Как выйти из убийственной игры?
О деструктивной роли социальных сетей и некоторых видеоигр говорят давно. Однако беда в том, что насилие, похоже, часть человеческой природы. Жажда крови, превосходства, триумфа над врагом, а самое главное – власти, глубоко сидит в венце творения. По крайней мере, в этом убежден режиссер фильма «Пушки Акимбо» Джейсон Ли Хауден. Его абсурдная, сюрреалистическая, местами смешная и уж точно не скучная история со стрельбой, взрывами, бесчисленными убийствами и драками не дешевый боевик, но еще одно суровое предупреждение для заигравшегося мира, все так же продолжающего желать хлеба и зрелищ. Способен ли герой Дэниела Рэдклиффа противостоять системе умножающегося зла? Попробуем разобраться.
Каждый человек, пусть порой неосознанно, пытается определить для себя смысл собственной жизни. Он обычно начинается со слова «я», то есть с осознания своей индивидуальности или ничтожности, как, например, в случае с главным персонажем фильма – программистом Майлзом, который откровенно говорит: «Я никто». Впрочем, подобной оценки герой придерживается до того, как становится зрителем, комментатором, а потом и участником кровавого квеста под названием «Скизм».
Характерно, что Майлз принципиально против насилия. Он вегетарианец, в прямом смысле и мухи не обидит, ни разу не дрался и до поры до времени молча сносил оскорбления и выпады начальника по работе, но что-то в его душе жаждало самоутверждения. Возможность оставлять анонимные комментарии в игре на выживание и при этом лежать на диване и опустошать одну бутылку пива за другой – чем не райское времяпрепровождение? Однако за все надо платить. Социальные сети предстают в картине своеобразным наркотиком, вирусом, охватившим человечество. Не об этом ли слова Достоевского в романе «Преступление и наказание», когда описывал сон Раскольникова на каторге?
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».
В фильме поднимается проблема эстетизации зла. Не случайно создатель «Скизма» – Риктор – говорит, что убийство – это искусство. Насилие далеко не всегда облечено в жуткие и страшные формы. Оно может быть обставлено целой философией и даже эстетикой. Вспомним легендарный фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» по одноименному роману Энтони Берджеса. Группа молодых хулиганов выглядит невероятно стильно и притягательно в элегантных белых костюмах и черных шляпах. Более того, их главарь боготворит музыку Бетховена, от которой впадает в экстаз. Вот и в «Пушках Акимбо» самые кровавые сцены проходят под зажигательный мотив современной танцевальной музыки.
Абсурдность бытия усугубляется еще и тем, что за массовыми убийствами наблюдают миллионы людей разного пола, национальности и социального статуса: девочки-тусовщицы из клуба, парни-спортсмены из сауны, респектабельный клерк, индус у себя дома и даже бомж. Последний – единственный, кто осознает дикость ситуации, но и он часть системы, в которой невозможно существовать без насилия. Убийство в ней – гарантия выживания.
Вот почему пистолеты всверлены в руки Майлза – он буквально физически слит с этим миром воспроизводящегося насилия. Такая участь для него нестерпима, но иного пути нет. Ведь герою приходится спасать не только себя, но и возлюбленную Нову, захваченную устроителями кровавого квеста.
Фабула классического боевика перерастает в метафору нравственного падения человека, переходящего на темную сторону. Характерно, что с бандитами сотрудничают и люди в полиции, которые обязаны служить закону. Тем самым автор ленты показывает, что единственное право здесь на стороне того, кто выстрелит первым. Причем сами преступники пожирают друг друга. Впечатляюще выглядит сцена расправы с режиссером бойни за то, что тот отказывается продолжать съемку.
Режиссер тут только один – Риктор. Его имя отсылает к герою комиксов «Люди Икс» и их побочному продукту – «Новые мутанты». Там Риктор – молодой мексиканец, способный создавать ударные волны. Кстати, имена других действующих лиц также присутствуют в комиксах Marvel. Например, Нова появляется сразу в нескольких историях, среди которых «Секретное вторжение» и «Секретные мстители». Этот персонаж обладает большой силой за счет огромного источника энергии. Однако ему необходимо все время искать достойных кандидатов в Корпус Новы по всей Вселенной и наделять их сверхспособностями. В фильме Нова всего лишь хрупкая экс-девушка Майлза, но именно она создаст комикс по реальному кошмару, выпавшему на долю ее бывшего бойфренда. Он и будет называться «Пушки Акимбо».
Акимбо – название системы загрузки телевизионных шоу и одновременно имя американской панк-группы. Пазл сходится. Агрессия, порожденная видеоиграми, превращающимися в некий перформанс, реалити-шоу, за которым следят миллионы людей, выходит из-под контроля и распространяется, как опухоль, по всей планете. Не случайно Риктор говорит Майлзу, что «Скизм» нельзя уничтожить, он уже часть массовой культуры. Это и есть самое страшное, о чем предупреждает Джейсон Ли Хауден: цифровая революция пожирает своих детей. Вот почему так выразителен образ юной киллерши Никс, воплощающей месть за гибель близких. Ее детство сгорело в пламени пожара и после страшной автокатастрофы уже не воскреснет, но, пытаясь играть по правилам Риктора, она осознает бессмысленность бесконечного хаоса и человеческого истребления. Вряд ли Никс, как птица Феникс, возродится из пепла. Выход из замкнутого круга насилия пока не найден.
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии