search
main
0

Зал ожидания

Субъективные заметки о белорусском учительстве

..Когда дочь моих знакомых собралась поступать в педуниверситет, отец – инженер встал насмерть: ╚Во-первых, я не намерен кормить тебя до пенсии. Во-вторых, хочу, чтобы у твоих детей, моих внуков, был нормальный дом. С обедами, выходными и праздниками╩.

Мать-учительница промолчала. Потому что и во-первых, и во-вторых, и в-десятых муж был прав. Против очевидного не возразишь: профессия учителя сегодня – одна из самых обесцененных в белорусском обществе.

Которое, пожалуй, не осознает, чем ему это грозит.

В системе образования Беларуси заняты 217 тысяч человек. Из них 80,4% – специалисты с высшим образованием. На 1 сентября 1999 года из-за нехватки учительских кадров в школах работали более 1 тысячи студентов и 6 тысяч пенсионеров. С 1996 года постоянно (на 1,4%) уменьшается удельный вес педагогов самого работоспособного возраста – со стажем работы до 10 лет. Согласно опросам, десятая часть учителей твердо намерена покинуть школу при малейшей возможности.

…Недавно, блуждая по телеканалам, наткнулась на белорусский аналог клуба путешественников. Рассказывалось в нем об Аргентине. Вначале камера долго показывала ее предгорные равнины, затем скользнула на шумные улицы столицы, где и задержалась в одном из уличных кафе. Столики которого лихо обслуживала особа явно славянской национальности.

Как выяснилось, учительница одной из минских школ. С мужем, тоже педагогом, они приехали в Аргентину с намерением подзаработать по специальности. Но что-то не сложилось, и пришлось идти работать в кафе. Однако несчастной экс-минчанка не выглядела: заработка на жизнь хватает, люди здесь открытые и жизнерадостные. А в ответ на вопрос, собирается ли педагогическая чета вернуться на историческую родину, бывшая учительница дипломатично улыбнулась…

Увиденный сюжет подтолкнул к грустным размышлениям. О том, что мы, убаюканные мифом о внешнем благополучии школы, не заметили, как она превратилась в своеобразный зал ожидания. Где учитель действительно не бастует, не голодает, исправно (за некоторым исключением) получает зарплату. И тем не менее сидит на чемоданах, мысленно простившись со школой и дожидаясь проходящего поезда.

Не всегда, кстати, дальнего. Как-то я поинтересовалась в садике ╚под боком╩, куда за последнее время ушли воспитательницы. Единицы – на рынок торговать мылом, бананами. Чуть больше – гувернантками или, если хотите, нянечками в семьи с достатком. Еще несколько – в фирму по производству мягких игрушек.

Опять же кстати. Найти работу педагогу вопреки сложившимся стереотипам о наивной ╚Марь-ванне╩ не так уж и сложно. Педагогическое образование у нас не самое плохое в мире. Прибавьте к этому жесточайшую исполнительскую дисциплину в школе. Изобретательность и творчество, порожденное вечной нехваткой дидактических, наглядных и прочих материалов. Сложите все – и у вас получится почти идеальный работник.

…Мне почему-то кажется, что хозяин аргентинского кафе доволен ╚заморской╩ служащей. Исполнительной, аккуратной и не подгоняющей задержавшегося над трапезой последнего посетителя. Который, вполне возможно, просто напоминает ей медлительного ученика, дописывающего контрольную.

Жизненный уровень учителя по сравнению с 1993 годом снизился в три раза. Разрыв между уровнем оплаты труда в промышленности и образовании в сентябре 99-го достиг рекордной отметки в 49,6%. За официально установленной чертой бедности остаются молодые специалисты, работники детских дошкольных учреждений. В результате при постоянно выполняемых планах подготовки кадров в детских садах республики ежегодно пустует до 700 вакансий. Около 30% выпускников педвузов не доезжают до школы. Еще больше правдами и неправдами покидают село в первый год работы.

…По осени по белорусским школам гастролировал залетный ╚режиссер╩. Испарявшийся после якобы пробных съемок вместе с золотыми украшениями учениц… Мошенник пунктуально ╚прочесал╩ все областные центры, а в Минске, если память не изменяет, побывал в нескольких школах.

╚Неужели вы не читали о ╚режиссере╩ в газетах? – допытывалась я у директора одной из них. – ╚Комсомолка╩ писала, республиканская пресса предупреждала…╩ Ответом мне было сконфуженное молчание.

Создатели рекламного ролика всемогущего ╚Ариэля╩, спасающего кофточку скромной учительницы, пошли на поводу у статданных. И, в общем-то, не ошиблись. Хотя уж если совсем ╚в лоб╩ бить… Я, например, недавно за шесть пуговиц к куртке выложила ровно аванс нашей замечательной нянечки. Которая на вопрос по поводу ее нездорового вида со вздохом ответила: ╚У меня пропал вкус к жизни╩.

Жить на такие авансы и зарплаты нельзя. Учителя и не живут. Напрямую за устройство ребенка в хорошую школу или гимназию, например, денег с вас не затребуют. Но при собеседовании намекнут, что с ребенком надо позаниматься. Хорошо бы с учителем-репетитором из их же коллектива. Тогда будет гарантия…

И я педагогов не осуждаю. Человеку ведь надо есть, пить, одеваться. Воспитывать собственных детей наконец. Но в погоне за лишней копейкой, простите, не до чтения ╚Комсомолки╩. Или чего повозвышенней.

Мы тоскуем по учителю-интеллигенту, бессребренику, подвижнику. Так наши данные, простите, не совсем точны. До революции, например, в Минске школьный учитель мог позволить себе снимать пятикомнатную квартиру, содержать семью из 4 человек и ╚обслуживающий персонал╩.

Ну да Бог с ней, революцией. В так пока и не открывшемся музее истории образования Беларуси лежат читательские дневники обычного учителя математики из Несвижа. Рано, к сожалению, ушедшего из жизни. Когда я их просто перелистала, то была потрясена тем, что читал и как думал этот человек. И позавидовала его ученикам, для которых он наверняка был авторитетом не только в математике. Но этот авторитет, надо сказать, даже в советское время поддерживался государством на достаточном уровне. Когда учитель хоть и не барствовал, но мог купить книгу, съездить в отпуск, выписать газету.

В 1999 году на финансирование образования выделено около 6% бюджета. Это в 1,3 раза меньше, чем, например, на правоохранительную деятельность. Между тем почти половине школ требуется комплексный капитальный ремонт. Более 60% учебного оборудования и средств обучения требуют списания.

…Не так давно довелось писать репортаж из одной минской гимназии. Поговорив о высоком – лучших выпускниках, планах на будущее, мы с директором, естественно, не могли не спуститься ╚на землю╩. И обсудить материальное обеспечение гимназии. Которое, спасибо родителям, в немалой степени зиждется на их спонсорской помощи. Для кого секрет, что без нее школе не поддержать свои стены в надлежащем состоянии? Потому что на тот же ремонт выделяется от силы пять банок краски в год.

Этот ╚штришок╩ я в сугубо положительном репортаже оставила. В чем до сих пор раскаиваюсь. Ибо меньше чем через месяц (пунктуальность!) пришел сердитый ответ из столичного гуно. С перечнем того, чего и сколько выделено гимназии за ╚энный╩ период из мебели и оборудования. Словом, как директор посмела говорить о пяти банках краски?!

Что моей ╚героине╩ влетело по первое число, я не сомневалась. Хотя она деликатно отмалчивалась. Но как мой журналистский опыт не подсказал убрать это маленькое ╚пятнышко╩ с положительного в целом портрета? Хотя, каюсь, не думала, что доживу до времен, когда созданная при горисполкоме пресс-служба будет нервно реагировать даже на образные сравнения.

Мы, конечно, любим школу и учителя, но, как сказал бы классик, ╚странною любовью╩. Требуя от нее по максимуму, сами даем ей по минимуму. Клянясь в любви и поддержке по праздникам, деспотично не уважаем по будням. Как грозный муж, государство любит показать на людях свои хорошие манеры. Втайне поколачивая свою ╚половину╩ за малейшее неповиновение.

А чем иным, например, объяснить почин, о котором рассказал на III съезде отраслевого профсоюза работников образования и науки председатель Брестского обкома? На Брестчине до каждого учебного заведения доведен план заготовки сена. В основном на неудобицах… Сам план, как приказ, обсуждению не подлежит. Но предусматривает варианты: если какой пенсионерке или молоденькой воспитательнице слабо обкосить овраги и болотные кочки, они могут заменить сено… денежным эквивалентом. Из собственных, разумеется, средств. Каких – читайте выше.

…Самое время паковать чемоданы?

Светлана БАЛЫШЕВА

Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте