Сегодня компьютеризация везде ассоциируется с чем-то очень полезным, перспективным, дающим надежду на лучшее будущее. А применительно к развитым западным странам это слово звучит почти как синоним райской жизни. Но пока все еще не так здорово на Западе, в частности в Германии, в отношении широкого внедрения компьютеров, как мы себе представляем.
На бытовом уровне компьютеризация здесь, например, в магазинах и в больницах, так же как и у нас в России, уже дает ощутимые результаты: почти нет очередей в кассы магазинов, лучше проводится диагностика и лечение ряда заболеваний. Очень хорошо помогают компьютеры германской полиции держать на учете не только всех правонарушителей, включая потенциальных, но даже фиксировать и хранить информацию о каждом нарушении скорости любым автовладельцем, а как оборудованы компьютерами школы в ФРГ? И с какого возраста немецкие школьники осваивают компьютеры?
Берлинская гимназия имени Йоганна Готтфрида Гердера входит в десятку лучших столичных учебных заведений, сохранивших свои традиции еще со времен ГДР.
Сюда принимаются ученики с 5-го класса, и изучение иностранных языков здесь является приоритетным. В 5-м классе ученики выбирают первый иностранный язык: английский или русский, который начинают изучать с расширенным количеством часов. Изучение второго иностранного языка (русский или английский) начинается в 7-м классе. Изучение третьего иностранного языка – французского начинается в 8-м классе. С 9-го класса география, с 10-го класса история, а с 11-го класса политология преподаются на первом иностранном языке (английский или русский). Как четвертый иностранный язык с 11-го класса преподается латинский. Испанский и древнегреческий языки предлагаются в качестве кружков. Об успехе гимназии им. Гердера говорит то, что с 1991 года ее выпускники относятся к лучшим по Берлину (средняя отметка 2,1 при том, что высшая оценка в Германии – это единица при шестибалльной системе).
Гимназия Гердера
И вот я в компьютерном классе гимназии имени Йоганна Готтфрида Гердера. Мои собеседники – учитель информатики и учитель русского языка. Вот что они мне рассказали.
– Что вы можете сказать о компьютеризации вашей гимназии и других немецких школ?
– Здание и кабинет, где мы сейчас находимся, принадлежат не только нашей гимназии, но и народной школе, которая по вечерам проводит различные курсы для взрослых. Школа зарабатывает сама и может позволить себе приобрести необходимую компьютерную технику и новейшие программы. Здесь все оборудовано по самому высокому стандарту. Днем в этом кабинете занимаются школьники, а вечером студенты народной школы. Однако такой компьютерный кабинет нельзя считать общим стандартом для любой школы. В целом общеобразовательные школы оснащены компьютерами по-разному. Кто-то хорошо, кто-то плохо.
В начальных школах (грундшуле) почти нет компьютеров (в Берлине до 6-го класса). После дети поступают в гимназии, реальные школы (реальшуле), общие школы (гезамтшуле). Там уже, конечно, в каждой школе есть компьютерный кабинет. Очень многие школы оснащаются компьютерами за счет спонсоров. Только благодаря им школы могут приобретать технику, соответствующую новейшим стандартам. Но иногда спонсоры предоставляют школам и не самое новое оборудование.
У нас есть еще один компьютерный кабинет, который принадлежит школе Гердера. Так вот он полностью оборудован за счет государственных средств. Правда, проблема в том, что у государства не хватает денег. Но мы считаем, что даже не самые новые модели компьютеров для первого знакомства школьников с основами компьютерной техники тоже подходят.
– Есть ли у вас предмет информатика?
– В нашей гимназии языковой профиль, поэтому информатика преподается только с 11-го по 13-й классы. В курсах повышенной успеваемости (5 часов в неделю) и на основных курсах (три часа в неделю). Зато углубленным изучением иностранных языков занимаемся на компьютерах. Информатику можно также сдавать на экзамене на аттестат зрелости. Но изучают ее по желанию. В нашей гимназии это около 15-20 процентов от общего числа учащихся. Сейчас интерес работать на компьютерах по сравнению с серединой 90-х, у молодежи снизился, так как у всех есть дома компьютеры.
Но есть другие гимназии, где с 7 – 8-го классов учащиеся изучают информатику как обязательный предмет.
– А какие компьютеры считаются самыми старыми?
– Пентиум 1, Пентиум ММХ, на 200 мегагерц, Пентиум 3.
– Приветствуется ли выполнение заданий с использованием интернета?
– Не у каждого ученика дома есть интернет, поэтому только на добровольной основе дается задание поиска той или иной информации.
– Как вы оцениваете уровень подготовки выпускников по информатике?
– Те ребята, кто серьезно интересуется компьютерами и информатикой, выходят из школы с очень хорошими знаниями, уже неплохими специалистами. Но неправильно считать это только результатом школьного обучения.
– Почему тогда Германия приглашает на работу специалистов по компьютерам из России и ряда других стран?
– Это вопрос денег. Многим фирмам невыгодно платить большие деньги за обучение собственных специалистов, им дешевле привлекать уже подготовленных зарубежных.
– Проводятся ли у вас олимпиады по программированию?
– Нет, в школах и гимназиях это не практикуется. Это делается на федеральном уровне для тех, кто хочет и имеет возможность.
– Что бы вы хотели пожелать российским коллегам?
– Более компетентных чиновников, которые занимаются вопросами образования. У нас сейчас просто катастрофа в сфере образования, так как программы разрабатывают некомпетентные люди. Хочется надеяться, что в России дела обстоят лучше. В Германии все недовольны системой образования, в первую очередь учителя. Много дискутируется, обсуждается, но мало предпринимается шагов, которые могут коренным образом изменить ситуацию. Поэтому уровень подготовки на компьютерах тоже не соответствует тем требованиям, которые должны быть. Но из-за отсутствия финансов учебные планы не изменяются. Поэтому, возможно, образование в России в области электроники и компьютеров лучше, чем в Германии.
У Бранденбургских ворот
Чтобы получить более общее впечатление о компьютеризации немецких школ, я обратилась к ученикам немецкой школы в центре Берлина, около Бранденбургских ворот, на улице Вильгельмштрассе. Здесь, начиная с 5-го класса, на уроках английского языка активно используют специальную обучающую программу на компьютере.
В здании школы есть клуб. Каждый вторник там проводятся дополнительные занятия по информатике для тех учащихся пятых классов, кто интересуется компьютерами. Можно выбрать и другие кружки, можно просто поиграть. Те, кто предпочел компьютерные занятия, делают собственные визитные карточки, календари, обрабатывают фотографии в Corel Photopaint, знакомятся с различными программами, учатся правильно работать с интернетом.
Об этом я узнала от русской девочки Даши, которая учится в этой школе. Однако, к сожалению, руководство клуба не разрешило сделать фотографию немецких школьников во время занятий на компьютерах. Для этого требуется разрешение их родителей. Поэтому на фотографии только одна Дашенька, остальных детей пришлось попросить удалиться из кадра.
А вот как обстоят дела с компьютеризацией школ в соседней с Германией Австрии, которая по результатам интернационального теста «ПИЗА» заняла более высокое место, чем ФРГ.
В начальной школе (в Австрии они называются фольксшуле, а в Германии грундшуле) дети начинают учиться с 6 лет, и на протяжении 4 лет, как правило, занимаются в одной и той же классной комнате. В ней стоят два компьютера. Начиная с 3-го класса, а некоторым ученикам и раньше, во время большой 30-минутной перемены разрешают на них играть. Кроме того, уже с 3-го класса начинается система консультаций 2 раза в неделю по вечерам. Консультироваться можно по любым предметам, в том числе по информатике. Во время консультации можно заниматься на компьютере. В 3-м классе в третьей четверти проводится одно обязательное занятие по информатике.
После окончания фольксшуле австрийские дети идут в одну из трех типов школ. Лучшие ученики поступают в гимназии с углубленным изучением отдельных предметов, чаще всего иностранных языков. Программы составляются по индивидуальному плану.
Наиболее распространенный вариант школ – это хауптшуле. В них предусмотрены 2 урока информатики в неделю. Начиная с 6-го класса, учителя в этих школах по ряду предметов уже дают выполнять задания на компьютере, к тому же иногда эти задания отсылаются на проверку учителю с помощью компьютера. Параллельно ребят учат работе с интернетом. Приветствуется отправка работ на проверку через интернет. Доступ к нему имеют 87 процентов австрийцев. Те, у кого нет дома выхода во всемирную паутину, могут отправлять задания со школьного компьютера. После 2-4 лет обучения по желанию можно задания все выполнять на компьютере, а не в тетради. То же самое практикуется и в гимназиях. Для первого знакомства с компьютерами есть специальные учебники.
По основному курсу образование в Австрии бесплатное. Правда, в последнее время стали брать символическую плату до 15 евро. При этом школьники получают бесплатные учебники, тетради, мелкие канцтовары, например, бумагу для уроков труда. Школьникам положен бесплатный билет на транспорт. А еще практикуется бесплатное страхование от несчастных случаев или по здоровью.
Берлин – Вена
Комментарии