Ученые НИУ ВШЭ провели опрос среди молодежи в возрасте 24-26 лет. Они выяснили, что большая их часть занимает положение между подростками и взрослыми.
Большинство респондентов относит себя к категории «становящихся взрослых»: они отмечают довольно высокий уровень жизни, который позволяет им дольше не взрослеть. Данный факт свидетельствует о том, что психологическое развитие молодежи замедляется. Ученые НИУ ВШЭ Оксана Михайлова и Елизавета Сивак сделали такие выводы на основе анализа данных, собранных в десятой волне опроса «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) 2021 года.
По сообщению пресс-службы вуза, участниками опроса стали 2 177 молодых россиян в возрасте 24-26 лет. Более 65% из них ответили утвердительно на вопросы, которые связаны со взрослением. В него впервые включили ряд вопросов из международного опросника IDEA для оценки феномена становящейся взрослости – периода в жизни молодых людей в развитых странах, когда переход к традиционному образу взрослого откладывается примерно до 30 лет и весь третий десяток проходит между подростковым и взрослым самосознанием. Данный феномен ученые объясняют замедлением психологического развития и ростом продолжительности жизни.
Авторы работы в НИУ ВШЭ постарались выяснить, есть ли подобные изменения у молодежи в России. По словам Оксаны Михайловой, теория становящейся взрослости применима к молодежи в нашей стране. Все большее количество юношей и девушек поступает в вузы, возраст заключения брака и рождения ребенка отодвигается на более позднее время. В итоге ребята позднее переходят к традиционным ролям взрослого человека.
Анализ ответов участников опроса свидетельствует, что такое промежуточное состояние между подростковым и взрослым самосознанием присуще 65% респондентов – особенно молодежи с высоким социальным положением и уровнем дохода, у которых нет детей. В России наблюдают схожую ситуацию с той, что отмечают в США, Японии, Греции, Гане, Филиппинах и Польше. Понимание места этого феномена в общественной жизни позволит профильным ведомствам и работодателям строить более точные прогнозы ситуации на рынке образования и труда, принимать меры и создавать программы, которые отвечают запросам молодежи.
Комментарии