К сожалению, антигуманные отношения, насилие к детям, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Особенно страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Особенно важной и малоразработанной эта проблема является в российской современной науке и практике.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет за собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое в свою очередь перерастает в стрессы и ведет к снижению самооценки, нервным срывам, становится дополнительным источником межличностных конфликтов…
Настоящая работа Н. Синягиной – это не просто констатация фактов, а реальный многолетний анализ сложившейся ситуации, предложение конструктивных путей решения проблемы, разработка конкретных научно обоснованных алгоритмов и технологий.
Заложники пьяных отцов
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей, становятся последнее время обычными. Нынешняя реальность такова, что многие дети платят страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей в их семейной жизни, за устройство папиной или маминой личной жизни и др. Дети становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей, их насилуют родные отцы, деды, воспитатели детских домов и так далее.
Все это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, быть хорошими родителями.
В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. Откуда идут корни этого? Имеются данные, что жестокость может порождаться жестокостью, что наиболее жестокие дети чаще подвергались наказанию со стороны родителей, чем дети, не склонные к жестокости.
Наши многолетние наблюдения показали, что для многих современных родителей характерна эмоционально негативная оценка себя как родителя (отмечают 80% обследованных мам и 60% пап). Почти половина опрошенных пап считают себя не подготовленными к роли главы семьи и рады, что эту роль берут на себя жена или прародители ребенка. Лишь 32,8% пап ответили, что они являются “главой семьи”, “кормильцем”, “старшим наставником”.
В ответах на вопрос: “Что вы испытываете, попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка?”, 18% родителей ответили: “растерянность”, “страх”, “желание переложить ответственность на супруга, супругу”, а на просьбу описать себя как родителя более 65% пап и 43% мам ответили, что часто бывают грубыми, несдержанными и крикливыми.
Отверженные
Проблема семейного благополучия стоит достаточно остро. Так, 36% принявших участие в исследовании учащихся воспитываются в неполной семье, только 3,3% из них – по причине того, что один из родителей погиб, 5,1% – полностью доверили воспитание прародителям. Это не может не создать специфических проблем детского развития.
Тот факт, что родители либо доверили воспитание своих детей дедушкам и бабушкам, или просто устранились от участия в воспитании, привел к возникновению школьного невроза у 78,4% детей выделенной группы.
Анализ детско-родительских отношений в таких семьях позволяет отметить частоту межличностных конфликтов (отмечают 64,4% родителей и 76% учащихся), нежелание родителей встречаться с учителями по проблемам ребенка (“знаю, что сами виноваты” – 19% родителей, “стыдно за то, что не можем сами управляться с ребенком” – 32,4%, “не хочу испытывать неприятных чувств по вине ребенка” – 17,6%).
Свои эмоции такие родители часто выплескивают на детей, при этом в вину им вносятся как школьные проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, и это сказывается на его психологическом здоровье. Мы выделили среди анализируемой группы 24% детей с явно выраженным неврозом, порожденным не столько учебными неудачами, сколько завышенными требованиями родителей, 12% детей, страдающих энурезом, 3% – заиканием, а 11% – логоневрозом, у одного ребенка вследствие требований родителей более высоких учебных успехов развился мутизм (полное исчезновение речи).
С целью установления характера взаимоотношений родителей и младших школьников и раскрытия факторов, их обусловливающих, мы провели исследование (1995-1998 гг.) по тесту-опроснику, сочинение “Мой отчий дом”, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, наблюдение, в котором приняли участие более 1500 человек.
За основу анализа данных взяли шкалу “эмоциональное отвержение-принятие”.
Как оказалось, 28,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка, то есть у данных родителей преобладает отрицательное восприятие своего ребенка, они испытывают к нему злость, досаду, раздражение, обиду. И только 19% нравится ребенок таким, какой он есть, они уважают его индивидуальность, одобряют его интересы и планы.
Агрессивные
Жестокое отношение или пренебрежение родительскими обязанностями означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребенка наносится ущерб. Четкого, однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет. Это понятие чаще используют как юристы, медики, философы, социологи, так и психологи, и педагоги.
Если свести вместе все характеристики жестокости, данные вышеназванными специалистами, то жестокость предполагает нанесение одним человеком другому или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии… При этом проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.
В психологии более частое применение находят синонимы термина “жестокость” – агрессия и деспотизм. В русском языке есть и другие синонимы слову “жестокость”: немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.
Однако, на наш взгляд, определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления, как жестокость. Тем более что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые стороны жестокости.
Статфакты
Жестокость и насилие в современном обществе нарастают: до 40% тяжких преступлений совершается в семье, около 2 миллионов детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей, спасаясь от этого, более 50 тысяч детей убегают из дома. В 1996 г. в отношении малолетних было совершено более полутора тысяч преступлений на сексуальной почве, почти две тысячи детей покончили жизнь самоубийством (по данным МВД РФ). Видим, что жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере.
На территории России с 1991 по 1998 год только подростковая преступность возросла на 17%, число несовершеннолетних преступников возросло почти на 20%. Почти на 12% возросло число несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих родителей. Не заметить определенной зависимости здесь трудно: в 1996 году количество дел по лишению родительских прав в шесть раз превысило аналогичную цифру по итогам 1992 г.
Используемый же в психологической литературе термин “агрессия”, трактуется как
вид поведения, приносящий вред другому существу;
намерение с целью нанесения вреда;
демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.
Досье “УГ”
Наталья Юрьевна Синягина – доктор психологических наук, профессор АПКиПРО, академик Международной академии акмеологических наук, вице-президент ассоциации “За гуманное отношение к детям”. Проблему жестокости в детско-родительских отношениях исследует более 10 лет, имеет более 60 публикаций, в том числе в США, Канаде, Аргентине. В 1998 г. ее программа “Детство без слез” получила три премии памяти Матери Терезы Института “Открытое общество”.
Комментарии