О новых учебниках и пособиях
Как известно, наиболее актуальная задача начальной школы – постепенный ее переход на четырехлетнее обучение. Переходит на четырехлетку и занковская система. В четырехлетке, как нам кажется, удобнее следовать одному из основных ее положений – “в начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка”. Увеличение срока обучения на один год позволит уделить больше внимания музыке, изобразительному искусству, трудовому воспитанию.
Возраст 6-7 лет в психологии считается необычайно важным. У начинающего школьника ведущей является познавательная деятельность. Дети любознательны и хотят общаться с умным взрослым (учителем). Основная цель учебного процесса этого периода – не только обучение грамоте, математике, музыке, но прежде всего формирование желания учиться. Используя возможности школьных предметов и природную любознательность ребенка, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира. Важно создать условия сотрудничества с одноклассниками и сотворчества с учителем.
Система 1-4 основана на тех же дидактических принципах, что и система 1-3: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала, осознание школьниками процесса учения.
Но в условиях работы с детьми шести – шести с половиной лет, то есть в первый год обучения, особенно значимыми становятся принцип систематической работы над развитием всех учащихся (в том числе и слабых) и характер взаимоотношений учителя и учеников, влияющий на формирование мотива учения. Для этого необходимо предоставить каждому ребенку возможность творческой деятельности через влияние методов обучения на его личный опыт, на организацию наблюдения (например, природного явления, изменения смысла слова от ударения и предложения от знака препинания, математического отношения и др.), с помощью самостоятельных практических действий при обучении письму, музыке, изобразительному искусству, труду.
Основные методы обучения в этот период – доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или в кругу своих однолеток, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, познавательные игры.
К 1998-1999 учебному году в федеральном центре разработаны учебные программы 1-4, ориентированные на более младшего по сравнению с прежними годами ребенка, на его общее развитие, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
По программе 1-4 планируется изучение русского языка, математики, естествознания, географии, истории, экономики (факультативно), физическое, музыкальное и трудовое воспитание. Причем в 1-2-х классах предусматривается интегративное изучение курсов естествознания и географии (“Мы и окружающий мир”).
Количество часов по годам обучения приведено в таблице примерного учебного плана начальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации по системе Л.В.Занкова на переходный период:
Часы на занятия по выбору могут быть использованы на факультатив по экономике или на изучение иностранного языка.
Содержание программ первого года обучения по системе 1-4 направлено на формирование у маленьких школьников мотива к познанию широкой картины мира и увлеченности учением.
Экспериментальный учебно-методический комплект для 1-го класса (1-4) является новым комплектом учебников в системе Л.В.Занкова (прежний, рекомендованный МО РФ, рассчитан на обучение в течение трех лет). Комплект разработан на основе теоретических положений и требований к учебнику, выдвинутых доктором педагогических наук профессором А.В.Поляковой в ее диссертационном исследовании “Дидактические основы учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения”, которая считает, что “отбор материала в учебнике осуществляется авторами в соответствии с задачами и методикой данного учебного предмета. И это правильно. Но возможен более высокий уровень соотнесения материала учебника с методикой, точнее с методической системой. Это уровень реализации в учебном материале типичных свойств методической системы, проявляющихся в преподавании всех учебных предметов. На основе типичных свойств возможно конструирование единой системы учебников” (А.В.Полякова. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. М., 1995, с.17-18).
Новые учебники предусматривают общее развитие более младшего, чем прежде, ребенка (6 или 6,5 лет). Игровой, занимательный, грамотно иллюстрированный учебный материал адаптирован на жизненный опыт маленького школьника, знакомит его с окружающим миром через обучение грамоте, письму, литературе, математике, естествознанию и географии (“Мы и окружающий мир”), музыке, трудовому обучению.
Как показал эксперимент, вновь разработанный комплект учебников помогает ребенку освоить объективно новую роль ученика, овладеть учебно-познавательной деятельностью, которая начинает носить систематический и обязательный характер.
Учебный комплект для 1-го класса (1-4) состоит из следующих экспериментальных материалов:
1. Программа. Система Л.В.Занкова, 1-4. Самара, “Корпорация “Федоров”;
2. Азбука. Авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Самара, “Корпорация “Федоров”;
3. Библиотека начинающего читателя из 4 книг. Авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Самара, “Корпорация “Федоров”;
4. Тетрадь по письму в 4 частях. Авторы Андрианова Т.М., Андрианова Т.Л., Остроумова А.В. Самара, “Корпорация “Федоров”.
На выбор учителя предлагается один из двух учебников по русскому языку, каждый из которых продолжает программу обучения грамоте:
1. Русский язык, 1-й класс (1-4). Авт.Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Самара, “Корпорация “Федоров”, 1999 г.;
2. Русский язык, 1-й класс. Авт. Полякова А.В. М., “Просвещение”, 1999 г.
Учебник-тетрадь по математике для 1-го класса (1-4) в 4 частях. Авт. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Самара, “Корпорация “Федоров”.
Литература для 1-го класса (1-4). Авт. Свиридова В.Ю. Самара, “Корпорация “Федоров”.
Обучение естествознанию может идти по одному из двух курсов, разработанных разными авторскими коллективами:
1. “Мы и окружающий мир” – интегрированный курс по естествознанию, истории географических открытий, географии. Учебник-тетрадь для 1-го класса (1-4) в двух частях. Авт. Казаков А., Дмитриева Н.Я. Самара, “Корпорация “Федоров”;
2. “Окружающий мир” – интегрированный курс, учебник-тетрадь для 1-го класса (1-4) “Я и окружающий мир”. Авт. Товпинец И.П. М., “Просвещение”, 1999 г.
“Умные руки”. Учебник по труду для 1-го класса (1-4). Авт. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Самара, “Корпорация “Федоров”, 1998;
Музыка. Учебник-тетрадь в 2 частях. Авт. Ригина Г.С. Самара, “Корпорация “Федоров”, 1996 г., 1997 г., 1998 г.
Остановимся на краткой характеристике каждого из этих учебников.
Комплект по обучению грамоте состоит из “Азбуки” и приложения к ней – “Библиотеки начинающего читателя” в трех книжках, которые дополняют материал для чтения в соответствии с объемом изучаемого материала по обучению грамоте.
Азбука (Нечаева Н.В., Белорусец К.С.) начинает серию учебников, реализующих авторскую программу по русскому языку, разработанную с 1-го по 9-й классы. На взгляд авторов, основная цель обучения русскому языку в системе, направленной на общее развитие учащихся, – освоение ими коммуникативной функции языка, развитие умения адекватно воспринимать и использовать речь. Ведущей задачей становится развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех формах: внутренней и внешней, устной и письменной.
Основные задачи периода обучения грамоте: развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму, научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе, который предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены. На первом самом трудном этапе введено опосредованное чтение при считывании рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, при расшифровке (перекодировании) самых разнообразных шифров, при разгадывании ребусов, загадок, кроссвордов.
Порядок изучения букв учитывает трудности русского языка и ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные как наиболее слышимые звуки. Затем изучаются все парные согласные по глухости-звонкости, и, наконец, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно от этапа к этапу нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, количества звуков и букв. Такой порядок изучения букв и постепенное усложнение звуко-буквенных отношений позволяют вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
Библиотека начинающего читателя из 3 книг (Нечаева Н.В., Белорусец К.С.).
Основная цель этого учебного комплекта – организация подготовительного этапа к чтению, воспитание потребности чтения на основе общения с учителем и классом в процессе игровых ситуаций (опосредованное чтение при постоянной “расшифровке” кличек нарисованных животных, имен детей, при разгадке шарад и загадок и т.п.). Опираясь на иллюстрации, дети не только готовятся к последующему полноценному чтению целыми словами, но учатся предугадывать содержание текста. Впоследствии (после подготовительного периода) шестилетний ребенок “догоняет” семилетнего ребенка в развитии устной речи, в области мышления, памяти, восприятия по формированию этих психических функций (к моменту обучения у шестилетнего ребенка их не было).
Тетрадь по письму (Андрианова Т.М. и др.) состоит из 4 тетрадей. Первая тетрадь посвящена подготовительному периоду обучения письму (элементы букв) и развитию речи: освоению детьми коммуникативной функции языка – формированию умений адекватно воспринимать и использовать речь. Ребенок на этом этапе познает себя и свои возможности: свои руки, свою речь, свой дом, свой мир. Авторы реализуют эту цель через усвоение детьми таких понятий, как: речь устная и письменная, предмет-слово, одушевленные и неодушевленные предметы, звук-буква, гласные и согласные, различие письменной и печатной буквы, прописные и строчные буквы, знаки препинания.
Вторая тетрадь – это графика строчных и заглавных Аа, Оо, Уу, Ээ, Ыы, Ии, Лл, Мм, Рр, Йй. Здесь же учащиеся встречаются с такими понятиями, как слог, слово, предложение. Вводится ударение, рассматривается его роль в русском языке. Упражнения рассчитаны на наблюдение за изменением слов, обозначающих предмет, по числам.
Третья тетрадь рассматривает все парные, звонкие и глухие: Бб, Вв, Фф, Кк, Шш, Сс. Вводится понятие “главные члены предложения”. На основе изученного материала предлагаются разнообразные виды работы с предложениями. Учащиеся ведут наблюдения за родственными словами, за расхождением написания и произношения, впервые встречаются с понятием “перенос слов”, знакомятся с фонетическим разбором.
Четвертая тетрадь – буквы Ее, ╙╙, Юю, Яя, Чч, Хх, Цц, ь, ъ. Рассматривается правописание слов с ча, ща, чу, щу. Дети знакомятся с двойной ролью мягкого знака (мягкость и разделительный знак), с переносом слов с мягким знаком, со словами, обозначающими признаки предмета и действие предмета.
Учебник-тетрадь оснащен продуманным методическим аппаратом, который поможет учителю организовать учебную деятельность маленького школьника.
Во все тетради вводятся разделы из истории письменных букв XVIII и XIX веков. Ребенок, дописывая буквы “родного” алфавита, становится соавтором создателей современной письменности (на полях есть соответствующий знак, призывающий к соавторству, – гусиное перо и чернильница). В конце каждой тетради есть раздел “Это интересно знать” (знак раздела +). Ребенок, встретившись с этим знаком на рабочей странице, может заглянуть в конец тетради, где он вместе с родителями или учителем найдет интересный справочный материал.
В обращении к детям сказано, что они будут разгадывать тайны языка. Для того чтобы обратить их внимание на “тайну”, вводится особое обозначение – ключик.
Особую значимость приобретает знак “лупы”. При написании трудных букв лупа позволяет увеличить объект и рассмотреть элемент написания.
Правила не предназначены для заучивания наизусть, они даны для предварительного ознакомления, которое будет продолжено при работе с учебником русского языка. Найдена удачная форма подачи материала, раскрывающего правило: он расположен на разворачивающемся свитке, который полностью не развернут и скрывает более подробную информацию. Каждое правило проиллюстрировано рисунком.
В итоге – знакомство с алфавитом, которое не только завершает определенный этап работы, но и служит началом нового этапа изучения русского языка и литературы.
В последующих классах русский язык будет представлен двумя комплектами учебников по русскому языку:
1. Авторский коллектив – Нечаева Н.В., Роганова З.Н. – разрабатывает комплект учебников для 1-8-го классов.
2. Полякова А.В. предлагает для 2-4-х классов доработанный вариант своих хорошо известных учебников для 2-3-х классов из системы 1-3.
Учебник литературы Свиридовой В.Ю. для 1-го класса начинает серию новых современных учебников по литературе для 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов.
Одна из задач учебника – формирование отношения к литературе как к искусству, формирование опыта эмоционально-целостного отношения к действительности. Учебник закладывает основы системы литературных знаний, которые будут осваиваться на более поздних этапах обучения. Эти подходы определяют отбор материала.
В учебнике используются эстетически полноценные художественные тексты различной эмоциональной окраски, в которых перед читателями предстает многогранный художественный образ. Отобраны тексты разного стиля, жанра, времени и места написания, отражающие изменения художественного сознания. В круг рассмотрения включены похожие и контрастные тексты, дающие материал для сравнения. Включение в учебник тех или иных произведений определяется логикой знакомства с элементами литературной системы, с одной стороны, и необходимостью создания нравственных коллизий, эмоционального отклика, творческого посыла – с другой. Это произведения и из “золотого фонда” детской литературы, ранее входившие в школьные программы и впервые предлагаемые для изучения в школе. В целях выявления специфики художественной литературы в круг рассмотрения включены нехудожественные тексты различного назначения и стиля (научные, публицистические, деловые и бытовые).
Кроме текстов для чтения, в учебнике представлены и “внетекстовые компоненты”: задания, вопросы, систематизирующие замечания, выводы, иллюстративный материал. Даются задания на сравнение, классификацию, группировку материала, рассмотрение объектов по общему признаку, самостоятельный поиск общего признака, рассмотрение объекта с разных точек зрения, сравнение по ряду признаков, обобщение конкретных данных и т.д.
Помимо базового компонента, заложенного в учебник, предлагается материал, расширяющий представления сильного ученика о мире литературы и искусства.
Во 2-3-4-х классах можно использовать хорошо известные учебники по чтению “Живое слово” З.И.Романовской (издательство “Просвещение”).
Учебник Дмитриевой Н.Я. и Казакова А. “Мы и окружающий мир” для 1-го класса служит началом интегративного курса мироведения, естествознания и краеведения.
Этот курс найдет свое продолжение во 2-3-4-х классах. Целевое назначение курса – формирование у ребенка широкой целостной картины мира. В курсе раскрываются естественно существующие связи между знаниями человека о Земле, ее природе и его общественно-культурной жизнью в их историческом развитии.
В среднем звене на основе интегративного курса “Мы и окружающий мир” будут изучаться такие дисциплины, как география (авторы Казаков А., Шилина И.Б. и др.) и естествознание (авторы Дмитриева Н.Я. и др.). Учебники разрабатываются.
Содержание курса “Мы и окружающий мир” для первого класса реализуется в учебнике в виде рисунков, схем, таблиц с “подрисуночными” вопросами и заданиями. Со второго полугодия вводятся небольшие авторские тексты для самостоятельного чтения детьми. Основное назначение первого учебника – пробуждение интереса к учебному предмету, чувства ответственности за свою Землю и восхищения ею, потребности в познании окружающего мира и осознании себя, своего места среди людей и природы. С этой целью используется прием сравнительного анализа разных времен: древнейшего и современного. Развитие человека и природы, развитие умения человека познать себя и мир вокруг – основные темы учебника 1-го класса.
Учебник-тетрадь “Я и окружающий мир”, автор Товпинец И.П. для 1-го класса является началом интегративного курса. Направленность содержания курса первого класса – ознакомление с миром живой природы, многообразие животных и растений на Земле, обогащение и систематизация представлений, а также формирование эмоционально-ценностного отношения детей к природе. Содержание программы раскрывается в следующих разделах: “Природа и я”, “Мир живой природы: звери, птицы, рыбы, насекомые”, “Природа в жизни людей”.
Учебник-тетрадь по математике для 1-го класса из 4 частей (авторы – Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.):
Учебник-тетрадь для 1-го класса является начальным звеном полного комплекта по этому предмету для обучения детей с 1-го по 4-й класс. Для 2-3-4-х классов готовятся учебники и соответствующие учебные тетради.
Учебник-тетрадь состоит из следующих разделов: “Откуда взялась математика?”, “Много, мало”, “Больше, меньше, столько же”, “Числа и цифры”, “Натуральный ряд чисел”, “Сложение и вычитание”, “Таблица сложения (в пределах числа 9)”, “Однозначные и двузначные числа”, “Как люди научились измерять длину”, “Таблица сложения (в пределах двух десятков)”.
В учебнике представлена оригинальная, ранее не использовавшаяся в завершенном виде система написания цифр.
Учебник красочно оформлен, содержит большое количество интересных заданий с учетом возраста учащихся.
Продолжением учебников Аргинской И.И. в основном звене являются учебники Ванцяна А.Г. под ред. Аргинской И.И. Учебник Ванцяна А.Г. для 5-го класса будет издан “Корпорацией “Федоров” к 1998-1999 учебному году.
Учебник-тетрадь для 1-го класса по трудовому воспитанию “Ручное творчество” (авторы – Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А.) начинает серию учебников по системе 1-4.
Содержание учебников отличается от общепринятых большим разнообразием предлагаемых заданий и их новизной. Учебник знакомит детей с различными видами художественной обработки материалов: лепкой, аппликацией, мозаикой, плетением, оригами, шитьем, вышиванием, выжиганием и т.д. Понравится этот учебник и мальчикам: здесь есть моделирование, конструирование, происхождение ремесел, материалов, инструментов и т.д.
Учебник прекрасно оформлен, снабжен выкройками и чертежами.
Учебник по экономике для маленьких (“Белка и компания”). Автор – Смирнова Т.В. “Корпорация “Федоров”, 1997 г., 1998 г.
Задачник по экономике. Приложение к экономике для маленьких. Авт. – Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. “Корпорация “Федоров”. Учебник и задачник найдут свое применение в системе 1-4, начиная со 2-го класса. Учебник рассчитан на изучение в начальных классах. В настоящее время авторы разработали курс по экономике, продолжающий содержание “Белки и компании”, до 9-го класса включительно.
Учебник по музыке для 1-го класса. В двух частях. Автор – Ригина Г.С. “Корпорация “Федоров”, 1997 г., 1998 г.
Учебник начинает серию учебников по музыке для 1-6-го классов. В настоящее время изданы учебники для 1-2-х классов.
1998-1999 учебный год рассматривается как время переходного периода от трехлетнего к четырехлетнему обучению. По предварительным данным, около 30% школ, имеющих “занковские” классы, готовы к этому переходу, если дети будут обеспечены учебниками, а учителя – программами и методическими пособиями. При условии, что школа имеет учебники по системе 1-3 и воздерживается от приобретения экспериментальных учебников по системе 1-4, возможны варианты перехода с трехлетнего на четырехлетнее обучение по стабильным учебникам (1-3) на основе методических рекомендаций, разработанных авторами.
Содержание начального образования по системе Л.В.Занкова в перспективе предусматривает изменение учебных программ в среднем звене общеобразовательной школы. Прежде всего это касается содержания программ и учебников для 5-6-х классов по русскому языку, математике, естествознанию, географии, истории, музыке. Эти предметы изучаются в начальной школе по программам, предусматривающим некоторое углубление базисного содержания.
Одна из главных трудностей, возникающая у учителей основного звена, принимающих “занковские” классы, связана с тем, что они не знакомы с научно обоснованной дидактической системой Л.В.Занкова, по которой работает учитель начальных классов. Основная ее особенность – совместная учебная деятельность учителя и учеников, которые имеют возможность выбора самих форм этого взаимодействия. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности, старые методы и формы работы оказываются неэффективными. Освоение занковской методики в массовой практике средней школы возможно только через создание системы повышения квалификации учителей-предметников. Однако в отличие от ныне существующей и оправдавшей себя практики очного повышения квалификации учителей начальных классов по методологии системы Л.В.Занкова возможно предусмотреть и заочную программу.
Учебно-методическое обеспечение
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
(18 недель)
Н.В.Нечаева
Для обучения грамоте детей в системе 1-4 разработан комплект, состоящий из “Азбуки”, трех книжек для самостоятельного чтения детей (“Я читаю?”, “Я читаю.”, “Я читаю!”), авторы всех изданий Н.В.Нечаева и К.С.Белорусец, а также четырех тетрадей для письма, авторы Т.М.Андрианова и др. Комплект сопровождается методическими рекомендациями.
В случае невозможности перехода на данный комплект можно использовать комплект по обучению грамоте, разработанный в трехлетней начальной школе: “Букварь”, авторы Н.В.Нечаева и др., тетради для письма, авторы Т.М.Андрианова и др. В таком случае в тематическое планирование, представленное в брошюре Н.В.Нечаевой “Планирование периода обучения грамоте”, необходимо внести некоторые поправки.
Часть А “Букваря” и тетрадей по письму (55 часов)
1. Букварь с.1-10 – 7 часов
2. Букварь с.11-15, тетрадь по письму с. 1-7 – 6 часов
3. Букварь с.16-22, тетрадь по письму с.8-13 – 9 часов
4. Букварь с.23-24, тетрадь по письму с.14-16 – 4 часа
5. Букварь с.25-35, тетрадь по письму с.18-27 – 17 часов
6. Букварь с.36-39, тетрадь по письму с.28-31 – 7 часов.
Часть Б “Букваря” и тетрадей по письму (63 часа)
1. Букварь с.1-9, тетрадь по письму с.1-7 – 13 часов
2. Букварь с.10-14, тетрадь по письму с.8-10 – 8 часов
3. Букварь с.15-21, тетрадь по письму с.12-16 – 12 часов
4. Букварь с.22-28, тетрадь по письму с.17-22 – 10 часов
5. Букварь с.29-36, тетрадь по письму с.23-26 – 11 часов
6. Букварь с.37-42, тетрадь по письму с.27-30 – 9 часов.
Часть В “Букваря” и тетрадей по письму (44 часа)
1. Букварь с.1-12, тетрадь по письму с.1-11 – 18 часов
2. Букварь с.13-20, тетрадь по письму с.12-19 – 14 часов
3. Букварь с.21-27, тетрадь по письму с.20-25 – 12 часов.
РУССКИЙ ЯЗЫК
А.В.Полякова
При переходе начальной школы на четырехлетнее обучение предусматривается промежуточный этап. На промежуточном этапе предполагается обучение по программе для 1-го класса на базе действующего учебника русского языка для 1-го класса (система 1-3) автора А.В.Поляковой (Просвещение, 1997).
Для выполнения программы обучения нужно отобрать из действующего учебника 1-го класса соответствующий учебный материал. Он представляет собой рекомендательный перечень сведений и упражнений по русскому языку. Материал учебника включает перечень упражнений с соответствующими выводами, правилами и т.п.
К перечню привлекаются также тетради по русскому языку для второго класса и методические рекомендации к ним в тех случаях, когда в учебнике сведений недостаточно (А.В.Полякова. Тетрадь для второго класса # 1, # 2, – М.: Центр общего развития, 1998). Материал тетрадей дает направление в работе с текстом средствами выразительности речи. Для учащихся 1-го класса требуется его адаптирование.
МАТЕМАТИКА
И.И.Аргинская
При разработке программы по математике для четырехлетней начальной школы в системе общего развития (система Л.В.Занкова) не ставилась цель существенного увеличения объема материала, подлежащего изучению, по сравнению с объемом, заложенным в программе по этому предмету для трехлетней школы. В первую очередь это связано с тем, что на изучение и той, и другой программы по учебному плану отводится время, незначительно отличающееся одно от другого.
Оптимальным вариантом перехода на четырехлетнее начальное обучение является использование специально созданного для шестилетних детей нового учебника-тетради: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика. Учебник для первого класса четырехлетней начальной школы. Части 1-4. “Корпорация “Федоров”, Самара, 1998 г., а затем разрабатываемых в настоящее время учебников и тетрадей на печатной основе тех же авторов для последующих годов обучения.
Вместе с тем сохранение практически единого объема программ для трехлетней и четырехлетней школы позволяет в переходный для школы период использовать уже существующий в настоящее время комплект учебников (И.И.Аргинская, Математика. Учебник для 1,2,3 классов, М.; Просвещение. 1995-1998 гг. Самара “Корпорация “Федоров” – 1997-1998 гг.) и тетрадей на печатной основе к ним (Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика. Тетради для 1,2,3-го классов. Самара, “Корпорация “Федоров” – 1996-1998 гг.) для трехлетней начальной школы.
Материал комплекта распределяется в этом случае следующим образом:
1-й класс – Изучаются в полном объеме разделы учебника (И.И.Аргинская. Математика. Учебник для 1-го класса трехлетней начальной школы) “Много, мало. Больше, меньше, равно”, “Натуральный ряд чисел”, “Сложение и вычитание” и “Двузначные числа”.
При изучении раздела “Табличное сложение и вычитание в пределах двух десятков” необходимо исключить задания 389, 394, 401, 409, 411, 419, 426, 429, 433, 434, перенеся их на начало второго класса.
В течение первого учебного года используются задания тетрадей на печатной основе ## 1,2 (Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Тетради для 1-го класса).
2-й класс – Завершается работа по учебнику первого класса. При этом изучаются задания, исключенные в первом классе при изучении раздела “Табличное сложение и вычитание в пределах двух десятков”, и полностью изучается раздел “Сложение и вычитание двузначных чисел”.
Используются тетради ## 3,4 для первого класса.
Затем происходит переход к учебнику (И.И.Аргинская. Математика. Учебник для 2-го класса) и тетрадям на печатной основе (Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика. Тетради для 2-го класса).
В учебнике изучаются разделы “Умножение и деление” и “Трехзначные числа”.
Используются задания тетради 1.
3-й класс – Полностью завершается работа по учебнику для второго класса: изучаются разделы “Сложение и вычитание трехзначных чисел”, “Деление с остатком”, “Площадь прямоугольника”, “Внетабличное умножение и деление на однозначное число”, “Числовой луч” и “Дробные числа”.
Используются тетради ## 2,3.
После завершения этой работы происходит переход к учебнику (И.И.Аргинская. Математика. Учебник для 3-го класса трехлетней начальной школы) и тетрадям на печатной основе (Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. Математика. Тетради для 3-го класса).
В учебнике полностью изучается раздел “Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч”. Используются задания с 1-го по 79-е тетради # 1.
4-й класс – Завершается изучение учебника третьего класса.
Используются задания тетрадей 1 и 2 для этого же класса.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1 КЛАСС
Товпинец И.П.
В переходный период можно использовать программу курса системы 1-3 и учебник “Естествознание” для 1-го класса (1-3) (Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, – М.: Просвещение, 1995-1997 гг.). Рекомендуется использовать учебный материал текстов и рисунки из разделов “Неживая и живая природа”, “Сезонные изменения в природе. “Осень”, “Зима”, “Весна”. Целесообразно взять рассказы о жизни животных ближнего природного окружения, о домашних животных, тексты и задания по охране природы.
Материал подготовлен Розой ЧУРАКОВОЙ, к.п.н., доцентом, научным руководителем ФНМЦ Л.В.Занкова
P.S.
О четырехлетке в системе Эльконина – Давыдова читайте в следующем выпуске.
Комментарии