search
main
0

Заложники демографической ситуации. Судьба сельских школ зависит от того, сколько детей в них будут учиться завтра

Иволгинский район расположен недалеко от столицы Бурятии, поэтому основная часть населения работает в Улан-Удэ. Главная достопримечательность района – Иволгинский дацан, который является духовной столицей Буддийской традиционной сангхи России. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо – ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский университет, где ведется обучение хувараков-послушников. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Это центр буддизма России, поэтому побывать здесь стараются не только простые смертные, но и первые лица страны. После посещения Иволгинского дацана, который стараются показать каждому гостю, приезжающему в район, мы во главе с председателем республиканского комитета профсоюза Алексеем Монголоновым отправились в сельские школы.

С 4 ноября по указу президента республики был введен запрет на проведение массовых мероприятий в связи с угрозой распространения свиного гриппа, во многих учебных заведениях был объявлен карантин. Эти меры отразились и на ходе отчетно-выборной кампании в профсоюзе: районные конференции, намеченные на 5-10 ноября, пришлось перенести на более поздний срок, но в Иволгинском районе она прошла раньше, 28 октября.

Председателем районного комитета профсоюза была избрана Екатерина Тумуровна Нордопова. Она неосвобожденный профлидер: работает главным специалистом районного управления образования, где курирует вопросы комплексной безопасности учебных заведений, а также горячего питания и летнего отдыха.

Профсоюзная организация района объединяет 98 процентов от общего числа работников образования, то есть в профсоюзе почти все. По словам Екатерины Тумуровны, в ближайшие годы внимание профсоюза будет приковано к судьбе малокомплектных сельских школ: «Народный хурал принял республиканский закон о малокомплектных школах в 2008 году. Согласно закону 10 школ нашего района попадают под определение «малокомплектная». Определен норматив финансирования такой школы – 34 тысячи рублей на ученика. В обычной сельской школе он составляет 23 тысячи, в городской – 12 тысяч 600 рублей. По проекту реструктуризации образовательных учреждений те школы, где число учеников уменьшится, планируется сделать филиалами крупных школ, а где-то закрыть или реорганизовать из средней школы в основную или из основной в начальную. Но возить детей в крупные школы родители, как правило, не соглашаются».

Иволгинской средней общеобразовательной школе реструктуризация не грозит. Она самая крупная в районе и считается базовой: здесь учатся более девятисот ребят, а это одна треть всех детей школьного возраста. В республике растет рождаемость и миграция, поэтому по прогнозам через несколько лет в школе будут учиться свыше тысячи человек, и директор думает о пристройке.

Коллектив школы – 114 человек. По всем показателям, начиная с учебной работы, школа в районе лидирующая, каждый год выдает по несколько золотых и серебряных медалистов. Традиционно один класс в каждой параллели является национальным, где введена усиленная программа изучения бурятского языка.

Директор Андрей Николаевич Зарубин делает все возможное, чтобы привлечь в школу мужчин: «Коллектив у нас на 80% женский. Поэтому если к нам на работу приходит мужчина, мы стараемся его удержать, создавая благоприятные условия. Допустим, если трудовики у нас несколько лет назад находились в плачевном положении, были проблемы с подручными материалами, то сегодня они обеспечены учебным оборудованием и материалом, а также спецодеждой, если речь идет о сантехнике и электрике. Много вопросов у коллектива по новой системе оплаты труда, но молодой специалист, который только пришел работать, получает 10-15 тысяч рублей без учета стимулирующих выплат. При разумной бухгалтерии удалось поднять среднюю зарплату почти до 17 тысяч рублей. Наша школа – единственная, которая имеет самостоятельную бухгалтерию. При НСОТ это выгодно».

Все нововведения в школе обсуждаются с профсоюзной организацией, которая объединяет 99% работников. «Каких-то крупных разногласий в коллективе не бывает, – говорит председатель профкома Клавдия Эмдейн. – Все планы и проекты реализуются совместно с профсоюзной организацией, если что-то не исполняется, как было намечено, то администрация выходит к коллективу и объясняет, с чем это связано».

В школе очень сознательно относятся к расходованию профсоюзных средств. В последнее время, по признанию председателя первички, стараются тратить деньги не на общие застолья, как раньше, а на оказание материальной помощи сотрудникам.

Следующим пунктом в нашем маршруте стала Краснояровская основная школа, где учатся всего 45 детей. Красноярово – самое старое село района, и школа тоже первая в районе, ей уже исполнилось 123 года. Дальнейшая судьба маленькой школы, по словам директора, заслуженного учителя Республики Бурятия Полины Петренко, – больной вопрос для всего коллектива. Здесь считают, что малокомплектные школы нужно сохранять. До 1997 года Краснояровская школа была начальной, и многие жители села не получили основного образования. В то время были трудности с транспортом, и не все родители могли возить детей в Иволгинскую среднюю школу. Особенно это касалось неблагополучных семей. А родители в Красноярове в основном неработающие, они живут за счет своих подсобных хозяйств.

Поэтому в 1997 году было сделано все, в том числе и на уровне районной администрации, чтобы школа была реорганизована в основную: переделали здание, открыли несколько новых кабинетов, добавили учителей, которые с тех пор так и работают.

Теперь Краснояровскую основную школу могут реорганизовать в школу-сад. Если этот проект будет реализован, то школу удастся сохранить, а пока районное начальство считает, что 45 детей для школы маловато и ее содержание обходится слишком дорого.

Несмотря на то, что педагогический коллектив невелик, учителя по всем основным предметам есть. Все пятнадцать сотрудников, в том числе семь педагогов, – члены профсоюза. Благодаря энтузиазму председателя профкома Людмилы Забановой школа в 2005 году приняла участие в республиканском конкурсе первичных профсоюзных организаций и заняла третье место. Сама Людмила Сергеевна в 2007 году выступила на конкурсе «Профсоюзный лидер» и тоже стала «бронзовым» призером.

Работа профсоюзного лидера в маленьком коллективе мало отличается от работы в крупной школе: так же изучаются различные нормативные документы, правовая база, составляется коллективный договор. Но такой компактный коллектив удобнее собрать. Два года подряд Людмила Сергеевна вела районный профсоюзный кружок. Первое занятие называлось «Все о коллективном договоре» – после него все колдоговоры в районе стали составляться правильно, был кружок, посвященный сокращению штатов, поднимались темы по трудовым книжкам, по коммунальным услугам.

Если говорить о проблемах учителя малокомплектной школы, то это в первую очередь заработная плата, которая при нормативно-подушевом финансировании зависит от числа учеников. Краснояровцам удалось добиться того, чтобы при новой системе оплаты труда учитель получал, по крайней мере, не меньше, чем при ЕТС. Оставляют небольшую часть денег и на стимулирование, ее доля составляет 11,6 процента.

В школе шесть компьютеров, каждый учитель ведет предметный кружок. Два года назад коллектив выиграл грант в рамках проекта «Семья XXI века». На полученные средства – 20 тысяч рублей – закупили палатки, рюкзаки, спальники. Теперь дети во главе с преподавателем ходят в походы, однажды добрались даже до Байкала, прошагав в общей сложности около 60 километров.

Рядом со школой находится небольшой участок земли, где выращивают свеклу и морковь. Также у школы есть приусадебное хозяйство в два гектара, там дети вместе с учителями и родителями сажают картофель. Поэтому горячими обедами в школе кормят бесплатно.

Недавно Краснояровскую школу наградили мультимедийным проектором и двумя компьютерами за то, что она полностью соответствовала требованиям CанПиНа при приемке к новому учебному году. Мне удалось убедиться в том, что малокомплектная школа – это целый мир, где можно плодотворно работать и хорошо учиться. И стоит сто раз подумать, прежде чем его разрушать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте