Цель: формирование представлений о педагогической деятельности как системе образовательных возможностей.
Содержание педсовета и его структура представлены педагогам в виде дерева (см. рис.).Коллектив рассаживается в аудитории по группам. Ведущий: В совместной работе мы будем генерировать идеи, говорить об их внедрении в практику и анализировать.Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? Ваше мнение.Ответы представителей от групп.Ведущий: Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:- образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности;- процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок;- индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется самим ребенком, он сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности;- выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние, значит, предъявляются повышенные требования к его личностным качествам;- образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер, т. е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей;- использовать диагностику интересов и мотивации детей, что позволит детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; опираться на социальный заказ общества; отражать региональные особенности и традиции; образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.Корни дерева – это основные парадигмы в образовании (в том числе в системе дополнительного образования).При всем многообразии направлений парадигмы можно разделить на три большие группы: информационная парадигма (основная цель образования – передача информации); знаниевая парадигма (цель – формирование знаний, умений, навыков); гуманистическая парадигма (цель – становление человека; знания при этом подходе рассматриваются лишь как инструмент для развития человека).Ствол дерева – задачи образования, они определяют основные направления развития обучающихся. Выделяют семь линий развития:- познание и мышление;- самопознание;- рефлексия;- самоопределение;- целеполагание;- мировоззрение;- сотрудничество.Эти компоненты педагог учитывает при постановке целей занятия. Для многих педагогов этот этап становится проблемным. Необходимо исходить из самого понятия. Цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий – абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.Вопрос к группам: Какие задачи мы ставим при планировании занятия?1. Когда планируем образовательные задачи, необходимо поставить вопрос: какие знания, умения и навыки можно развивать на учебном материале занятия? (Опорные словосочетания: проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях; обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы занятия; сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу.)2. Когда планируем воспитательные задачи, спрашиваем: к какому мировоззренческому выводу возможно подвести воспитанников и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия? (Опорные словосочетания: содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.); в целях решения задач трудового обучения и воспитания; осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения; для решения задач эстетического воспитания; для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления; формировать правильное отношение к природе.)3. Когда планируем развивающие задачи, задаем вопрос: какие познавательные способности обучающихся необходимо развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов? (Опорные словосочетания: умения выделять главное в изучаемом материале: обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия; для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия; обеспечивая развитие речи обучающихся; формировать у детей умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний; для развития у детей познавательного интереса; в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.)Ветви дерева-1 – типы и этапы занятия.Вспомните и назовите типы занятий (изучение нового материала, закрепление, повторительно-обобщающий, занятие учета и контроля знаний, занятие развития практических умений и навыков, комбинированное занятие и т. д.).От выбранного типа занятия зависит и его структура (примерный перечень этапов традиционного занятия):- организационный этап;- этап проверки домашнего задания;- этап всесторонней проверки знаний, умений, навыков;- этап подготовки детей к активному и сознательному усвоению нового материала;- этап усвоения новых знаний;- этап проверки усвоения нового материала;- этап закрепления нового материала;- этап информирования о домашнем задании;- этап рефлексии.Этапы могут взаимозаменяться, дополняться или отсутствовать. Работа по подгруппам (3 группы), задание для всех одинаковоеПедагогам предлагается краткий план занятия, который имеет ошибки в композиции, что может существенно повлиять на результат. Определить возможные ошибки.Занятие – закрепление нового материалаСтепень сложности материала высокая.План занятия:- организационный момент;- самостоятельная работа по заданию педагога (типовые задания по новому материалу);- работа в парах, взаимопроверка;- выполнение более сложного задания на основе пройденного материала;- проверочная работа (тест или другая форма) на материале пройденного.Возможные ошибкиЕсли материал, характеризующийся высокой степенью сложности, непонятен, то работа в парах нецелесообразна, т. к. взаимопроверка может не дать адекватной картины усвоения материала.Выполнение заданий повышенной сложности лучше перенести на следующее занятие.Лучше включить задания на закрепление материала со всей группой.Работа по подгруппам, второе заданиеКаждой группе дается листок, на котором написан тип занятия, дополнительно раздается набор полосок с перечнем этапов занятия (10 штук) (см. табл. 1), а также чистые полоски для записи названий тех этапов, которых нет в наборе.Таблица 1Набор полосок для каждой подгруппы (раздаются разрезанными) (см. табл. 2).Задание: разложите последовательно этапы занятия относительно его типа, можно убрать или добавить свой вариант. Педагог должен умело выбирать из многообразного арсенала методов именно те, которые будут соответствовать возрасту ребенка, степени имеющихся у него знаний и сложности учебного материала.Какие методы вы знаете? Хотелось бы напомнить, что классификаций методов существует множество: И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, наибольшее распространение получила классификация Ю.К.Бабанского. (Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.К.)С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.Работа по подгруппам, третье заданиеВам предложены задачи, при решении которых используют определенные группы методов. Необходимо, используя памятку, вписать только одну группу методов (каждая группа получает две задачи) (см. табл. 3).Обсуждение задания. Какие формы организации учебного процесса вы знаете?Доклад педагога: в дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач педагог работает с воспитанниками фронтально, в малых группах, индивидуально.Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе:- лекция: устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся;- семинар: форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений;- дискуссия: всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения;- конференция: собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов, прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности;- экскурсия: коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления;- экспедиция: поездка группы со специальным заданием – решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий;- туристический поход: передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития;- учебная игра: занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.Нетрадиционные формы организации деятельности детей:- презентация предмета, явления, события, факта; описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях;- социодрама: сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;- защита проекта: способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;- философский стол: коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.;- чаепитие: обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;- «Крепкий орешек»: решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений;- день добрых сюрпризов: упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость;- конверт вопросов: свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке;- выпускной ринг: отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.Хотелось бы ознакомить вас с одним из приемов/методов организации проблемно-поисковой деятельности детей, с алгоритмом решения проблемных задач, эта стратегия называется ИДЕАЛ (технология критического мышления) (см. табл. 4).Работа по подгруппам, четвертое заданиеКаждому педагогу вручается памятка (можно предложить группам привести пример работы по стратегии ИДЕАЛ). Обмен мнениями.Крона дерева: индивидуальный стиль педагога.У каждого педагога в его профессиональной деятельности можно отследить один-единственный, неповторимый стиль преподавания, который со временем формируется в базовую педагогическую позицию (В.И.Слободчиков «Классификация значимого взрослого»).Предлагаем вашему вниманию характеристику этих базовых позиций. Попытайтесь определить, какой позиции придерживаетесь вы, какие развивающие возможности она имеет (см. табл. 5). Индивидуальный стиль педагога граничит с таким понятием, как профессиональное мастерство, которое в свою очередь необходимо постоянно «подпитывать», дабы избежать такого феномена, как синдром профессионального выгорания. Завершение1. На протяжении всего педагогического совета работала экспертная группа (2 человека), ее основная функция – заполнение бланка наблюдения за работой подгрупп (см. приложение). Давайте ознакомимся с результатом.2. Закончить встречу хочется притчей. Однажды Учитель сказал ученикам:- А знаете ли вы, друзья мои, что все вокруг, даже обычнейшие вещи, способны раскрыть нам великие истины?Ученики удивились.- Чему же может научить нас поезд? – спросил один.- Опоздаешь хоть на секунду – и останешься ни с чем, – сказал Учитель.- А телеграф? – спросил другой.- Каждое слово имеет свою цену.- Ну а телефон?! – не унимался третий.- Сказанное здесь, – ответил Учитель, – будет услышано там!Литература1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2003.3. Материалы профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая, ХМАО – Югра, 2006.Приложение Бланк наблюдения за работой подгрупп1. Эмоциональный настрой в начале работы.2. Яркие реплики оптимистичного плана.3. Яркие реплики пессимистичного плана.4. Общий настрой группы в разгар обсуждения.5. Фразы, вызвавшие в группе наибольший эмоциональный отклик.6. Время, к которому группа устала (какие проявления усталости).7. Кто был наиболее активным участником обсуждения.8. Кто из членов группы играет в ней роль генератора идей, критика, аналитика.9. Наиболее интересная мысль, сформулированная в ходе разговора, ее автор. Евгения ПАВЛЕНКО, заместитель директора по учебной работе, Вера ДОРОГАВЦЕВА, директор Детско-юношеского центра, Усть-Кут, Иркутская область
Комментарии