search
main
0

Замминистра был не прав. Еще раз о «литературной» компенсации

В некоторых регионах учителей заставляют держать отчет об использовании ежемесячной компенсации на литературу и профессиональную периодику. Профсоюз работников народного образования и науки РФ уже направлял в территории свои разъяснения по этому поводу, где четко и неоднозначно заявил: подобное требование незаконно. Тем не менее финансовые службы, ссылаясь на вышестоящее руководство, продолжают нарушать права учителей. Как их защитить? На какие законодательные нормы ссылаться? Какие аргументы приводить? ЦК профсоюза вернулся к этой проблеме в информационно-аналитических материалах, направленных в регионы к августовским совещаниям. Сегодня мы публикуем подробные разъяснения специалистов профсоюза на наших страницах.

В последнее время в ряде субъектов РФ органы управления в сфере образования, руководители образовательных учреждений, а также финансовые органы, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России, содержащиеся в форме писем в различных правовых базах данных и других источниках, требуют от педагогических работников отчетные документы об использовании ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Так, например, в органах управления образованием (централизованных бухгалтериях) муниципальных образований Краснодарского края находится копия письма С.Д.Шаталова, статс-секретаря – заместителя министра финансов от 23.01.2008 года №03-04-08-01/4 (ответ на запрос Минобразования России). В данном письме изложено мнение замминистра по вопросу налогообложения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию, выплачиваемой педагогическим работникам. Он считает, что освобождение от налогообложения указанной денежной компенсации в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ должно осуществляться только при наличии документального подтверждения расходов.

По мнению специалистов профсоюза, такие разъяснения являются необоснованными и не подлежат применению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ все виды компенсационных выплат, установленные действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), налогообложению не подлежат. Это в полной мере относится и к компенсациям, связанным с расходами на повышение профессионального уровня работников.

При этом статьей 217 Налогового кодекса РФ установлены конкретные случаи, когда необходимо предоставление подтверждающих оплату документов (командировка, лечение, приобретение медикаментов и другие). Выплата компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в указанный перечень не входит.

В письме Федеральной налоговой службы от 14 сентября 2007 года №ШС-6-18/716@ «О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» указывается следующее: положения писем Министерства финансов РФ, изданных в соответствии с полномочиями, закрепленными за ним статьей 34.2 Налогового кодекса РФ, и отражающих позицию министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля.

Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, которое отличается от трактовки, изложенной Минфином России.

Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Однако при этом Налоговым кодексом РФ введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России. С учетом вышеизложенного отмечается, что указанная норма Налогового кодекса РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что они не содержат правовых норм), а обязывает их руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

ЦК п рофсоюза письмом от 17 декабря 2007 года довел до территориальных организаций свою позицию по выплате ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию. В письме было разъяснено, что пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) определено право педагогических работников образовательных учреждений на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также установлен ее размер для педагогических и руководящих работников федеральных образовательных учреждений. При этом закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации. То есть законодательно не закреплен механизм ее выплаты, который содержал бы указание на определение условий и порядка выплаты компенсации каким-либо органом власти.

Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, а органам местного самоуправления – для работников муниципальных образовательных учреждений.

Кроме того, Министерство образования РФ в письме от 25 ноября 1998 года №20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений» указало, что требование о представлении каких-либо чеков или квитанций о приобретении книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания является неправомерным.

Обращаем внимание на то, что в Краснодарском крае прокуроры районов и городов, рассмотрев обращения руководителей территориальных профорганизаций о нарушении прав педагогических работников, принимали меры прокурорского реагирования.

Так, например, прокурором Армавира руководителю органа управления образованием внесено представление об устранении нарушений закона; прокурором Каневского района Краснодарского края принесен протест на приказ начальника управления образованием администрации Каневского района №453 от 19.05.2008 года «По вопросу налогообложения ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию». Одновременно прокуратура Краснодара приняла к сведению результаты проверки в краевом центре, где централизованные бухгалтерии отделов образования внутригородских округов ежемесячно производят начисление и выплату денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию. Указанная выплата осуществляется без документального подтверждения понесенных расходов. Удержание налога на доходы физических лиц из денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогических работников образовательных учреждений не производится.

Учитывая изложенное, обращаем внимание территориальных организаций профсоюза на необходимость оперативного реагирования и принятия конкретных мер по фактам нарушения прав педагогических работников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте