search
main
0

Запах горя. Дети войны помогут новым поколениям сохранить память о Великой Отечественной

Детям часто предлагают принять участие в творческих конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Цели и задачи вызывают уважение: «формирование патриотических чувств молодого поколения, воспитание его на героических традициях Родины…». Но почему рисунки о войне нередко получаются формальные, повторяют одни и те же сюжеты? Конечно, их нельзя сравнивать с рисунками детей, которые были свидетелями тех событий, трудно рисовать о том, что ты не видел, не выстрадал. Как же сохранить историческую память о Великой Отечественной войне у современных детей?

Конечно, школьники получают информацию на уроках истории и литературы, к ним приходят ветераны, которых с каждым годом, к великой печали, становится все меньше. Война все дальше уходит от детей по времени. И когда общаешься с ними в неформальной обстановке, слышишь порой очень противоречивые суждения и начинаешь задумываться: что именно мы, взрослые, упустили в их воспитании, почему у детей каша в голове и нет порой чувства гордости за Победу, любви к Родине? А ведь мероприятия проводятся, знания закладываются. А чувства? То, что должно пройти через сердце и остаться там навсегда? Они рождаются, если дома чтут семейные традиции, хранят память о предках, прошедших войну.Хочу напомнить о моем поколении. Мы не участвовали в военных действиях, а были просто детьми. Нужно и нам продолжить традицию общения с детьми, которую создали ветераны, сражавшиеся на фронтах. Я вспоминаю, как много лет назад в школе, где я работала, на открытии музея боевой славы среди наших почетных гостей был старый измученный человек, бывший узник концлагеря. Запомнилась его фраза: «Я буду рассказывать о войне, пока буду жив, чтобы дети не забывали о зверствах фашизма».Вот и мы должны продолжать их дело.Беседа с детьми от лица москвича, который был ребенком в 1941 году, воспринимается естественно. Мы были совсем маленькие, когда началась война, а в школу пошли 1 сентября 1945 года. Напрасно некоторые думают, что малыш ничего не помнит. Военное детство как кадры хроники. Со временем воспоминания прошлого становятся ярче, остаются на всю жизнь.Что рассказать детям о Москве 1941 года? Как в один миг закончилось легкое детство. Как вечером спешили в бомбоубежище под вой сирены воздушной тревоги, как метались лучи прожекторов в небе. Как срочно отправляли в эвакуацию всех с маленькими детьми, и я бежала с бабушкой и мамой по перрону, прижимая к себе любимую игрушку – кошку. А вокруг лежали раненые с серыми лицами, раздавались стоны и разносился какой-то особый запах горя, который застыл у меня в памяти. И я до сих пор не люблю быть на Курском вокзале, кажется, что где-то затаился этот запах. Нас провожал мой любимый дядя Андрюша, ему было девятнадцать. Я никогда больше его не видела, он ушел добровольцем на фронт, спрятав белый билет. Он не успел стать взрослым художником, не успел насладиться музыкой и литературой, которые очень любил, не успел вырастить свою маленькую дочку – погиб в 43-м году. Остались только его фотографии, письма и картины, которые всегда окружали бабушку, и ее рассказы о мальчике, который не успел пожить и который так любил жизнь.Наше возвращение в Москву, в наш дом, который стал совсем другим – ушла привычная радость, мы были одни с бабушкой и мамой. И таких семей было большинство – мужчины ушли защищать нас. Наши окна по-прежнему были заклеены крест-накрест полосами, черные шторы закрывались вечером, не пропуская свет, из форточек торчали трубы самодельных печек-буржуек. Шла война.Мы жили на улице Кирова (теперь Мясницкая) во дворе, объединяющем четыре дома. Московский двор – особый мир. Нынешние дети не знают, что этот мир объединял совершенно разных людей. Наши родные были заняты, а во дворе проходила наша детская жизнь. И только спустя много лет осознаешь, как всех нас, ребятишек, опекали взрослые. Можно было забежать целой ватагой к друзьям, пообщаться с взрослыми, угоститься на ходу. Помню оладушки из картофельной кожуры и уговоры бабушки, какое это вкусное угощение. Долгие стояния в очереди за продуктами. По карточкам получали хлеб и кусочек сахара, который мама с бабушкой делили поровну на три части, а потом под любым предлогом передавали мне свою порцию. Сейчас понимаешь, что учили нас нехитрой грамоте жизни – умению делиться друг с другом, и не только едой, но и добротой, сочувствием. Уже в конце войны мы часто собирались во дворе, приносили свои стулья, табуретки и усаживались вокруг импровизированного экрана – закрашенного белой краской куска стены. А наш сосед, вернувшийся с фронта, выносил старый проектор и показывал нам кадры хроники и старые фильмы. Мы никогда не видели ни у него, ни у его жены улыбки на лице. У них погиб на фронте единственный сын, но регулярно он собирал нас, чужих детей, которые стайкой окружали его, и это, наверное, давало возможность жить и ему.А мы, дети, продолжали жить, и каждый день был для нас новым открытием. На Чистых прудах любили наблюдать, как готовят аэростаты к ночным дежурствам в небе. Бегали на Сретенку в маленький кинотеатр «Хроника», смотрели «Новости дня» о событиях на фронте. Для меня это были особые просмотры. Мой папа был кинооператором – всю войну прошел с кинокамерой, мама тоже работала на студии документальных фильмов. Никогда не забуду ее рассказы об операторах, друзьях отца, об особых условиях съемок, о героизме людей, чьим оружием была кинокамера. Для меня это были реальные герои, я знала все кадры хроники, и до сих пор, рассказывая детям о войне, объясняю, какой ценой был получен каждый кадр, который потом превратился в летопись войны, историю победы над врагом.Самое яркое воспоминание – День Победы и праздничный салют. Когда на улице не было чужих – люди обнимали друг друга, смеялись и плакали одновременно, а мы бежали по улице перед духовым оркестром, и не было в тот момент людей счастливее нас. Война еще долго отзывалась в нашей жизни. В классе почти не было отцов – погибли на фронте или после войны рано умерли от ран. Наверное, если бы нынешние дети посмотрели на нас, они бы не были в восторге. Худые, плохо одетые, с авитаминозом и хроническими болезнями. Наши любимые школьные завтраки – давленая картошка с квашеной капустой, пара конфет-подушечек с чаем и баранкой – вызывали у нас восторг, и съедалось все до крошки. Мы не были прихотливы в быту, а лучшим подарком была книга. Мы очень хотели учиться и рано становились взрослыми.Война – жестокое слово. Кроме героев были и трусы, предатели, люди слабые духом, но мы победили благодаря особому характеру нашего народа, мужеству и любви к своей Родине, родным и близким. Война обострила эти качества. Наше трудное детство – это тоже цена Победы.Наш народ победил фашизм, заплатив непомерную цену, но как горько, когда появляются организации фашистского толка у нас, на земле, пропитанной кровью наших родных! Многие знают картину «Обыкновенный фашизм», но мало кому известно, что, готовясь к Нюрнбергскому процессу, на студии документальных фильмов наши специалисты готовили материал о зверствах фашистов. Приходилось просматривать тысячи метров трофейной пленки, где все ужасы концлагерей, спецлабораторий педантично, цинично фиксировались немецкими операторами. Работа была засекречена, поэтому только спустя время, когда материалы были открыты, мы поняли, почему мама, работая день и ночь на студии, не могла дома есть и почему за несколько дней поседела. Теперь мы, помнящие войну, должны еще и еще раз говорить о том, что же такое фашизм, к чему привела бы победа фашизма на земле.Мы все родом из детства. И нашими поступками движут те силы, которые вложены в нас с малых лет. Почему возникает желание пойти помочь детям из детского дома, почему хочется помочь тем, кому хуже, чем тебе? Может быть, незримо встает образ девочки из далекого детства, новенькой в нашем классе. Они с мамой приехали в Москву из разоренной деревни, где погибли все их родные, и жили в подвале нашего дома. Неграмотная мама весь день работала в котельной, у них была очень трудная жизнь. И тут же от соседей пришла помощь. Кто-то помог с одеждой, кто-то с едой, вместе делали уроки. Эта взаимная выручка без показухи учила нас, детей, быть неравнодушными друг к другу. А сейчас, когда жизнь стала лучше, может быть, стоит рассказывать детям о нашем прошлом, об умении поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь сейчас люди очень разобщены. Может быть, и из-за этого так остро встала проблема с детскими суицидами – некому вовремя помочь детям справиться с безысходностью в их душах.Беседа помогает детям разговориться, задать вопрос, получить ответ. А потом можно показать книги, документальные фото- и кинокадры и затем приступить к выражению своих мыслей и чувств на бумаге. Трудно рисовать про войну, которую ты не видел. Но мы можем помочь ребятам прочувствовать эту тему, вложив в беседу все, что так дорого и значимо для нашего поколения.Рисунки получаются разные – о Москве 41-го года, об эпизодах сражений, о встрече с родными и, наконец, о салюте Победы. И даже если не у всех раскрывается талант художника, попытка выразить свои мысли и чувства на бумаге помогает детям отдать дань памяти тем людям, которые победили фашизм и подарили нам жизнь.​Наталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте