Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласование прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий).
Лексическая тема: игрушки, школьные принадлежности.
Грамматическая тема: развитие функции словоизменения по числам.
Актуальность: данное логопедическое занятие направлено на совершенствование речевых навыков, помогающих развитию возможности вступления в речевую коммуникацию и способствующие успешной адаптации в социуме.
Цель: учить различать буквы и звуки А-У.
Задачи:
1) Развитие зрительной памяти.
2) Развитие зрительно-пространственных дифференцировок.
3) Закрепление словаря по теме: «Школьные принадлежности, игрушки».
4) Дифференциация звуков А-У и соответствующих букв.
5) Развитие цветового гнозиса.
6) Способствовать развитию графических навыков.
7) Развивать фонематический слух.
8) Способствовать развитию фонематического восприятия.
9) Развивать умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
10) Развивать функцию словоизменения.
11) Развивать общую и мелкую моторику.
12) Развивать артикуляторный аппарат.
13) Развитие дыхания.
14) Развивать количественный и позиционный фонематический анализ.
Оборудование: зеркала, дидактический материал, картинки, разрезная азбука, тетради, цветные карандаши, ручки, пиктограммы, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Словарь: удочка, улитка, кукла, шуба, галстук, автобус, перелетные птицы, осень.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы будем использовать мультимедийный проектор.
Вспомним, какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц?
Какие осенние месяцы вы знаете еще?
Сколько всего осенних месяцев?
Какой по счету ноябрь месяц?
Какие приметы осени вы знаете?
II. Развитие диафрагмального дыхания, речевого выдоха.
Учащимся предлагаются листочки деревьев, вырезанные из бумаги с привязанными к ним ниточками
Учитель: Какого цвета листочки?
Дети держат за ниточку листочки и дуют на них сначала тихо, затем сильнее.
Ветер дует тише, тише
И листок едва колышет.
Ветер сильный налетел
И листочек улетел.
III. Самомассаж.
Учащиеся повторяют движения за логопедом.
Учитель: Мы ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки), и лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам), ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз), их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди), тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки), а потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щечки). Щечки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями), губки разминаем, чтобы улыбались (большим и указательном пальцами разминаются губы).
IV. Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика выполняется перед зеркалом по образцу логопеда (с индивидуальными зеркалами).
«Сказка о веселом Язычке».
Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром, открыл окошко (открыть широко рот). Посмотрел налево – направо (при открытом рте движения языка налево – направо), вниз посмотрел (движения языка вниз) ночью шел дождь, нет ли луж? Вверх посмотрел (движения языка вниз): светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот). Побежал Язычок в ванную умываться (движения руками и ногами, имитирующие бег). Язычок почистил зубки: сначала нижние, затем верхние, прополоскал рот, умылся (круговые движения языком вокруг губ).
V. Артикуляция звуков А и У, условное обозначение звуков, соотнесение звука и буквы.
Учитель: Звук А гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Звук А условно обозначается красным кругом. У звука А есть подружка, буква А.
Звук У гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Звук У условно обозначается красным кругом. У звука У есть подружка буква У.
VI. Игра «Узнай звук».
Учитель: Посмотрите какой звук я вам покажу (логопед показывает артикуляцию звука А или У)?
Достаньте соответствующую букву из коробочки.
Назовите ее.
VII. «Запомни и повтори».
Называется ряд звуков, учащиеся должны запомнить названные звуки и повторить их в той же последовательности.
у-а
а-у
у-а-у
а-у-а
у-а-а-у
а-у-у-а.
VIII. Чтение слогов.
Детям предлагается прочитать слоги АУ-УА. Определить первую и последнюю букву, назвать количество букв в слоге.
IX. Динамическая пауза.
Дети встают друг напротив друга в руках у одного из них мяч, ребенок кидает мяч своему товарищу, называя слово в единственном числе, И.п., которое относится к школьным принадлежностям.
Например: один пенал.
Второй ребенок кидает ему мяч и называет тоже слово, только с употреблением числительного два.
Например: два пенала.
X. Найти правильно написанные буквы.
На доске написаны буквы в различных вариациях, определить в каких геометрических фигурах, буквы написаны правильно.
XI. Элементы букв.
Определите и назовите элементы буквы А и элементы буквы У.
XI. Конструирование букв из элементов.
XII. Пальчиковая гимнастика.
Движения выполняются по образцу, за логопедом.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
XIII. Работа в тетрадях.
Письмо элементов букв, затем самих букв.
XIV. Игра «Сигнальчики».
Логопед показывает картинки, называя их и, выделяя голосом ударный гласный звук А или У. (аист, улей, шарф, арбуз и т.д.)
Дети должны поднять сигнальчик с той буквой, которая соответствует ударному звуку.
XV. Игра «Кубик»
Дети кидают кубик, на сторонах которого написаны буквы А или У, показывают на экране картинку с выпавшей буквой.
XVI. Развитие мелкой моторики.
Выкладывание буквы из фасоли.
XVII. Итог занятия (обсуждение).
Светлана Евсеева, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №565 Кировского района Санкт-Петербурга
Презентация к занятию доступна для скачивания здесь.
Комментарии