search
main
0

Зал замер в ожидании…

Все люди разные, но, когда у тебя что-то получается, счастливы все

Три года назад я решила открыть цирковую студию (Студия нового цирка), чтобы поделиться с детьми тем опытом, который мне удалось накопить.

Основное направление – жонглирование и езда на моноцикле. А на самом деле наша студия – это площадка для воплощения любых творческих идей.

Мы всегда готовы к обмену опытом и совместным проектам с другими объединениями. Это открывает большие перспективы для развития, учит детей быть ответственными и сконцентрированными. А самое главное – рождает новые идеи, заставляет думать и жить чуть активнее обычного.

Рассмотрим ситуацию: человеку 8 лет, он научился жонглировать тремя мячами и ездить по кругу на одноколесном велосипеде. Это статус. Это человек умеющий. Человек доволен. И вдруг в процессе какого-либо совместного мероприятия или проекта с другим объединением дворца он внезапно меняет статус: становится учителем, наставником, тренером. Его задача – научить ребят, например, из художественной студии подкидывать мячи и забираться на этот на первый взгляд пугающий, но в то же время такой манящий своей необычностью аппарат под названием «моноцикл». Я контролирую, старшие ученики поддерживают, но, по сути, этот совсем юный человек делится своим собственным опытом и знаниями, возможно, впервые в жизни. Ребенок чувствует свою важность и уже совсем иначе относится к тренировкам.

Некоторые же в силу темперамента, характера, степени погруженности в свои внутренние процессы занимаются в большей степени индивидуальной работой и откладывают подобный преподавательский опыт на потом.

Еще один пример. Самая длительная, эмоционально насыщенная и продуктивная коллаборация у нас случилась с барабанщиками (Музыкально-театральная школа барабанщиков). Все стало понятно после первой встречи. Барабанщики смотрели на цирковых с неподдельным удивлением (округленные глаза и аккуратные улыбки выдавали их), в то время как на лицах цирковых был самый что ни на есть настоящий восторг. А что самое главное? Правильно. Интерес. Интерес – это то, что движет людьми. И совсем не важно, сколько им лет.

Мы решили сделать совместный номер к Новому году, встречались в нашем огромном спортивном зале. Несколько первых общих занятий мы знакомились, привыкали друг к другу. Барабанщики занимались цирком, а цирковые так и норовили постучать в барабан или позвенеть перкуссией. Научиться жонглировать в ритм оказалось задачей непростой, но все очень старались. Преподаватель Музыкально-театральной школы барабанщиков давал ритмические, а также были театральные и цирковые тренинги на взаимодействие, сближение. Так мы стали одной большой командой.

Эта взаимная работа сильно изменила мышление ребят и направление нашей студии. Стало гораздо меньше рамок, и дети начали мыслить шире. Теперь практически каждый из них хочет добавить музыкальности занятиям, выступлениям. Некоторые ребята ходят в музыкальную школу. На прошлой неделе одна из учениц принесла на занятие флейту, я замерла в ожидании… Она села на моноцикл и начала играть. Она ездила целый урок и играла, радости было много. У всех нас.

Фотографы и видеографы тоже не остались в стороне. Конечно, когда во дворце такое веселье, как тут пройти мимо! Ученики из объединения «Визуальные технологии: фото и видео» тоже стали участниками наших занятий. А одна из них даже сняла про нас короткометражный фильм!

Все эти примеры указывают лишь на то, что обмен опытом и взаимодействие приносят много вдохновения, расширяют наше сознание и зачастую приводят к хорошим результатам.

Теперь, когда вы немного ознакомились с нашей историей, самое время перейти к теме данной статьи. Итак, вопрос номер один: почему дополнительное образование продуктивнее обязательного?

Звучит категорично. Но, чтобы сбавить спесь и исключить разжигание педагогического конфликта, я немного изменю форму вопроса: почему дополнительное образование в некоторых случаях может быть продуктивнее обязательного? Ответ очень прост: потому что все люди разные.

Когда ребенка приводят во Дворец творчества, ему наверняка задают вопрос: «Чем бы ты хотел заниматься?» Олег выберет бокс, Катя – рисование, а Миша решит пойти на хор. Момент выбора очень важен. Это момент принятия решения, проявления собственной воли, и мы несколько раз в месяц говорим с ребятами на эту тему. Я рассказываю о том, что если вам не нравится цирк, то совсем не обязательно им заниматься. Всегда задаю вопрос, хотят ли они приходить или это желание родителей. Были случаи, когда кто-то честно говорил, что ему не очень интересно, и тогда мы вместе пытались понять, чем ему или ей было бы лучше заняться, что попробовать.

В то же время, когда ребенок подходит с грустными глазами и говорит, что у него ничего не получается и, наверное, ему не стоит продолжать, несмотря на то что ему здесь интересно, мы говорим про различие исходных данных у каждого из нас. Всегда рассказываю историю про то, что мне удалось проехать на моноцикле первые 5 метров спустя месяц интенсивных тренировок, тогда как многим это дается в первый же день. Мы вместе думаем, как можно изменить тактику, что сделать, чтобы получилось.

Часто работает принцип «терпения и неопущенных рук». Без этого в цирке никак.

Дополнительное образование – это подарок. В первую очередь это подарок детям. В самом раннем возрасте они могут попробовать безграничное множество активностей, одна из которых впоследствии может стать и их профессией. Попробовав одно, второе, третье, они находят то, что им действительно нравится, то, что им интересно. А интерес, повторюсь, – это именно то, что движет людьми.

Пожалуйста, давайте детям право выбирать самим. Если они сейчас научатся принимать решение самостоятельно и будут стремиться к тому, что им нравится, их жизнь будет интересной. Таким образом вы даете им право быть счастливыми!

Анна ДУДКИНА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи на Миусах

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте