Проектно-исследовательская деятельность на уроках была до недавнего времени педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на современном этапе подобный вид деятельности получил широкое распространение и применение. Однако достаточно много учителей используют проекты на своих уроках.
Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии возможно применять при изучении практически всех предметов, они создают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Это уже неоднократно отмечалось педагогами. Указанный вид деятельности определяется как личностно ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.Что же такое проект? Это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.Успешность использования проектов в образовательном процессе зависит прежде всего от качественного планирования проектной работы, а именно выделения отдельных этапов проекта и определения языкового, речевого, информационного и методологического содержания этапов. В педагогике выделяют несколько вариантов разделения на этапы проектно-исследовательской деятельности. Здесь можно указать следующих разработчиков: Р.Райбе и Н.Видал, Д.Л.Фрид-Бут, Ф.Л.Столлер, Е.С.Полат. Каждый из них определяет различное количество этапов и делает упор на некоторые из них.Как показывает практика, выработать единый алгоритм проектно-исследовательской деятельности практически невозможно. Тому есть ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные формы требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.Тем не менее создание проекта на уроке значительно его обогащает, делает совместную работу учеников и учителя интересной, информативной, познавательной. Процесс обучения в данном случае выходит на новый качественный уровень.Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории возможно использовать уже в младшем школьном звене. Например, в 5-м классе при изучении темы «Междуречье» в курсе истории Древнего мира. Нам известно, что в этом государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на незастывшей глине. Учитель может предложить ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности, кроме клинописи, в Междуречье был невозможен». Ставятся задачи: 1) создать необходимые условия для работы над проектом; 2) экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление.Подготовительный этап. Ученикам дается задание приготовить дома «глиняную табличку» – на квадратный лист картона нанести пластилин, а также принести деревянную заготовку величиной с ручку, один конец которой остро заточен, а второй в виде штампа-треугольника. Информативный этап. Здесь учитель ведет рассказ о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага еще не были изобретены и главным материалом выступала глина.Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Первоначально учитель предлагает острой стороной деревянной заготовки написать на «дощечке» какую-либо фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и тем самым сотрут надпись. Кроме того, после написания фразы учитель предлагает провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и ее смысл теряется. Затем учитель предлагает использовать другой конец деревянной заготовки – штамп-треугольник. Прямым надавливанием на «табличку» ребята получают четкий отпечаток. Можно написать какую-нибудь букву. Затем повторяется предыдущая процедура проверки надписи на прочность. Оказывается, что надпись незначительно деформируется, но сохраняет смысловое значение. Эксперимент можно повторить несколько раз.Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог – ученики говорят об удобстве клинописания.Таким образом, урок получился интересным, информативным. Результаты проведенного исследования надолго сохранятся в памяти учеников.На старшей ступени обучения возможно проведение более сложного вида работы. Например, заявить тему в 11-м классе «Перестройка (1985-1991 гг.) в СССР: миф или реальность». Тема рассчитана на четыре урока. Предлагается гипотеза: «Период правления М.С.Горбачева обоснованно назван перестроечным, так как серьезным изменениям подверглись все сферы развития советского общества». В качестве доказательства или опровержения берутся экономическая, политическая, внешнеполитическая, культурная сферы. Определяются задачи: – собрать и обработать материалы по вопросам политического, культурного, экономического и внешнеполитического развития СССР в периоды застоя и перестройки;- систематизировать полученную информацию в виде сравнительной таблицы с выявлением особенностей развития советского государства в каждый из периодов;- подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипотезу.Итогом работы должна стать сравнительная таблица развития СССР по данным показателям в периоды 1965-1984 годов и 1985-1991 годов.Далее вырабатывается план и намечаются этапы работы над проектом:1. Подготовительный: разделение класса на группы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за 2 недели до предстоящей работы, группы получают задания от учителя.2. Поисковый: выявление источников информации и ее набор. Каждая группа ведет поиск и набор материала по определенной для нее проблематике.3. Контрольный: проверка учителем степени подготовленности учащихся к работе, знакомство с систематизированным материалом. Этот этап необходим для продуктивной работы на самом уроке, чтобы не произошел перегруз информацией или ее недостача.4. Практический: создание общей презентации, заполнение сравнительной таблицы. Этап проводится в рамках урока. Каждая группа знакомит класс с тем материалом, который она подготовила, акцентируя внимание на наиболее важных моментах. Класс в это время заполняет таблицу, задает интересующие вопросы.5. Аналитический: анализ представленного материала и формулирование ответа по представленной гипотезе. После заполнения периодических колонок таблицы класс определяет сходные или различные моменты и заносит их в третью колонку под названием «Вывод». После заполнения таблицы класс дает ответ на главный поставленный вопрос. В результате проведенной работы ученики не только получат необходимую информацию по школьной программе, но и расширят свои познания. Самостоятельность работы и ее аналитическая направленность способствуют сохранению полученного знания.Анализируя методику урока-проекта, прихожу к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности обогащает занятие.Список использованной литературы1. Гостева В.Н. Использование проектной технологии в работе преподавателей иностранных языков / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании: сборник научных статей под ред. Е.А.Александровой, Е.Е.Симдянкиной. М. : Экшен, 2005. Вып. 5. С. 186-189.2. Мартыненко И.В., Буланый Ю.И. Использование метода проекта при изучении биологии и экологии / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании: сборник научных статей под ред. Е.А. Александровой, Е.Е.Симдянкиной. М. : Экшен, 2005. Вып. 5. С. 164-168.3. Фрицко Ж.С. Сопоставление опыта применения метода проектов в практике отечественной и зарубежной школы / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании: сборник научных статей под ред. Е.А.Александровой, Е.Е.Симдянкиной. М. : Экшен, 2005. Вып. 5. С. 196-203.Роман ОВСЕНЁВ, учитель истории и обществознания гимназии №87 города Саратова, учитель года Саратовской области-2013
Комментарии