search
main
0

Замоскворечье – территория будущего

– Каждый москвич прекрасно понимает: как мы все будем заботиться о подрастающем поколении, так и станет в будущем жить Москва, ведь от нынешних малышей зависит и развитие экономики, и социальное благополучие, и состояние общества. Не случайно сегодня мэр Москвы Юрий Лужков так много внимания уделяет развитию дошкольного образования.

Нонна ХАРИТОНОВА, глава управы района Замоскворечье

Не случайно именно в Москве ЮНЕСКО будет проводить Всемирную конференцию, посвященную дошкольному образованию. Знаменательно, что министры образования, социального развития десятков зарубежных стран приедут в нашу столицу, чтобы изучить наш опыт, посетить наши детские сады. В нашем районе по пилотному проекту Москвы – Юнеско работают 2 детских сада.

Надеюсь, что министры посетят и наш детский сад №2030, который стал ресурсным центром и в рамках пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» работает по теме «Все лучшее – детям». Могу сказать, что выбор темы не случаен. На самом деле мы действительно стараемся сделать так, чтобы дети, живущие в Замоскворечье, получали все лучшее, что мы только можем им дать. Например, наша управа оказала помощь Дому ребенка №6 и Центру восстановительного лечения №5 района Замоскворечье, а это и проведение ремонтных работ, и покупка оборудования, и приобретение игрушек и памперсов для маленьких жителей Москвы. Наша управа оказывает содействие отделению для детей-сирот Морозовской детской больницы и Центру образования №1406 (для глухих детей), закупила спортивный инвентарь по программе «Юный спасатель», который передан школам района. С особым вниманием мы относимся к работе системы дошкольного образования.

В Замоскворечье расположены 10 государственных дошкольных образовательных учреждений, где в 66 группах педагоги воспитывают 1135 детей от 1 года до 7 лет. Все мы хорошо знаем, что мест в детских садах хватает не всем, поэтому две наши школы – Центр образования №627 и школа №518 – открыли дошкольные отделения, став лидерами в этом направлении. В ЦО №627 открыты две группы и воспитываются 46 детей, в школе №518 – одна, в которой 15 детей. Думаю, не случайно в обеих школах побывал Президент России Дмитрий Медведев и очень высоко оценил их работу. Понятно, что такая оценка – заслуга самоотверженных, преданных своему делу педагогов. Мы гордимся, что лучшим учителем Москвы стал директор школы №1060, расположенной в Замоскворечье, – учитель математики Михаил Случ. Выпускник Московского института стали и сплавов по специальности «кибернетика», он возглавляет одну из самых интересных столичных школ, обучающую по вальдорфской методике, сохраняющую традиции московского образования. Кстати, в старом здании этой школы учились Андрей Вознесенский, Александр Мень, Андрей Тарковский.

В нашем районе сохранился и работает ведомственный детский сад №199 ОАО «Рот Фронт», есть и частный детский сад №2204 ОАО «Парижская коммуна». Я думаю, что сохранение видового разнообразия ДОУ помогает в полной мере удовлетворять потребности жителей, обеспечивая полноценное и качественное дошкольное образование. В районе есть и обычные детские сады (№№ 295 и 859), и детский сад общеразвивающего вида №735, специализирующийся на художественно-эстетическом развитии детей, и детские сады комбинированного вида (№№841, 1825, 2022, 2634), и центры развития ребенка – детские сады (№№ 2030, 2336), и прогимназия №1834.

Наши детские сады за последнее время очень изменились, став стартовыми площадками для развития столичной системы образования. Их работа позволяет изменить отношение к детскому саду как форме работы с детьми. В последние годы наши ДОУ успешно апробируют практически все новые формы дошкольного образования. Работая над реализацией программы «Столичное образование-5», педагоги дошкольных учреждений апробируют и внедряют различные образовательные технологии. Так, во многих учреждениях работают городские экспериментальные площадки:

«Московское образование: от младенчества до школы» (ДОУ №2030, 2336);

«Создание современных диагностических и коррекционных программ для детей дошкольного и школьного возраста» (прогимназия №1834);

«Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интеграционного процесса в образовательном учреждении» (ДОУ №№2022 и 2030);

«Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности» (ДОУ №2634).

Дошкольные образовательные учреждения предлагают такие новые формы работы, как группы кратковременного пребывания, «Развитие» (ДОУ №295), «Для детей с отклонениями в развитии» (ДОУ №2634), «Адаптационные группы для детей раннего возраста» (ДОУ №№735, 2030, 2336), «Особый ребенок» для детей-инвалидов (№№2022, 2030), «Играя, обучаюсь» (№1834). Консультативный пункт успешно работает в ДОУ №1834, лекотека – в ДОУ №2634, семейные детские сады открыты в ДОУ №№2030 и 2634. Центры игровой поддержки в ДОУ №№295, 2030 и 2336 посещают дети раннего возраста, чьи родители еще и повышают свою компетентность, приобретают необходимые педагогические знания. Отрадно, что в настоящее время во всех дошкольных учреждениях работают педагоги-психологи и учителя-логопеды, которые сотрудничают с родителями, поддерживая их в трудных ситуациях. Большую помощь в решении проблем здоровьесбережения, эмоционального здоровья и психического благополучия детей оказывают также психолого-медико-социальные центры «Практик» и «Малыш». Кстати, образовательные учреждения района Замоскворечье тесно сотрудничают со всеми специалистами этих центров – медиками, психологами, дефектологами, социальными педагогами и другими специалистами.

Такая мощная психолого-педагогическая система позволяет эффективно помогать тем, кто нуждается в особой помощи и поддержке, – детям с различными нарушениями здоровья и развития. Помощь таким детям – наша принципиальная позиция, не случайно в нашем районе создана и успешно работает система оказания квалифицированной помощи детям с различными нарушениями здоровья и развития, в детских садах района воспитываются 27 детей-инвалидов:

с детьми с нарушением речи работают ДОУ №№ 841, 1825, 2634;

с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, – ДОУ №2022;

с детьми со сложной структурой дефекта – ДОУ №№2022 и 2030.

Но конечно, очень важно способствовать сохранению здоровья детей. В наших дошкольных учреждениях созданы условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Есть физкультурные залы в ДОУ №№295, 735, 1834, 2022, 2030, 2336, 2634, на территории ДОУ №№735, 841, 1825, 2022, 2336, 2634 оборудованы спортивные площадки, в ДОУ №2030 работает бассейн, детские сады №2030, 2336, 2634 оснащены современным спортивным оборудованием из Словении «ЭЛЕМЕНТА», детские сады №295, 735, 2022, 1834, 2030, 2336 имеют спортивное оборудование отечественного производства и детские тренажеры. Понятно, что никакое самое современное оборудование не поможет физическому развитию детей, если с ними не работают педагоги, поэтому, например, в ДОУ №№735 и 2336 для детей, имеющих нарушения стопы и осанки, проводится лечебная физкультура, в ДОУ №№725 и 841 – ритмическая гимнастика, в ДОУ №2336 есть занятия фитнесом.

Детские сады района принимают активное участие в спортивных соревнованиях:

ДОУ №№295, 735, 2022, 2336 – в легкоатлетическом кроссе «Золотая осень»;

ДОУ №№2336, 295, 2022 – в турнире по шашкам «Юный шашист»;

ДОУ №№295и 2336 – в олимпиаде для дошкольников;

ДОУ №№2336, 841, 2022, 735 – в спортивном фестивале «Гармония в движении»;

ДОУ №№841, 295, 2336, 2022, 735 – в семейном спортивном конкурсе «Всей семьей за здоровьем».

Стратегия развития образования неизменно ориентируется на социокультурную сферу района. Именно взаимодействие с культурным, научным, учебным и общественным потенциалом района, округа, города влияет на прогнозирование и определение перспектив развития дошкольных учреждений.

С каждым годом расширяется круг взаимодействия дошкольных учреждений района Замоскворечье с социумом:

с детскими поликлиниками №№51 и 108;

с детской психоневрологической больницей №6;

с Институтом коррекционной педагогики;

с центрами психолого-медико-социального сопровождения «Малыш», «Озон», «Практик».

Замоскворечье – культурный центр столицы, именно поэтому наши дошкольные учреждения уделяют много внимания дополнительному образованию, сотрудничая с Центром детского творчества «Москворечье», Государственной Третьяковской галереей, Государственной республиканской детской библиотекой, районными детскими библиотеками №№8, 10, 90, Музеем «Палаты в Зарядье», Всероссийским государственным музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Мемориальным музеем-квартирой В.М.Васнецова, Московским государственным музеем С.А.Есенина, Российским музеем леса, Музеем В.А.Тропинина и московских художников его времени, Государственным музеем музыкальных инструментов имени М.И.Глинки, Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль».

Высокий уровень такого культурного сотрудничества определяет широкий диапазон и яркую палитру дополнительного образования в собственно дошкольных учреждениях Замоскворечья. Это:

Изостудия (ДОУ №№735, 1834, 2022, 2030, 2336).

Ритмика (ДОУ №№735 и 841).

Театрализованная деятельность (ДОУ №295).

Музейная педагогика (ДОУ №295).

Фольклор (ДОУ №2336).

Хореография (прогимназия №834, ДОУ №№2336 и 2634).

Фитнес (ДОУ №2336).

Обучение компьютерной грамоте (ДОУ №2336).

Развивающий курс для дошкольников (ДОУ №2030).

Шашки (ДОУ №2336).

Раннее обучение иностранному языку (прогимназия №1834 и ДОУ №2336).

В учреждениях района идет целенаправленная работа по укреплению и модернизации материально-технической базы и предметно-развивающей среды: оборудованы театральные комнаты, изостудии, кабинеты педагогов-психологов и учителей-логопедов, компьютерные классы, психомоторные и сенсорные комнаты, в ДОУ №2336 создан Музей игрушки.

Мы очень хорошо понимаем, что нужно заботиться о тех, на чьих плечах лежит вся тяжесть труда по образованию и воспитанию детей Замоскворечья. В Год учителя в районе работает программа помощи образовательным учреждениям района. Это отдых детей сотрудников образовательных учреждений района в лучших здравницах России и Украины, это поддержка социальных инициатив дошкольных учреждений, это поощрение призеров окружного конкурса «Учитель года-2010». Управа района Замоскворечье проводит праздники в школах района, например, 1 июня 2010 года мы поздравили школьников – участников летнего городского интегративного лагеря с Днем защиты детей и вручили подарки.

Таким образом, учреждения района Замоскворечье входят в единое образовательное пространство Центрального округа, сохраняя индивидуальность, своеобразие, определяемое традициями района и учреждения, социальным заказом населения, внося свой вклад в построение модели качественного, доступного и эффективного образования столичного мегаполиса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте