призывные духи”… Мы не только ученики и учителя,
мы женщины и мужчины. И если важно, насколько тот или иной цвет или фасон тебе идет, то еще важнее, чем и как от тебя благоухает.
Они обволакивают, дурманят, покоряют, их действие безотчетно…
Аромат, словно лента, спускался по улице Сены, неповторимый и отчетливый, но все такой же очень нежный и очень тонкий. Гренуй почувствовал, как бьется его сердце, и понял, что бьется оно не от напряжения бега, а от вдруг возникшей беспомощности перед присутствием этого запаха. Он попытался вспомнить что-нибудь похожее, сравнимое с ним, но все сравнения не годились. В этом запахе была свежесть; но не свежесть лиметты или померанцев, не свежесть мирры, или коричного листа, или кудрявой мяты, или березового сока, или камфары, или сосновых иголок, не свежесть майского дождя, или морозного ветра, или родниковой воды… И одновременно он источал тепло; но не так, как бергамот, кипарис или мускус, не как жасмин и нарцисс, не как розовое дерево и не как ирис… В этом запахе сливалось и то, и другое, летучее и тяжелое, но они не просто смешивались, а были чем-то единым и к тому же небольшим и слабым и в то же время прочным и крепким, как кусок тонкого переливчатого шелка… Но нет, это было не как шелк, а как медовой сладости молоко, в котором растворяется пирожное, – но тогда одно с другим не вязалось при всем желании: молоко и шелк! Какой-то непостижимый аромат, неописуемый, он не помещался никуда, собственно, его вообще не должно было быть. И все-таки он был – в самой великолепной неоспоримости. Гренуй следовал за ним с колотящимся от страха сердцем, потому что смутно догадывался, что не он следует за ароматом, но что аромат захватил его в плен и теперь непреодолимо влечет к себе… Он сразу понял, что было источником аромата – источником была девушка.
Патрик ЗЮСКИНД, “Парфюмер”
ухи самой природой предназначены быть тайным послом женского очарования. Они воздействуют на самое простое и в то же время самое атрофировавшееся внешнее чувство цивилизованного человека. Они обволакивают, дурманят, покоряют, их действие безотчетно. Они способны создавать атмосферу возвышенного покоя или эротического возбуждения. Разумеется, это не значит, что нужно “обливаться” духами. Если вам говорят вслед: “Она надушилась “Диориссимо”, – это значит, что ваше появление не вызвало ни у кого никаких эмоций, что вы еще недостаточно хорошо овладели искусством очаровывать.
Чтобы очаровывать окружающих, благоухание, которое вы распространяете, должно действовать нежно и тонко, принадлежать только вам одной и выгодно отличать вас от других женщин. Чтобы найти “свои” духи, необходимы время и точный анализ своей индивидуальности.
Современная парфюмерия предлагает огромное количество разнообразных ароматов. Духи, создаваемые в разное время, были призваны подчеркнуть определенные качества женщины. Начало ХХ века – триумф стиля “модерн”: женщина этой эпохи – неземное создание, женщина-цветок. Она благоухала, подобно распустившемуся саду. Ирис, тубероза, жасмин, роза. Бесконечные “Букеты” Босфора, Каролины, Букингемского дворца… Мода на ориентализм добавила к ним пряные запахи. Женщина растворялась в сумеречном тумане “L’Heure bleue” Гарлена, в зыбком “Un air embaume” Риго.
Первая мировая война уничтожила прекрасную эпоху Прекрасных Дам, и только величайший парфюмер Франсуа Коти творил – вопреки войне. В 1917 году он создал свой знаменитый “Chuprе”, положивший начало современным шипрам.
Послевоенные годы, названные “безумными”, создали новый образ женщины-вамп. Она была резка, не боялась дерзких ароматов, откровенно соблазняла мужчин. На помощь ей бросились знаменитые кутюрье, уже успевшие в моде шагнуть от элитарности к демократизму. Первый порыв сделал Поль Пуаре. И хотя у него было немало последователей, 20-е годы называют “годами Шанель”. Революционерка в одежде, она создала и духи, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы – настолько они не были похожи на все ранее известные: легендарные “Сhanel N 5”. Они стали вехой в истории парфюмерии. Отказавшись от традиционных, легко узнаваемых цветочных запахов – гардении, гелиотропа, жасмина или розы, – она создала состав, в который входило 80 ингредиентов. Он нес в себе свежесть целого сада, но в нем нельзя разгадать запаха ни одного цветка.
Новые времена, когда в Европе набирали силу тоталитарные режимы, утверждали культ физического здоровья и абсолютного оптимизма. 30-е годы – расцвет “мужских” запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака. “Fruit vert” Флореля, “Fleurs de rocaille” Карона, “Canoe” Дана – идея бодрости и мужественности находила свое отражение даже в названиях. Правда, в духах кануна второй мировой войны можно уловить и легкое дыхание неоромантизма, и томную нежность. Девушки с утянутыми талиями душились “Muguet des bois” Коти, “Gardenia” и “Tubereusa” Ле Гелиона. Знаменитые “Joy” Пату тоже обладали богатым цветочным букетом.
Протестом против страшной войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их “Femme”. Их флакон-амфора напоминал изгибы роскошного тела Мэй Уэст, белокурой секс-бомбы американского кинематографа, с которой Роша познакомился в Голливуде. А три года спустя Кристиан Диор свою удивительно женственную коллекцию “нью лук” со струящимися тканями и разлетающимися юбками дополнил несравненными “Miss Dior” – классикой парфюмерии. И еще три открытия состоялись в 40-е годы: хищные и чувственные “Bandit” Пигэ – духи кожи и меха, “Vent vert”, свежий ветер которых, наполненный запахом травы и листьев, породил новое направление “зеленых духов”, и неизменно привлекательные для женщин всех возрастов цветочные “L’air du temps” Нины Риччи.
Каждое десятилетие оставляло в парфюмерии свой след. В 50-е годы шипры соперничали с цветочными запахами. В 60-е, когда девушки мечтали о полетах в космос, а революция хиппи превратила молодых людей в “детей цветов”, поставив их как бы вне пола, появились так называемые бисексуальные запахи. Правда, первый толчок еще в 1949 году им дал Роша своей композицией “Moust-rache”.
Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Молодежь бунтует, увлекается восточной философией. Пряная восточная тема проникает и в духи. Амбровый запах “Chamade” Гарлена, знаменитые “Fijii” Ги Ляроша завоевывают мир.
В 70-е годы движение феминисток начинает влиять и на мир моды. Женские духи заимствуют идеи у мужских одеколонов. “Eau savage” Диора стала прототипом так называемых “освежающих вод”. Права парфюмеров на создание духов стали оспаривать не только кутюрье. В 1974 году Эрмес, известный кожаными аксессуарами, выпустил духи “Amazone”. Его примеру последовали Гуччи и Труссарди, Ван Клиф и Арпель, Картье, Морабито, Фаберже…
В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. Классичность и изысканность отличают “Anais-Anais” Кашареля, “Opium” Ива Сен-Лорана, “K.L.” Карла Лагерфельда, предназначенные роскошным женщинам. В поистине звездный 1985 год появились “Poison” Диора, “Obsession” Кельвина Кляйна, “Beatiful” Эсте Лаудер. И, наконец, 1990-й, подаривший “Tresor” Ланкома, ясно показал, что подлинным достоянием наступившего десятилетия становится индивидуальность. Не могли не сказаться в моде и экологические движения. Это отразилось даже в названиях духов – “Safari”, “Escape”, “Duna” Диора. Прозрачность, свежесть, легкость из мира одежды с ее шифонами, просвечивающими тканями пришли в мир ароматов, и родились “L’Eau d’Issey” Иссея Мияке, “Parfume d’ete” Кензо, “Wings” Джорджио, “Deci Dela” Нины Риччи.
Пристрастия в парфюмерии меняются – от теплых и чувственных запахов к холодным и прозрачным и наоборот. А что сейчас парфюмеры считают актуальным, модным? Фруктово-цветочный букет, воплощенный в “Magnetic” Габриэлы Сабатини, “Gio” Армани, соединивший фиалку, розу и мускус, или цветок апельсина с туберозой, чувственно-древесный букет “Oh-la-la” Аззаро, восточный “Vanila Fields” Коти, “Champagne” Ива Сен-Лорана и духи с запахом шоколада, мяты, трав. Словом, полный простор для выбора и фантазии.
Подумайте, кто вы такая? Деловая женщина? Мать семейства? Молодая девушка? Артистка? Спортсменка?
Какие стороны своей личности вы хотели бы выделить? Вашу элегантность? Ваш ум? Вашу женственность? Вашу изысканность? Вашу интеллигентность? Вашу нежность?
Какие духи вам нравятся? С запахом цветов или плодов? Экзотические, пряные духи? Духи с нежным сладким запахом?
Никогда не выбирайте духи только потому, что вам понравилось благоухание, которое распространяла вокруг себя надушившаяся ими подруга. Соединившись с запахом вашего тела, эти духи будут пахнуть совсем по-другому, и вы не произведете желаемого эффекта.
Екатерина ГУСЕВА,
преподаватель курса “Шарм современной женщины”
Центра человеческих технологий
в ИПКРО Московской области
Розы собирают по утрам
Зачем, скажите, каждый сезон вводить в моду новые духи? Какая в этом надобность? Раньше публика вполне довольствовалась фиалковой водой и простыми цветочными смесями, которые разве что слегка изменялись раз в десять лет. Тысячелетиями люди обходились ладаном и миррой, несколькими бальзамами, маслами и сушеными травами. И даже после того, как они научились с помощью колб и перегонных кубов получать дистиллированную воду, с помощью водяного пара отбирать у трав, цветов и различных сортов древесины их благоухающую суть в виде эфирного масла, с помощью дубовых прессов выжимать ее из семян, и косточек, и кожуры фруктов или с помощью тщательно профильтрованных жиров извлекать ее из цветочных лепестков, число запахов было еще ограниченным. Нужно было не только уметь дистиллировать, нужно было быть изготовителем мазей и аптекарем, алхимиком и ремесленником, торговцем, гуманистом и садовником одновременно. Нужно было уметь отличить жир бараньей почки от телячьего жира, а фиалку “виктория” от пармской фиалки. Нужно было знать, когда созревают гелиотропы и когда цветет пеларгония и что цветок жасмина с восходом солнца теряет свой аромат. С тех пор как четыреста лет назад итальянец Маурицио Франжипани открыл, что ароматические вещества растворимы в винном спирте, люди научились зачаровывать дух цветов и трав и удерживать его в закрытых флаконах.
Патрик ЗЮСКИНД, “Парфюмер”
еждународная классификация запахов такова: шипровые (например, “Мiss Dior”, “Paloma”, “Злато скифов”), цветочные, фужер (запах папоротника), амбровые и кожные. К ним специалисты добавляют гесперидные (запах озона, свежести – например, “Eau de Rochas”, “Дикая вода”) и древесные. У каждой группы существует множество подгрупп. В последнее время мода в парфюмерии перешла на цветочно-фантазийные запахи.
Природные эфирные масла очень дороги. Самое дорогое масло – жасминовое. Жасмин собирают только в определенное время – в период расцветания, когда в цветах – наибольшее количество масел, и притом – ночью, при специальном освещении, чтобы отделаться от насекомых. Самый лучший жасмин растет в Египте и в Грасе на юге Франции. Чтобы получить один килограмм жасминового масла, нужна целая тонна цветов.
Розы собирают только по утрам, когда на цветах еще есть капельки росы. Очень важно место произрастания роз, поскольку каждый вид имеет разный запах. Самая лучшая и самая дорогая (около 2 тыс.$ за 1 кг масла) – марокканская, за ней по качеству – турецкая, затем – болгарская, а самая последняя – русская: грубая и резкая, она плохо перерабатывается. Гвоздичное масло получают из почек и стеблей на Мадагаскаре, в Каледонии. В нашей стране получают лавандовое масло (20-30 тонн в год). Испания и Франция тоже славятся своей лавандой.
Многие запахи создаются искусственным путем: лотос, иланг-иланг, сирень, фиалка, магнолия, роза, лаванда и т.д. Таких душистых веществ-заменителей существует около трех тысяч, и количество вариантов и сочетаний практически бесконечно. Чтобы подобрать их и создать новые духи, порой уходит несколько лет. Первые духи с использованием синтетических запахов были созданы в 1921 году – “Сhanel N 5”.
Цветочная флора не применяется без животной, поскольку цветочные запахи “не живут”, “не звучат” сами по себе. Лучшим закрепителем и фиксатором цветочных запахов считается амбра – патологический продукт, который вырабатывается в желудке у кита. Но так как киты – животные ныне неприкасаемые, парфюмеры и здесь прибегают к заменителям. К числу фиксаторов относится касториум – вещество, которое выделяется из эндокринных желез бобра, сивет – продукт секреции сиветских кошек, живущих на Алтае, мускус, получаемый из семени антилоп, настоенного на спирте.
Духи не только носители запахов, они нередко прямо влияют на состояние человека. Масла розы, ромашки, валерьяны успокаивают, дают возможность быстрее заснуть; масла мяты, эвкалипта, сосны дают ощущение динамики, движения.
Дарья КУЗНЕЦОВА
Комментарии