search
main
0

Занятие, продолженное детьми

​Инициатива и самостоятельность ребенка наиболее полно проявляются, раскрываются и развиваются в свободной игре. Именно поэтому занятия в опытно-исследовательском образовательном пространстве дошкольного отделения построены таким образом, что одна четверть времени организована педагогом, а три четверти занимает свободная игра.

Во время свободной игры дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам, пробуя снова и снова, пока не достигнут задуманной цели, находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, которые часто гораздо проще и оригинальнее предложенных педагогом. Здесь же, в свободной игре, ребенок открывает самостоятельно новые для себя феномены, обнаруживает ассоциативные связи с другими явлениями. Здесь дети действуют более смело, с большей фантазией, объединяясь в группы и делая эти игры сюжетными, более содержательными, более адекватными своему возрасту, интересам и возможностям. Робкие, недеятельные дети вовлекаются в этот поток фантазии, позволяют себе смелость делать что-то самостоятельно.Вторая часть занятия показывает, насколько предложенный опыт заинтересовал ребенка, а также показывает способность педагога поддержать интерес и инициативу. Критерий педагогического мастерства и критерий образовательной ценности опыта – длительность и разнообразие вариантов его продолжения в свободной игре, когда дети делают для себя открытия, которые не были запланированы.Потенциал свободной детской игры можно оценить на примере одного занятия, на котором детям предлагали наблюдение за окрашиванием воды жидкими красками, с использованием для переноса краски трубочек для коктейля. Это занятие строилось, как исследовательское. Начало занятия стало тренингом – детям предложили повторить проделанный педагогом опыт, затем в процессе работы и наблюдений у детей возникали собственные вопросы «Как это? Почему? От чего?». Почему получаются разные цвета? Почему в трубочку стало набираться меньше краски? Почему окрашенная вода в разных баночках имеет разный тон, отчего даже в одном стакане вода «меняет» цвет: если смотреть через него на окно, вглубь комнаты, сбоку, сверху? Отчего почти обесцвечивается струйка даже густо окрашенной воды?Все свои вопросы дети тут же могли разрешить, причем вопрос, возникший у одного ребенка, захватывал остальных и все они проверяли его, в результате собственной деятельности ответы делались собственными и значимыми. То, что множество результатов подтверждало ответ, убеждало детей в постоянстве этого феномена. Затем у некоторых детей появились вопросы: «А что будет, если… (если перевернуть трубочку, если положить ее на лист бумаги – привычный предмет рисования)?» При этом запущенное занятие-тренинг естественным образом превратилось в занятие «детская исследовательская практика».На этом занятии в силу проявленных разных детских интересов возникло несколько самостоятельных проектов:- получение определенного цвета;- исследование цвета жидкости в зависимости от ее уровня в сосуде, в зависимости от ракурса рассматривания;- влияние уровня краски в сосуде на ее количество, набираемое в трубочку;- осмысление алгоритма переноса жидкости трубочкой, понятие давления воздуха;- получение «плавающей картины» посредством погружения в воду листа бумаги.Таким образом, необходимое условие поддержки детской инициативы и развития индивидуальности – особая педагогическая позиция активного внимания и недирективной поддержки. Реализация этого условия основана на интересе педагога и внимательном отношении к детским идеям и их воплощению.Ольга ЧАРУШИНА, автор программы «Удивительная вода», ЦО №743 «Школа самоопределения»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте