search
main
0

Запах горящей психологической проводки. Сальса против профессионального выгорания

​Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении особенно остро встала именно в течение последних десятилетий. Ведь не секрет, что современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Эмоциональные ресурсы учителей истощаются из-за напряженных ситуаций на работе, стрессов, конфликтов и высокого уровня ответственности буквально за все. Исследователи говорят о том, что уже через 10 лет работы подавляющее большинство педагогов испытывают симптомы выгорания.

Что же понимается под термином «профессиональное выгорание»? Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. По мнению специалиста по изучению проблемы управления стрессом Гринберга, выгорание может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки.Возникает оно в результате длительного накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки, сброса этого эмоционального багажа. К сожалению, человек, подверженный этому синдрому, мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни. И в этом основная опасность этого синдрома.Если посмотреть группы риска, то мы увидим, что профессия педагога в этом отношении одна из самых опасных. Конечно же, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки и в связи с этим требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Однако педагогические профессии являются еще более сложными, так как специалист все время взаимодействует не просто с разными группами людей (дети, родители, коллеги, администрация), но зачастую оказывается между ними. Особую сложность представляет то, что зачастую требования и желания каждой из групп абсолютно противоречат друг другу. А ведь выгорание учителя напрямую скажется на качестве его работы, на отношениях с детьми, на их развитии. Основной фактор, способствующий синдрому выгорания, – это хронический стресс на рабочем месте.Можно выделить несколько симптомов выгорания.Психофизические  симптомы: частое или постоянное чувство усталости (даже после отдыха), ощущение физического и эмоционального истощения, частые головные боли, возникающие без причины, резкая потеря или резкое увеличение веса, бессонница или же, наоборот, сильная сонливость, состояние заторможенности, ухудшение зрения, слуха, обоняния, потеря внутренних, телесных ощущений.Социально-психологические    симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия, частые нервные срывы, чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не справлюсь, не получится», повышенная раздражительность, повышенная тревожность и чувство неосознанного беспокойства, частое переживание беспричинных негативных эмоций, общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы. Поведенческие  симптомы: ощущение, что работы становится все больше и больше, ее выполнение – все тяжелее,  заметное изменение режима работы; постоянно, без веской необходимости берет работу домой, но дома ее не выполняет; педагог затрудняется в принятии решений; чувство собственного бессилия, бесполезности; человек не верит в возможность улучшения ситуации; снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и застревание на мелких, не имеющих непосредственного отношения к работе; дистанцированность от коллег и учеников, повышение критичности (часто неадекватной); злоупотребление алкоголем, увеличение табакокурения, применение наркотических средств.Особой чертой выгорания является нарушение чувства юмора. Вообще черный профессиональный юмор, цинизм и сарказм часто являются спутниками профессионального выгорания. Как пример можно привести распространенный врачебный анекдот: ответ на фразу пациента: «Доктор, я был у нескольких врачей, и ни один не подтверждает вашего диагноза» – звучит так: «Ну что ж, подождем вскрытия».Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Джеррольда Гринберга (2002), высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, поддерживающая профессиональная среда и др.Прежде всего это чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если педагог чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Так же слаженная и согласованная работа коллектива, распределение обязанностей и ответственности предохраняют от развития синдрома эмоционального выгорания.Поможет и внимание к себе и своему здоровью: спорт, правильное питание и своевременный отдых. Не стоит пренебрегать и такими психологическими техниками, как арт-терапия и релаксация.Какие же преимущества дает активная деятельность педагогу (в том числе и в рамках Совета молодых специалистов)?Во-первых, это поддерживающее профессиональное сообщество. Что немаловажно, это сообщество сверстников (не секрет, что молодые педагоги зачастую некомфортно чувствуют себя в школе, где большая часть коллектива значительно старше и опытнее).Во-вторых, это профессиональная поддержка, некое неформальное наставничество, помогающее освоиться в новой среде.В-третьих, постоянный личностный рост благодаря различным интенсивам, обучающим семинарам, фестивалям и конкурсам.В-четвертых, активная жизненная позиция, деятельность позволяют реально влиять на принятие важных решений, что позволяет избежать (или значительно снизить) чувства неудовлетворенности происходящими вокруг событиями, протекающей жизнью.В-пятых, среди таких же молодых педагогов нет нужды держать маску, можно расслабиться и поделиться своими проблемами, о которых не всегда можно сказать коллегам по школе.В-шестых, эта деятельность дает массу интересов помимо работы (сальса, праздники, выезды и многое другое).Манана ЗАХАРЕНКОВА, педагог-психолог школы №1465 имени адмирала Николая Кузнецова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте