search
main
0

Заметки с собственного урока Совместное творчество преподавателей и студентов

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей. Возрастает роль органического единства естественных и гуманитарных наук в условиях информационного общества. В учебных планах разных предметов есть темы, которые дублируют друг друга, что создает трудности формирования у учащихся и студентов целостной картины окружающей действительности, в то время как в современном мире уже существует экономическая, политическая, информационная интеграция.
Главная цель и задача интегрированных уроков – освобождение учащихся от перегрузки, систематизация их знаний, формирование целостного мировоззрения, умения анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, иметь свою точку зрения на ценности нашего общества. Проведение таких занятий требует большой самоотдачи и высокого профессионализма преподавателей, так как методика их еще не отработана. Это новая технология в преподавании учебных дисциплин.
Хочу проанализировать особенности интегрированных уроков, которые проводились мной и моими коллегами, ибо они так не похожи друг на друга.
Возьмем тему “Основы семейного права. Семья и брак в современном обществе”. Она рассматривается с позиции философии, права и основ военной подготовки, а также психологии основ современной семьи.
Философ (В. Косицина – преподаватель философии) анализировала со студентами истоки и функции семьи: репродуктивная, экономическая, социальная. Я, преподаватель основ права, рассматривала вопросы семьи, брака, брачного контракта с точки зрения Семейного кодекса РФ от 1.03.1996 г. Преподаватель основ военной подготовки (врач Батурин П.) остановился на анализе двух тенденций в нашем обществе: снижение возраста вступающих в брак; увеличение числа разводов (по статистике: из 10 браков – 8-9 разводов). Для создания прочной и крепкой семьи необходимы определенные виды адаптации – способности приспосабливаться: психологическая (даны конкретные советы студентам), “резонирование” – умение в семье решать проблемы совместно.
Урок прошел в форме эвристической беседы с учащимися, что побуждало их мыслить, высказывать свою точку зрения, обмениваться опытом. Отзывы подростков о данном занятии были самыми положительными.
Интегрированный урок по теме “Трудовые отношения в условиях рыночной экономики. Документальное оформление трудовых отношений в условиях рыночной экономики” проводился тремя преподавателями: основ права, делопроизводства и компьютерной обработки информации. Он отличался тем, что сами педагоги должны были получить для себя целостную картину трудовых отношений в условиях рыночной экономики с точки зрения российского законодательства, делопроизводства (оформление документов) и компьютерной обработки документации. На уроке присутствовал психологический аспект, который играет немаловажную роль в жизни человека, особенно молодого, помогая ему быть конкурентоспособным. В жизни каждого бывает момент беседы с работодателем: как правильно вести себя, как правильно отвечать на вопросы и т.д. – это знание психологии человека.
Применялись интерактивные методы обучения: ролевая игра (трудоустройство двух девушек), элементы дискуссии, анализ документов, моделирование ситуаций из реальной жизни, составление документов на основе российского законодательства и компьютерная их обработка, решение логических задач и т.д.
При подготовке этого урока были сложности в отборе материала, ибо выйти троим преподавателям на единое пространство было не очень просто, так как требовался высокий профессионализм, взаимопонимание, взаимоподдержка друг друга, знания психологии. Если нет этого понимания, взаимообогащения друг друга, то интегрированный урок как инновационный метод, как синтез возникновения нового просто не получится. Но наш союз состоялся, и наша творческая работа продолжается в этом году над интегрированным уроком (форма проведения: деловая игра) по теме “Новый Трудовой кодекс РФ и документальное оформление трудовых отношений наемных работников и работодателя”. Он потребовал от студентов знаний нового Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г., умения мыслить быстро, мгновенно во время деловой игры отстаивать свое мнение перед оппонентом, иметь ораторские способности, проявлять уважение, корректность, коммуникабельность в деловой игре, а потом в реальной жизни.
Деловая игра – это сложная форма проведения урока, которая активирует мысленную деятельность студентов и требует огромных затрат энергии преподавателей, студентов и времени ее подготовки.
Значительного времени потребовали подготовка, а затем проведение интегрированного занятия по экологии, праву и географии по теме “Защитим нашу планету. Земля у нас одна” с использованием материалов по краеведению.
Семинар-симпозиум затрагивал актуальный вопрос жизни всех людей: экологические проблемы Земли, был проведен сравнительный анализ г . Лос-Анджелеса США, его экологических проблем и экологических проблем г. Кемерово, Кемеровской области. Проведение семинара-симпозиума потребовало значительной работы в подготовке студентов, а такая работа возможна в течении полугода, но мы ее провели в течение трех месяцев. Семинар-симпозиум предполагает различные виды самостоятельной работы учащихся, поэтому студенты оформили значительный материал из периодической печати экологических проблем г. Кемерово, ее реки Томи, Кемеровской области, выпустили газеты по темам “Моя родная земля”, “Сосновый бор и его проблемы”, “Пить воду из Томи нельзя”, “Чебулинский полигон” и т.д., написали рефераты по экологическому праву и экологии, оформили таблицы, видеокассеты, нарисовали прекрасные рисунки по экологии, плакаты, изучили экологическую карту Кузбасса, Красную книгу Кузбасса, далее провели исследовательскую работу, обращались в городскую СЭС, прокуратуру г. Кемерово, в Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Кемеровской области, откуда были представлены документы защиты охраны здоровья людей. Эти документы были проанализированы на уроке учащимися.
Сложным вопросом для преподавателей был вопрос отбора информационного материала (а его было так много, а время урока ограничено) и вопрос: в какой группе провести такую сложную работу? Студенты превзошли все наши ожидания: творчество, желание работать, проявить себя с лучшей стороны, и далее сам урок как результат подготовки оказался очень интересным и очень полезным для всех нас. Мнение учащихся о данном уроке были только положительные.
Интегрированный урок истории и основ права по теме “Начало российского парламентаризма” ставил задачу использования активного метода обучения: сравнительный анализ деятельности Государственной Думы дооктябрьского периода и современной Государственной Думы, далее – земельного вопроса в начале ХХ века в России и в современный период.
Во время урока учащиеся приобретали навыки анализа первоисточников, принимали активное участие в дискуссии, ибо перед ними ставились проблемы, которые необходимо было разрешить. Занятие, по мнению студентов, прошло очень продуктивно и было необычным для них. Оно было интересно тем, что преподаватель работал с этими учащимися первый раз, но студенты были очень доброжелательными и активными на уроке.
Для эффективного проведения интегрированных занятий необходимы, на мой взгляд, следующие условия:
совпадение дидактических задач, решаемых на разных курсах и в учебных планах;
высокие профессиональные качества преподавателей, знания психологии детей, их особенностей, ибо не в каждой группе можно провести интегрированный урок. Интегрированный урок требует интеллектуальных усилий, творчества и высокой работоспособности со стороны студентов.
Интегрированные уроки создают ситуации для опережающего обучения, различных видов самостоятельной работы.
От преподавателей требуются знания индивидуальных психологических особенностей своих коллег, участвующих в подготовке и проведении интегрированного урока, ибо без этого урок просто не получится. Интегрированный урок может рассматривать сложный объект, тему с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода с применением активных форм обучения: эвристической беседы, деловой игры, семинара-симпозиума, сравнительного метода через дискуссию, анализа первоисточников, моделирования ситуаций из реальной жизни и т.д.

Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин

Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте