search
main
0

Замыкая круг

Поверь в друзей и в себя!

Одной из целей деятельности школьных служб примирения является профилактика негативных проявлений поведения обучающихся. Чаще всего нарушаются правила внутреннего распорядка: несоответствие внешнего вида требованиям к школьной форме, нарушение дисциплины, некорректное поведение в отношении одноклассников, порча школьного имущества, опоздания в школу, использование ненормативной лексики. Административные меры в отношении детей – обсуждение их поведения школьном советом по профилактике, постановка на внутришкольный учет или проведение нравоучительных бесед – не всегда эффективны, и нарушения правил повторяются. Как школьная служба примирения может помочь в решении данной проблемы?

В основе деятельности службы примирения лежит восстановительный подход, который предполагает активное участие сторон в разрешении различных ситуаций, благодаря чему приобретается опыт конструктивного разрешения конфликтов.

В нашей школе восстановительные программы с целью профилактики нарушений правил проводятся в таких форматах, как «Круг сообщества», «Профилактический круг», «Восстановительная медиация». Приведу конкретные примеры использования этих восстановительных технологий.

Ситуация первая: учащиеся перешли в новый, седьмой класс городского проекта «Математическая вертикаль», класс сборный. Классному руководителю было рекомендовано первый классный час провести в формате «Круг сообщества». Учащиеся отвечали на вопросы:

– В каком классе ты хотел бы учиться?

– Что ты готов сделать для того, чтобы класс, в котором ты учишься, стал классом твоей мечты?

– Какие правила необходимо соблюдать всем членам коллектива, чтобы ваш класс стал классом мечты?

– Каково твое отношение к проведенному кругу сообщества?

Ребята отвечали, что хотели бы учиться в дружном классе, где тебе готовы прийти на помощь, где все вместе организуют творческие дела. И класс решил соблюдать школьные правила, оказывать взаимопомощь одноклассникам, уважительно относиться друг к другу, поддерживать творческие идеи. Формат круга был для детей необычным, но интересным. Этот опыт можно использовать в новых классных коллективах.

Ситуация вторая: пятый класс после перехода на новый уровень образования проходит через адаптационный период. Не всегда этот период прост. Порой дети нарушают дисциплину, не выполняют домашние задания, опаздывают на уроки. В таком классе целесообразно провести профилактический круг. В такой встрече могут участвовать пятиклассники, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, куратор или волонтер школьной службы примирения – медиатор встречи.

Участники встречи должны обсудить проблемы класса и согласовать план действий, отвечая на вопросы:

– Какое качество ты ценишь в себе и в других людях?

– Каждый из вас, наверное, имеет представление о том, в каком классе хотел бы учиться. Что в твоем классе мешает тебе чувствовать себя комфортнее?

– Что каждый из вас готов сделать для позитивного будущего класса?

– Как ты оценил бы работу нашего круга?

При проведении подобной программы в одном из пятых классов нашей школы ребята отмечали, что ценят доброту, отзывчивость, юмор. Им мешают нарушения дисциплины, беспричинный смех, ссоры с одноклассниками, их грубые шутки, опоздания, поддержка классом нарушений дисциплины. Не ссорится с одноклассниками, не опаздывать, выполнять требования школьных правил, оказывать одноклассникам помощь, регулярно выполнять домашние задания договорились ребята в ходе встречи.

Повторная встреча и мониторинг ситуации классным руководителем и социальным педагогом показывают, что ситуация в нем значительно улучшилась, нарушений правил стало меньше. Классный руководитель, учителя-предметники отмечают и поддерживают эти позитивные изменения в поведении ребят, что является дополнительным стимулом выполнения договоренностей.

Для сохранения позитивных изменений в классном коллективе после проведения кругов специалисты службы примирения и классные руководители проводят цикл занятий с обучающимися по программе «Профилактика конфликтных ситуаций». Данная программа разработана социально-психологической службой нашей школы и предполагает занятия, включающие теоретические знания о конфликтах и практические упражнения, такие как «Плюсы и минусы конфликтов», «Стратегии поведения в конфликте», «Позитивная лексика», «Разожми кулак».

Конфликтные отношения способствуют значительным искажениям поведения ребенка, его отношения к сверстникам и самому себе. Это находит отражение в негативных формах поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях. Изменения в поведении ребенка – следствие первопричин конфликта. Проведение с обучающими цикла занятий по программе профилактики межличностных конфликтов позволяет детям получить первоначальные знания о причинах конфликтов и приобрести опыт их разрешения конструктивным способом, наладить коммуникацию в классе.

Формат «Восстановительная медиация» часто проводится нами с целью разрешения конфликтных ситуаций между обучающимися, выражающихся в оскорблениях и потасовках. Школьники делятся переживаниями, которые возникли в результате конфликта, учатся слышать друг друга, договариваются о том, что сделает каждый из них, чтобы подобная ситуация не повторилась. Контроль выполнения договоренностей осуществляется классным руководителем и специалистом службы примирения. Если нарушения повторяются, проводятся повторные встречи, в ходе которых договор корректируется.

В процессе проведения восстановительных программ ребята учатся работать по правилам, проявлять уважение к участникам программы. При этом нужно учитывать добровольность участия и конфиденциальность. Говорит только тот, у кого в руках символ слова, который переходит из рук в руки по часовой стрелке, комментарии исключаются, все сказанное фиксируется. Соблюдая данные правила, ребята приобретают опыт их выполнения.

Обучающиеся видят, что от решения каждого из них зависит решение ситуации, что правила, о которых договариваются, они разрабатывают сами. Так возникает мотивация выполнять их.

Жизнь невозможна без сложных ситуаций. Но хочется, чтобы они не разрушали детскую коммуникацию, а способствовали саморазвитию детей. Школьная служба примирения – эффективный инструмент достижения этих целей. Ответственность, взятая на себя самостоятельно в ходе проведения восстановительных программ, отличается от ответственности, возложенной на нарушителя кем-либо. Так дети учатся находить конструктивный выход из различных ситуаций. «Если хочешь, чтобы другие поверили в тебя, поверь в себя сам!» – таков девиз нашей службы.

Татьяна СЕНАТОРОВА, куратор службы примирения школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте