Вызовите детей на откровенность, спросите, что они больше всего любят в учителях. Подавляющее большинство детей среди любимых черт воспитателя назовут «веселость». «Он веселый», – часто говорят дети, понимая под этим словом жизнерадостность, бодрость, оптимизм.
Перебираю в памяти прошедших передо мною учителей. Самые яркие из них, самые влиятельные, самые любимые вместе с другими качествами отличались жизнерадостностью. Все они были людьми, сеющими вокруг себя уверенность, бодрость, любили жизнь. Среди этих людей не могу вспомнить ни одного, который был бы нытиком, чеховским Беликовым, недовольным человеком.
Однажды зашел я на урок к учительнице Н.А. Она опытный педагог, любящий дело. Казалось бы, все данные налицо, чтобы пользоваться авторитетом. Но как раз наоборот, что-то не ладятся у нее отношения с учащимися. Решил сам посмотреть, в чем дело, и увидел: весь урок идет в мрачных тонах, как будто преподаватель обороняется от возможности нападок. Тон напряженный, тягучий. Печать домашних забот ясно отражается на лице учительницы. Между тем знаю, дома у нее ничего особенного не случилось, живет она благополучно, хорошо. «Мы всегда знаем, когда у Н.А. дома не ладится, – сообщил мне один из учеников. – Тогда она бывает злой и кричит на нас». И вид у этой учительницы неприятный: волосы растрепаны, платье неопрятно. И урок проходит неинтересно. Ученики ждут ее появления, как своеобразного наказания.
Вспоминается учительница З. Ей иногда давали самые плохие классы, от которых отказывались все учителя. Но проходило два-три месяца, и З. делалась властительницей детских сердец. Однажды эта учительница пришла в среднюю школу, в свой старый, четвертый класс. Ее заметила одна из бывших воспитанниц. Девочка влетела в класс и крикнула, словно случился пожар: «Анна Ивановна пришла!» Учительница З. вошла в класс. Комната наполнилась весельем, жизнью. Но веселость учительницы была не «прыганьем» или желанием подделаться под детей. Нет. Это очень серьезный, высокоидейный, любящий детей человек. Ее неподдельная радость и веселость завоевали детские сердца. А это главное. Горький говорил: когда доберешься до бубенчика, то он зазвонит. И она добивалась звучания бубенчика и, как умный педагог, дальше уже лепила из детей все, что ей нужно. И дети ее идеи делали своими идеями, ее восприятие жизни – своим, ее поведение – образцом для себя.
Теперь о другом качестве, близко связанном с жизнерадостностью. Наши дети необычайно любят и уважают жизненную стойкость в людях. Не случайно примеры героического поведения советских людей так неотразимо влияют на детей, вызывают желание подражать смелым, стойким.
Помню, лето 1942-1943 гг. я проводил со школой под Москвой, в совхозе. Погода была на редкость плохая, лил дождь, крыша над нами протекала. И вот здесь на моих глазах прошли два примера – две учительницы. У одной буквально опустились руки, что сразу же сказалось на учениках. Другая сумела внушить детям, что во время войны трудно каждому, что стойко переносить трудности – большое и почетное дело. Эту группу не ослабили ни дождь, ни холод, ни трудная работа. И позже, в школе, эта группа оказалась наиболее сплоченной и дружной. Такого результата учительница достигла жизнерадостностью, созданием веселого тонуса. Не печалиться, «не пищать», как говорил А.С.Макаренко, переносить невзгоды с шуткой – вот что сделала она девизом своей группы. И невзгоды становились даже материалом для юмора. А детям юмор нужен, их инстинктивно тянет ко всему живому, и, наоборот, все мрачное, «кислое» отталкивает их.
В школе обязательна атмосфера жизнерадостности. Вспомним «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях» Макаренко. Там бьет ключом жизнь, там радостный труд, радость от совместного пребывания в коллективе. Мое глубокое убеждение, что учитель должен думать не только о том, чтобы хорошо подготовиться к уроку, – он должен подумать и о том, как держать себя на глазах учеников – глазах очень острых наблюдателей. Учитель должен создавать радость труда, а не отвращать от труда. Здесь эмоциональный фактор имеет очень большое значение.
Учитель-«нытик» обладает и еще одним отрицательным качеством: он чаще всего фиксирует свое внимание на плохих сторонах детей. Замечу попутно одно: дети очень ценят, когда после наказания учитель не вспоминает больше об их проступке и при случае отмечает в них хорошее. Это хорошее повышает в ребенке уважение к себе.
Часто бывает, что мы, взрослые, подавляем детскую жизнерадостность. Мы категорически настроены против шалостей, «шипим», когда ребенок зашумел. Мальчик выбежал на крыльцо, увидел солнце и закричал. Задача учителя – довести до сознания ученика: неплохо, что ты кричишь, но нужно считаться с коллективом, ибо своим криком ты мешаешь другим. Надо научить ребят самоконтролю – знать, когда и что можно.
В одном школьном коллективе я видел удивительно удачное стечение обстоятельств. Там и директор, и учитель физического воспитания – люди, увлекающиеся спортом, волейболом. Они заразили своей страстью и детей. Теперь половина школы – страстные волейболисты. Это очень важно. Важно, когда в школе, наряду с увлечением наукой и техникой, культивируется также и увлечение физкультурой.
Чтобы научить своих питомцев широко видеть нашу чудесную советскую действительность, педагог должен сам уметь видеть новое, радоваться новому в жизни. Любишь музыку – заставь полюбить ее и детей, любишь нашу природу – научи детей чувствовать ее красоту, любишь науку – прививай детям любовь к научным исканиям. Вот почему учителю нужно прочитать хорошую книгу и побывать в театре, встречаться с инициативными людьми, отличающимися своим трудом на благо Родины.
Н. КУРЫНДИН, Выгоничи, Брянская область
Комментарии