Сложно представить современного ребенка, которому не требовались бы логопедические занятия. Работа по развитию речи является очень важной и энергозатратной как для ребенка, так и для родителей и педагогов. Важным моментом логопедической работы является не только постановка, но и автоматизация поставленных звуков в речи ребенка. Ведь ученику необходимо освоить неизвестный ранее навык, сформировать новые нейронные связи.
Автоматизация звука – очень кропотливый и длительный этап работы с речью. Но этот процесс можно сделать интересным и веселым даже в условиях занятий дома. На помощь родителям и логопедам приходят специальные игры и упражнения, соединяющие в себе речь и движение. Посредством подключения разных видов деятельности – мыслительной, речевой и двигательной – процесс автоматизации звуков будет проходить намного быстрее.
Родители могут использовать данные игры и задания, адаптируя их под определенную задачу и звук, который в данный момент проходит ребенок с учителем-логопедом.
Игра №1. Автоматизация звука Ш в прямых слогах
Понадобится: импровизированные препятствия в количестве 5 штук (карандаши, скрученные полотенца и т.п.) перед ребенком.
Инструкция: прыгать двумя ногами через препятствия, хлопать в ладоши и произносить цепочку слогов ША-ШУ-ШО. Игру можно повторять, меняя последовательность слогов.
Игра №2. Автоматизация звука Р в обратных слогах
Ребенку предлагается три позы и обозначающие их слоги:
- руки на поясе – слог «АР»
- руки на голове – слог «УР»
- руки на плечах – слог «ЭР»
Инструкция: Предлагаем ребенку запомнить позы и слоги. Взрослый выполняет только позы, ребенок должен произнести необходимый слог и повторить соответствующее движение. Далее взрослый может говорить только слог без позы, ребенок должен выполнить движение и сказать соответствующий слог.
Игра №3. Автоматизация звука Л в разных позициях в слове
Понадобится: карандаш, лист бумаги.
Инструкция: ребенок должен повторить за взрослым слова и определить место звука Л. Если в слове звук Л стоит в начале, то ему нужно нарисовать на листе бумаги квадрат. Если звук Л в середине – спираль, а если в конце слова – треугольник.
Взрослый произносит слова со звуком Л в разных позициях, ребенок повторяет слово и рисует соответствующий символ на листе. Слова для повторения: лошадь, вокзал, болото, пинал, лавка, лось, велосипед, ландыш, зал, балкон.
Игра №4. Автоматизация изолированного звука С
Понадобится: пластилин трех разных цветов. Из пластилина необходимо предварительно скатать шарики разных цветов и в рядочек выложить перед ребенком.
Инструкция: ребенку нужно давить шарики и произносить звук С. Если шарик красного цвета, давить его кулачком, если шарик зеленого цвета – пальчиком, а если синего цвета – ладошкой. При этом каждый раз произносить звук С.
Игра №5. Автоматизация и дифференциация звуков Р и Рь
Понадобится: мягкие игрушки маленького и среднего размера, два пакета разного цвета.
Ребенок сидит на стульчике, игрушки и пакеты лежат на полу напротив ножек ребенка.
Инструкция: взрослый называет слова, ребенок повторяет их и определяет, какой звук в слове – Р или Рь. Если звук Р – класть ножками игрушку в синий пакет. Если в слове звук Рь – в зеленый пакет.
Ребенок повторяет за взрослым слова, определяет, какой звук в слове, захватывает мягкую игрушку ступнями и кладет в соответствующий пакет.
Автоматизация звуков пройдет намного быстрее и интереснее, если подобные игры включить в систему занятий над речью. Ведь дети так любят играть, сделаете игры еще и познавательными!
Алёна Степченкова, учитель-логопед, Школа № 2070 г. Москва
Комментарии