“Я боюсь, всего боюсь”
Многие исследователи утверждают: жестокость может порождаться жестокостью. Так, установленным является тот факт, что наиболее жестокие дети чаще подвергаются наказанию, чем дети, не склонные к жестокости.
Статфакт
Опрос 226 подростков-правонарушителей, проведенный К. Келлером, показал, что две трети их подвергались наказанию в детстве с помощью ремня или проволоки, 22% были биты кулаками своих отцов, а 5% в ответ сами атаковали отцов с ножом или пистолетом, 12% били своих братьев и сестер палками, тяжелыми предметами или другим образом до крови, а 5% били своих матерей…
Вот несколько примеров из бесед с подростками:
“Отец часто бьет меня, при этом говорит, что его тоже в детстве сильно били, оттого он и вырос таким хорошим…” (Олег Т., 11 лет).
“Я боюсь, всего боюсь… мама меня ругает, часто бьет… Я боюсь, когда за мной заходят друзья, потому что они могут узнать это, боюсь, что папа ударит по спине, будет больно,.. боюсь тройку получить – опять крик, подзатыльники… Я не хочу так жить…” (Алена З., 13 лет).
Достаточно широк и спектр форм жестокости родителей по отношению к своим детям – от безответственного отношения к безопасности детей (приводящего к случайным травмам, потере физического здоровья и др.) до детоубийства.
Статфакт
300-400 новорожденных в год (1993) становятся жертвами родителей, 20% всех проявлений жестокости – пытка голодом, лишение еды и питья. Каждый десятый случай – запирание в чулан, темную комнату, 10% – прямое изгнание из дома и так далее.
Убийство невинных младенцев стало чуть ли не обычным делом. Молодые незамужние мамаши, одни – боясь людского суда за женскую слабость, другие – не желая брать на себя лишние заботы, душат своих младенцев подушкой, топят в ванной, выбрасывают живыми, завернув в тряпку, в мусорные контейнеры. Случается, что на убийство идут и замужние женщины, родившие нежеланного ребенка от законного супруга.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание. Среди причин применения именно этого вида насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и необходимость снять раздражение. Далее идут решение личных проблем – устранение, избиение детей как помеху в решении социально-бытовых собственных проблем (“не надо кормить, одевать”, “можно удачнее выйти вновь замуж” и т.д.).
Жительница одного из российских сел 25-летняя Н. была известна легким поведением и слабостью к спиртному. Однажды ночью она спящую четырехлетнюю дочь отнесла в баню, взяла топор и била им дочь по голове до тех пор, пока та не затихла. На допросе заявила, что дочь была помехой в ее отношениях с мужчинами… (Здесь и далее примеры взяты по публикациям центральных газет за 1995-1999 гг., материалам уголовных дел, собственных консультаций потерпевших).
В ночь с 7 на 8 ноября 1991 года жительница поселка Тимирязевский энского района П. пришла к участковому с заявлением о пропаже шестилетней дочери Иры. Сказала, что девочку увезли на машине какие-то мужчины. Через неделю милиция обнаружила расчлененный труп девочки в погребе, в нескольких метрах от дома. На вопрос, что хранится в леднике, мать ответила: “Мясо”. На предварительном следствии несколько раз меняла показания, одно из признаний было таким: “Я сделала это потому, что дочь напоминала всем о моих прошлых грехах (девочка была мулаткой. – Авт.) и мешала мне устроить личную жизнь…”
Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).
Эта линия жестокого отношения к детям вроде и не предполагает физического насилия. Происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям.
Мальчик оставил записку
Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин, судебно-психологические экспертизы суицидов позволяют сделать вывод, суицид может существовать как самостоятельная форма, так и может выделяться его разновидность – доведение до суицида.
Двенадцатилетний К. приехал в город Н. из Средней Азии, из-за переездов и разницы в программах отставал в новой школе по всем предметам. Родители сыну в учебе не помогали, но требовали хороших отметок. После каждого родительского собрания мальчика наказывали, устраивали экзекуцию. В тот роковой день мать, получив вызов в школу, отправила сына в ванную привести себя в порядок. Зайдя туда через несколько минут, она нашла сына висящим в петле. Мальчик оставил записку: “Я не хочу идти на собрание, меня опять будут ругать…”
Это наиболее часто встречающийся случай – ребенок настолько боится наказания или настолько устал от давления взрослых, криков и того же наказания, что принимает решение уйти из жизни.
Существенную роль здесь оказывает тип семьи. Так, исследователи суицидального поведения подростков А.Г.Амбрумова и Л.И.Постовалова выделяют следующие типы семей:
1. Интегрированные семьи, которые могут различаться по степени сплоченности, где каждый член семьи неотделим от семейной группы, и дезинтегрированные семьи, где члены семьи обособлены друг от друга. Семья может быть и суперинтегрированной, например, неполная семья: мать и ребенок. В высокоинтегрированных семьях ребенок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребенка невыносимой.
2. Гармоничные и дисгармоничные семьи.
Семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидоопасные ситуации.
3. Корпоративные и альтруистические семьи.
Общение в корпоративных семьях строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях по сравнению с альтруистическими наиболее возможен суицид подростка, особенно если он является помехой для остальных членов семьи.
В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных.
4. Открытые и закрытые семьи.
В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешним миром ограниченна, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
5. Гибкие и консервативные семьи.
Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще всего случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то внешних условий подросток оказался вовлеченным в конфликт, например, с учителем. Он ждет помощи от семьи, семья же помочь ему ничем не может, в ее практике не было таких случаев. И чаще всего под давлением школы она встает на поддержку учителя. И ребенок, оказавшись в состоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство.
6. Авторитарные и демократические семьи.
В авторитарных власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суицидам. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них гораздо реже можно встретить попытки суицида.
Наталья СИНЯГИНА,
доктор психологических наук
Комментарии