, которые проходят уже десять лет. «Серебряный пеликан» начинался как «Учитель года Западной Якутии» в Верхневилюйске по инициативе учителя года Республики Саха (Якутия) учителя истории, директора школы, первого руководителя клуба Юрия Кынатова. Ну а в этом году к привычному состязанию добавилось новое, логичное для Года педагога и наставника, – «Крылья педагогики», в нем участвуют студенты педагогических специальностей. Организаторы интеллектуальных баталий – Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова и клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)». Обширная программа включила множество важных событий, не только испытания и оценки жюри. О некоторых из них расскажу.
12 марта
Открытие в красивом двухуровневом зале университета. На сцене завораживающий танец девушек в национальных нарядах. Перед конкурсантами, их болельщиками, экспертами и зрителями выступают важные персоны, но говорят они очень тепло, по-человечески. И не формально, а о насущном.
Ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев: «Конкурсы проходят вместе, чтобы наши молодые педагоги учились у более опытных. В нашем университете обучаются 15 тысяч студентов, 20% из них – будущие учителя. Каких педагогов подготовим – такие придут в образование. Мы готовы изменить траекторию обучения, а школы готовы принять во время обучения наших студентов на работу. Мы делаем все, чтобы будущий педагог прикрепился к тому коллективу, где он будет затем трудиться. Если наши студенты будут работать в школах, то смогут узнать, каких компетенций им не хватает, получать от наставников нужные навыки».
Первый замминистра образования и науки Республики Саха (Якутия) Алевтина Аргунова отметила, что новый конкурс для студентов получит всемерную поддержку, и посоветовала вовлекать в него ребят из педагогических колледжей. Также она рассказала, что с 2023 года 36 лучшим педагогам-наставникам из каждого района Якутии будут присуждать премию главы республики в размере 100 тысяч рублей.
Открытие плавно переходит… в курсы повышения квалификации. Педагогическими секретами делятся мастера – гости республики. Вместе с региональными звездами педагогики участники и победители конкурса «Учитель года России», маститые ученые вошли в жюри двух республиканских конкурсов.
Выступления мастеров короткие и яркие. Учитель физики и астрономии из Краснодарского края, финалист конкурса «Учитель года России»-2000 Андрей Сёмке рассмотрел понятие «энергия» с точки зрения науки, литературы, искусства. Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе проследил путь мастера в образовании от проблемы, которую ставит перед собой педагог, до рефлексии. Директор брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина, победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Юрий Клюев говорил о метапредметности, межпредметности и беспредметности. Учитель года России-2021, педагог из Тюмени Екатерина Костылева показала, как адаптировать к занятиям в классе игры, которые помогают изучать физику.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2009 директор магнитогорской школы №5 Наталья Никифорова (Челябинская область) обратила внимание на то, как важно уметь грамотно читать на уроках математики, и доказала это на примерах. Коллега Натальи Сергеевны по школе, победитель конкурса «Учитель года России»-2014, учитель литературы и основ религиозной культуры Анна Стельмахович вдохновляла на разговоры о важном, причем самые трудные темы становились яркими и привлекательными в ее исполнении.
Уже сегодня конкурсанты приняли участие в первых испытаниях – создании эссе (для педагогов), «Олимпиаде обо всем» (для студентов).
13 марта
Участники и победители всероссийских финалов конкурса «Учитель года» проводят открытые уроки и читают лекции – по литературе, математике, физике, химии, биологии. Ценнейшая возможность для якутских педагогов! К тем, о ком говорила выше, присоединился учитель биологии из Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Овчинников.
Попала на урок Анны Стельмахович по рассказу Тургенева «Муму». С пятиклассниками шел постоянный диалог. И это был разговор не только о Герасиме и его судьбе, но и о жизни каждого из нас. Говорили о том, что такое рабское сознание и когда лопается терпение… Ребята сами смогли ответить на самый важный (лично для меня) вопрос: «Почему Герасим не уходит из города вместе с собачкой Муму, а делает это только после того, как утопил ее?».
Андрей Сёмке говорит на своем уроке со старшеклассниками и коллегами о научных фактах и фейках, которым мы верим, как научным фактам. Открытие следует за открытием. А в конце мы еще и тест прошли – чтобы больше никто не мог обмануть.
Конкурсные испытания идут сразу в трех образовательных организациях Якутска – городской классической гимназии, средних школах №26 и №33. Участники «Серебряного пеликана» показывают учебные занятия, а также проходят испытание «Расскажу за 5 минут» (учитель по жребию выбирает воспитательную тему, три минуты готовится и пять минут рассказывает, как бы он провел классный час).
Студенты проводят классные часы с детьми. На этом испытании, названном «Классная тема» (как одноименный телеконкурс), кто-то из будущих педагогов царит сам, кто-то дает говорить детям. Многим удалось заинтересовать школьников яркими примерами. В конце дня члены жюри обсуждают плюсы и минусы. Что приятно, говорят о студентах «педагоги», значит, признают коллег… Сильнейший практик, методист, теоретик, знаток педагогики Андрей Иоффе считает, что студенты очень неплохие, подготовленные. Делится с коллегами-экспертами: «Мифы о стандартах работают и в студенческой среде – якобы надо, чтобы ученики назвали тему, нужна только групповая работа… Стандарт об этом не говорит, в нем сказано о результате – что поняли ребята. На что я обращал внимание? Были педагоги, которые смотрели на детей, видели их реакцию, это важно. Проблема оценивания. Говорят детям: «Все хорошо, все молодцы». Надо уметь критиковать. Не осаживать: «Какую ты глупость сказал!», а, например, поправлять: «Если говорить точнее…». Классный час проводят без отметок, но оценивание нужно. Еще проблема – постановка задания, дать инструкцию детям так, чтобы они поняли, чего от них требует учитель».
В конкурсной круговерти хочется хотя бы коротко ознакомиться со школами Якутска. Ведь в 33‑й, например, директором стал блестящий Прокопий Батюшкин, победитель конкурса «Учитель года Западной Якутии»-2017 (напомню, это состязание было предшественником «Серебряного пеликана»), финалист «Учителя года России»-2018. Конечно, фотографирую табличку на кабинете руководителя.
А вот 26‑я школа, основанная в 1950 году и носящая имя первого директора Елизаветы Келле-Пелле. Директор Айаан Васильев рассказывает о выпускниках – кто-то стал ученым, кто-то военным. Есть люди искусства, вице-губернаторы. Оказывается, экс первый замминистра просвещения России Дмитрий Глушко тоже учился в 26‑й! Школьный музей носит имя Антонины Глушко, его мамы, она проработала в школе более 40 лет. Дмитрий Евгеньевич и супругу нашел здесь. А еще учредил несколько лет назад ежегодную премию лучшему учителю-наставнику и лучшему молодому учителю – по 50 тысяч рублей.
14 марта
Конкурсанты-педагоги весь день показывают мастер-классы, а будущие учителя дают учебные занятия и анализируют их на испытании «Рецепт урока».
Случайно оказываюсь на занятии Елены Колесовой в городской классической гимназии. Английский язык, тема «Feelings». Удивляюсь, как спокойно и весело студентка пятого курса общается с третьеклашками. После урока – конечно, небольшое интервью.
– Заканчиваю учебу на факультете зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета, – рассказывает Елена.
– А в школу собираетесь?
– У меня заключен договор с языковым центром, где сейчас тружусь, возможно, потом пойду в школу… (Улыбается). Но пока таких предложений не поступало.
– Хотите работать в школе?
– Моя мама учитель. Вижу, как ей бывает трудно, поэтому пока раздумываю.
– Но вам нравится?
– Да, нравится! В этой же школе проходила практику, пару уроков немецкого языка провела. Умение преподавать, наверное, в генах.
– Почему вы участвуете в конкурсе?
– Интересно. Мне о конкурсе завкафедрой рассказала. Я подумала – звучит неплохо. Перед этим участвовала в другом конкурсе, показала себя не очень удачно, потому что условия конкурса плохо прочитала. Решила попробовать себя снова.
– Какое испытание самое сложное?
– Наверное, любое из тех, которые предстоят, а то, что уже прошло, нестрашно. Предстоит рецепт урока рассказать, технологию и методику.
И хотя Елена Егоровна волновалась, жюри этого не почувствовало. Девушка анализировала урок уверенно, бодро: цели, задачи, приемы, что обычно использует, что на конкурсном уроке применила… Эксперты, как и я, спросили, собирается ли Елена работать в школе.
– Я думаю, можно попробовать, но боюсь, что документации много.
И тут один из членов жюри спокойно сказала:
– Я директор этой гимназии, у меня меркантильный вопрос. Возможно, с 1 сентября мне понадобится педагог-организатор с часами английского языка. Вам наша школа понравилась?
Елена обрадовалась и, мне показалось, сразу представила себя педагогом гимназии. А Клара Егоровна Андреева тут же записала телефон Елены. Пожалуй, ради таких моментов и стоит проводить конкурсы для студентов!
Мастер-классы участников «Серебряного пеликана», пожалуй, пересказывать не буду. Их надо видеть! Скажу только, что уровень конкурсантов за годы проведения этого регионального состязания, на мой взгляд, очень вырос. Пока жюри совещается, а счетная комиссия подсчитывает баллы, я подхожу к тезке, учителю русского языка и литературы Кюкяйской средней школы им. А.К.Акимова Сунтарского улуса Ксении Зориной и задаю любимый вопрос:
– Почему вы участвуете в этом конкурсе?
– Я не люблю находиться в стагнации, не могу без новых знаний. Учиться – это моя потребность. И когда я знакомлюсь с опытом других педагогов, убеждаюсь в том, что верно выбрала профессию. Честно скажу – пришла в школу не сразу, только через три года после окончания университета созрела. Зато осознанный выбор был. Вообще учитель – тот, кто берет ответственность не только за себя, но и за других. В первый год встретила много трудностей в эмоциональном, психологическом плане. Это очень сильная закалка. А «Серебряный пеликан» – первый опыт участия в профессиональном конкурсе в очном формате. У меня стаж всего три года, но я уже нашла свое направление. И копилка опыта небольшая уже есть.
В конце дня были названы финалисты двух состязаний.
Конкурс «Серебряный пеликан»:
Николай Егоров, учитель истории Вилюйской гимназии им. И.Л.Кондакова;
Сахая Талыбыева, учитель музыки средней школы №23 Якутска;
Эмма Федотова, учитель начальных классов городской классической гимназии Якутска.
Конкурс «Крылья педагогики», студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова:
Дайаана Иванова, 5‑й курс, институт естественных наук;
Елена Колесова, 5‑й курс, институт зарубежной филологии и регионоведения;
Ярослав Самсонов, 3‑й курс, педагогический институт.
15 марта
По задумке организаторов, финалисты двух конкурсов встретились на последнем испытании – круглом столе «Капитаны образовательного полета», который провели учитель года России-2011 Алексей Овчинников и профессор Московского государственного педагогического университета Андрей Иоффе. Одна из острых тем, которую обсуждали опытные и начинающие учителя, – дефицит кадров в системе образования республики и страны. Именно профессиональные конкурсы помогают эту проблему хоть отчасти, да решить.
Еще немного терпения – и названы победители!
«Серебряный пеликан»-2023 – Эмма Федотова, учитель начальных классов городской классической гимназии Якутска.
«Крылья педагогики»-2023 – Елена Колесова, студентка 5‑го курса Северо-Восточного федерального университета.
Приятно, что дипломы, цветы, подарки, сертификаты на стажировку получили не только обладатели высоких баллов, но и почти все конкурсанты. Чествововали их школы, в которых работают учителя, университет, где учатся студенты, а также партнеры, в том числе полезные сувениры с фирменной символикой участники состязаний получили от Общероссийского Профсоюза образования.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии