search
main
0

Заочное путешествие к чудесам. Урок развития речи на тему «Употребление в речи предложений с причастными и деепричастными оборотами»

​Совсем недавно (№50 от 10 декабря 2013 года) в «Методической кухне» был опубликован сценарий урока геометрии, в сюжете которого использовались семь чудес света. Сегодня мы снова возвращаемся к этой теме, но уже на уроке русского языка.

Цели: совершенствование умений конструировать предложения с обособленными членами; обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи.Метод: частично-поисковый, словесно-иллюстративный, беседа.Оборудование: мультимедийный проектор, слайды Power Point.Ход урокаI. Организационный моментУчитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие во времени и пространстве к чудесам не вымышленным, а когда-то существовавшим и существующим сейчас, к чудесам, которые люди считают священными и загадочными. Чудесами света в древности называли самые удивительные и прекрасные сооружения, построенные в разных странах, поражающие своим величием и красотой. В наше время к чудесам света относят и то, что создано человеком, и уникальные природные достопримечательности – вулканы и гейзеры, озера и реки, горы и леса. И не только. Правило 1. Можно ошибаться, нельзя молчать.Правило 2. Можно сомневаться, нельзя бездействовать.  II. Вступительная беседаУчитель: Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!» (Козьма Прутков)Согласны ли вы с утверждением? Мир в его многообразии действительно достоин удивления. Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения, пунктуации. Что можно отметить? Ответы детей.Учитель: Что в словах эпиграфа вам показалось знакомым? Да, на дом вам была дана загадка: «Он стал печататься раньше, чем родился. У него не было матери, но было три отца. Он дружил с поэтом Н.Некрасовым и критиком Н.Добролюбовым». Кто же это? Ответы детей.Учитель: Конечно, вы нашли правильный ответ на вопрос. Это Козьма Прутков.III. Речевая разминкаТестовые заданияУкажите грамматически правильное продолжение предложений. Создавая замечательные памятники,1) неизвестными авторами двигало стремление показать творения архитектуры.2) нам было уже невозможно остановиться в этом захватывающем стремлении вперед.3) неизвестные авторы поражали воображение современников.4) нашему взору предстали полные таинственной красоты сооружения.Прочитав несколько книг о выдающихся сооружениях,1) мне не очень понравилось.2) возникло желание посетить некоторые из них.3) памятники архитектуры предстали перед глазами.4) я тут же решил все увидеть своими глазами. Ознакомившись с семью чудесами света,1) сердца школьников наполнились гордостью.2) семиклассники написали в газету интересные заметки.3) обнаружилось много малоизвестных фактов.4) справочник по достопримечательностям получился информативным.Разгадывание японской пословицы.RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZRОРJZОДGA(Люди, а не стены создают города.)Учитель: Как вы поняли эту пословицу?  Вопросы:1. Сколько было террас в Висячих садах? (4) 2. Какова высота пирамиды Хеопса? (147 м, ныне 137 м) 3. Почему свет Александрийского маяка казался изумительно ярким? (Из-за системы зеркал, увеличивавших многократно свет от костров на маяке.) 4. На каком острове находился маяк? (Остров Фарос.) 5. Где добывали камни для пирамид? (В каменоломнях на берегу Нила.)6. Как звали царя Вавилона, по приказу которого были построены висячие сады? (Навуходоносор. Он решил разбить сады для своей жены, мидийской царевны, тосковавшей по прохладе и тени лесов в жаркой и безлесной Вавилонии.) 7. Сколько лет продолжалось строительство храма Артемиды в Эфесе и кто поджег этот храм? (Строительство длилось, по преданию, 120 лет. Поджег храм печально известный Герострат.) 8. Что значит выражение «геростратова слава»? (Слава, приобретенная злодейством, преступлением.)9. Как звали царя Карийского государства в Малой Азии, в честь которого все погребальные сооружения стали называть мавзолеями? (Мавсол, или Мавзол.) 10. Какому богу посвящен Колосс Родосский и из какого материала была сделана эта колоссальная статуя? (Богу солнца Гелиосу. Колосс был бронзовым.)                        IV. Учитель: Ребята, к сегодняшнему уроку вам нужно было, работая в группах, выбрав из большого многообразия материала о чудесах света самое важное, подготовить сжатые сообщения. В своих творческих работах вам необходимо было употребить конструкции с причастными и деепричастными оборотами. Сообщения учеников. Здесь приводится одно из них в качестве примера.Прославляя главного древнегреческого бога, греки решили построить храм, посвященный главному божеству, со статуей Зевса в центре. Деревянный каркас монумента был покрыт пластинами из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Перед статуей был построен бассейн с оливковым маслом. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его голову. Вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Физкультминутка.V. Сочинение-рассуждениеУчитель: Однажды в школе учительница попросила детей перечислить, что для них на сегодняшний день является семью чудесами света. После некоторой дискуссии и размышлений в список попали:1. Египетские пирамиды.2. Тадж-Махал.3. Большой каньон.4. Великая Китайская стена.5. Римский Колизей.6. Храмовый комплекс Петра в Иордании.7. Город древних инков.Когда списки были собраны, учительница заметила, что одна ученица еще не сдала свой. Она спросила девочку, есть ли у нее какая-нибудь проблема в составлении списка. Девочка ответила: «Да, немного. Я не могу составить список… В мире есть столько чудесного!»«Хорошо, – сказала учительница, – покажи мне, что ты написала, и тогда, может быть, я смогу тебе помочь». Девочка подумала немного и сказала: «Семь чудес света – это видеть, слышать, осязать, пробовать, чувствовать, смеяться, любить».Тишина в классе была такой, что не было слышно даже дыхания…Согласны ли вы с девочкой? Напишите сочинение-рассуждение.VI. Учитель: Знакомясь с чудесами света, вы встретили огромное количество имен собственных: название стран, имена архитекторов, археологов – тех, кто искал и находил чудеса света, изучал их и писал о них. Сейчас за три минуты напишите как можно больше имен собственных, связанных с нашей темой. Здесь могут быть названы не только архитекторы, но и цари, фараоны, поэты.VII. Работа с текстом(1) Многие архитектурные сооружения разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. (2) И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство.(3) Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. (4) С инженерной же точки зрения это примитивные постройки, горы, сложенные людьми. (5) Однако цель была достигнута – пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия. (6) Впервые были построены столь высокие сооружения, остававшиеся вплоть до появления Эйфелевой башни своеобразным рекордом.(7) По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретения книгопечатания «зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного».(8) За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь от примитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивным решениям сооружений. (9) Меняются представления о возможностях строительных материалов, меняются и сами материалы.(10) Сегодня можно построить практически все, что подскажет воображение архитектора. (11) Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. (12) И вот тут-то и умудренному знаниями зодчему, и «юноше, обдумывающему житье», могут прийти на помощь архитектурные образцы прошлого, занявшие почетное место в ряду признанных шедевров и являющиеся общечеловеческими памятниками культуры.(13) Среди современных проектов и построек есть подлинные шедевры строительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с семью чудесами древнего мира. (14) Перед строителями открываются широкие перспективы. (15) Поэтому прав был С.Я.Маршак, который заметил:И, верно, есть восьмое чудо,Нам неизвестное покуда!Задание к тексту: Графически укажите обособленные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами (листы распечатаны на каждого ученика).VIII. Заключительное слово учителя Учитель: И у нас в стране существовало и существует много архитектурных памятников. В качестве домашнего задания я предлагаю вам принять участие в небольшом конкурсе – найти новые «семь чудес света» у нас в России. В добрый путь, мои юные археологи. IX. РефлексияЧто было для вас открытием в нашем путешествии? Что вас поразило больше всего?Что нового вы узнали на уроке?Татьяна ЛЕБЕДЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Старый Оскол Белгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте