Сейчас в мутном потоке рекламы все чаще и чаще звучат интригующие слова: «Учебники нового поколения!», «Учебники XXI века!», «Компьютерные учебники!!!» и т.д. Дорогой Учитель! Не верьте напыщенной рекламе. Верьте только доброму имени издателя, проработавшего на «рынке учебников» многие годы. Это залог того, что его книги, востребованные школой ранее, будут нужны и через десятилетия. Но что сегодня характеризует школьные учебники, издаваемые в «Дрофе»?
Пожалуй, главное, что они созданы в глубоко педагогически продуманном комплекте со всеми необходимыми ученику и учителю книжными пособиями. Причем комплекты эти непрерывно расширяются. Примером тому является превосходно изданный комплект «Биология» (авторы Сонин Н. И., Захаров В. Б., Плешаков А. А., Мамонтов С. Г., Сапин М. Р.). Шесть красочно оформленных лучшими московскими художниками учебников, созданных по талантливым макетам (Ежков В. Г.) с глубоко продуманным методическим аппаратом, являются подлинными образцами полиграфического искусства и полностью соответствуют санитарно-гигиеническим правилам издания учебной книги.
Как мы знаем, не за горами реформа системы оценивания. И издательство уже сейчас помогает учителю готовиться к ней. В 2005 году подобное пособие «Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку» издано для 5-го класса. В этой тетради также стоит градация 100-балльной системы. Только если в такой же мере по «Природоведению» были соотнесены с цифрами оценки «отлично» и «хорошо», а далее стояло и т.д., то здесь в предисловии авторы уточняют это «и т.д.»: «3» («удовлетворительно») «будет стоить» 60-40 баллов; «2» («неудовлетворительно») 40-20 баллов, а результат «1» «крайне отрицательно» менее 20 баллов. Убежден, что подготовка учителя к этим новшествам действительно важна.
Педагогическому миру еще предстоит серьезно работать над проблемами обеспечения общеобразовательной школы учебной литературой профильных направлений. Очень хочется, чтобы эта принципиальная для всей системы образования реформа удалась.
Издательство делает еще один, очень важный, шаг на пути совершенствования школьного учебника – превращения школьной учебной книги и всего учебно-методического комплекта в инструмент глубокого нравственного, духовного воспитания личности учащегося.
Выдвигая на первый план в работе школы задачу передачи учащимся знаний, умений и навыков, мы на протяжении многих десятилетий вольно или невольно уходили от духовного, нравственного воспитания подрастающих поколений. Школа, увы, подменила эту сложную кропотливую работу октябрятскими звездочками, звонкими пионерскими речевками, комсомольскими лозунгами и прочей трескотней о создании нового коммунистического человека.
Мы забыли мудрые заветы классика отечественной педагогики К.Д. Ушинского о том, что «…нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития… что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»
Изменение подходов к созданию УМК в издательстве «Дрофа» вселяет уверенность в том, что мы находимся на правильном пути.
Свидетельство тому интереснейший комплект книг «В мире литературы» 5-11 класс (под редакцией А.Г. Кутузова), который по праву признан одним из ведущих книжных комплектов современного школьного литературного образования страны. Можно ответственно утверждать, что вся отечественная и мировая литература поданы в этих книгах как отражение неспокойной, во многом мятущейся, беспредельно противоречивой Души Человечества, устремленной к высшим идеалам.
И хотя в методическом пособии «Как войти в мир литературы» 5 класс авторы, следуя, видимо, за стандартным текстом утвержденной программы, утверждают, что под литературным образованием они понимают «освоение предмета, как искусства слова» («слово» с маленькой буквы), – весь пафос учебных книг, созданных талантливым коллективом, утверждает, что подлинная литература – это то Слово, которое было Вначале и которое ведет нас по Крутой Лестнице на ее высшую 30-ю ступень духовного восхождения человека, где «пребывают… все связующие и содержащие: вера, надежда и любовь…» (Иоанн Лествичник)
Я искренне порадовался тому, что в учебнике дан глубокий разбор самой, на мой взгляд, знаковой в творчестве Маяковского поэмы «Облако в штанах». Поэмы, которая как «растоптанная душа поэта», его «окровавленное знамя» призывала к подлинной реабилитации человека, рожденного для Свободы!
Однако самым знаковым явлением в комплекте «В мире литературы» стало последовательное включение в ее программу, учебники и другие составляющие книжного комплекта раздела «Духовная литература». Последовательно (а это очень важно) от учебника к учебнику авторы знакомят школьников с важнейшими произведениями православной версии Священного Писания.
Хотя, конечно, в России более 20 миллионов мусульман, которые «молятся на восток», «внемлют громким стихам Корана», немало их детей учатся в русских школах. Наверное, есть смысл подумать о том, как через «Мир литературы» донести до современного школьника светлые идеи иных верований.
И еще. Нравственное начало присутствует в каждом учебном предмете. И нужно стремиться к тому, чтобы, например, в учебниках по биологии появились задания, которые призывали бы детей полюбоваться окружающей нас природой, глубиной первозданной красоты леса, бездонного неба, прислушаться в тишине к ароматам леса, почувствовать очарование от дроби дятла и трелей соловья, пряного запаха скошенной травы на лугу. А без этого глухим останется наше сердце и не дрогнет рука, безжалостно ломая ветку черемухи в городском саду.
Найти духовно-нравственную составляющую подлинного образования, вычленить, помочь ощутить ее каждому ученику – дело непростое. Но я глубоко убежден, что издательство «Дрофа» стоит в этом направлении на правильном пути.
Дмитрий ЗУЕВ, профессор, академик РАО, заслуженный работник культуры РСФСР, главный редактор «Антологии Гуманной Педагогики»
Комментарии