Цель урока: формирование на межпредметном уровне системы знаний о веществах, используемых при выполнении художественных работ.
Задачи урока формирование знаний о культурно-историческом наследии Италии; развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, в сравнении, переносе и применении знаний и умений в новых ситуациях; формирование умения разрабатывать тематические композиции; создание мотивации к изучению предмета при обращении к жизненному опыту учащихся, раскрытии практического значения изучаемого материала; развитие образного мышления и творческой интуиции; формирование уважительного отношения к труду, к профессии.Оборудование: DVD-диск «Венеция», репродукции картин художников XVIII-XIX вв. с видами Венеции, фотографии современной Венеции, карнавальные маски, манекены с шарфами, гондола, бумажная голубка, конфетти, бенгальские огни, образцы гипса, красок, лаков, нитей искусственного шелка. Графопроектор.Данный материал могут использовать при подготовке к урокам преподаватели учебных заведений с художественным направлением.Ход занятияI. Путешествие начинаетсяУчителя: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный город Италии – Венецию и побываем с вами на карнавале.Демонстрация фильма «Венеция».Рассказ на фоне итальянской музыки: Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской комедии дель арте выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца, врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.Герои итальянской комедии дель арте стали главными действующими лицами венецианского карнавала в XVIII веке: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала. Тогда же возникла и сегодня сохранившаяся традиция открывать карнавал, запуская с колокольни Сан-Марко привязанную к тонкой нити бумажную голубку – Коломбину, которая взрывается в полете, осыпая всех собравшихся на площади дождем из конфетти. В аудитории рассыпается конфетти. Демонстрируются маски: проходят 3-4 человека в карнавальных масках и накидках.Учителя: Но прежде чем попасть на карнавал, придется изрядно потрудиться. Процесс изготовления карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма (матрица), смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… Наши учащиеся изготовили маски без использования матричной формы по следующей технологии:1. Разработка эскиза.2. Лепка формы для изготовления маски из скульптурного пластилина.3. Смазывание формы вазелином (маслом).4. Выполнение маски в технике папье-маше.5. Подготовка поверхности готовой маски к росписи (шлифовка, грунтовка).6. Роспись маски.7. Покрытие маски лаком.Учителя: Давайте посмотрим на материалы масок глазами химиков.Гипс. (Формулы, уравнение и названия демонстрируются через графопроектор.) Матрица для изготовления масок выполняется из гипса. Гипс получают из природного минерала – гипсового камня CaSO4*2H2O или из минерала ангидрита CaSO4, а также из отходов некоторых отраслей химической индустрии. Природный гипс содержит примеси глины, песка, известняка, колчедана. Гипсовый камень при нагревании примерно до 140 °C теряет часть воды и переходит в алебастр (полуводный гипс CaSO4*0,5H2O) в соответствии с уравнением:CaSO4*2H2O = CaSO4*0,5H2O + 1,5H2O.При замешивании с водой измельченного полуводного гипса CaSO4*0,5H2O происходит ее поглощение до состояния дигидрата CaSO4*2H2O, и масса превращается в твердое тело. Отвердевание замешанного с водой гипса сопровождается небольшим увеличением объема. Это позволяет проводить тонкое воспроизведение всех деталей лепной формы, что широко используют скульпторы и архитекторы. Для придания скульптурному изделию вида «слоновой кости» слепок пропитывают раствором парафина или стеарина в бензине. Воскообразное вещество, остающееся после испарения летучих углеводородов, заполняет поры и предохраняет гипс от атмосферных воздействий.Гипсовые изделия характеризуются сравнительно небольшой плотностью, несгораемостью и относительно невысокой теплопроводностью. Гипс является воздушно-вяжущим материалом, поэтому изделия из него не рекомендуется применять в помещении с повышенной влажностью.Пластилин представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую можно многократно использовать не размачивая. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска (натурального или минерального – озокерита), сала и других веществ, препятствующих высыханию. Служит для работы над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей. Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент. Интеллектуальная разминка1. Какими свойствами обладают гипсовые изделия? (Небольшая плотность, несгораемость, невысокая теплопроводность.)2. Почему на улицах не встречаются гипсовые скульптуры? (Гипс впитывает воду, что приводит к разрушению его структуры.)Здесь и далее ответивший правильно на вопрос разминки ученик получает жетон.Краски. Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники 20000 лет назад, не краски, а всего лишь пигменты. Любая художественная краска представляет собой комплекс.Состав красок1. Связующее вещество (растительные масла, алкидные, эпоксидные, карбамидо- и метила-миноформальдегидные, перхлорвениловые и другие смолы, клеи и др.).2. Пигменты (неорганические и органические) – нерастворимые в воде и растворителях красящие вещества.3. Наполнители – нерастворимые в растворителях, пленкообразователях, не обладающие красящей способностью; используются для придания требуемого комплекса свойств (повышенная прочность, огнестойкость, кислотостойкость и др.) и экономии пигментов.4. Растворители и разбавители (органические летучие жидкости) – для регулирования вязкости лакокрасочного материала.5. Сиккативы (соединения свинца, марганца, кобальта, железа с органическими кислотами) растворимы в растворителях; применяют для ускорения высыхания лакокрасочного покрытия.6. Ускоритель – химическое соединение, вводимое для повышения скорости отверждения синтетических лаков и красок.7. Отвердитель – химическое соединение, вводимое для получения неплавкого нерастворимого продукта; используется для полимеризации лаков, эмалей, клеев, приготовленных на синтетических смолах.8. Пластификаторы (глицерин, дибутилфталат, трикрезилфосфат, сорбит и др.) придают пленкам эластичность и мягкость.По своему происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные пигменты делят на две основные группы: минеральные и органические. В художественно-оформительских работах преимущественное применение получили минеральные пигменты. Эти вещества характеризуются рядом важных свойств: они нерастворимы в воде, масле, спирте и растертые с каким-либо связующим веществом окрашивают только поверхность материала. Классификация минеральных красителей представлена в таблице (демонстрируется на графопроекторе).На уроках химии нередко рассматривают вещества, которые используют в качестве пигментов красок. Например, оксид хрома (III) – основа для многих художественных красок.Опыт «Разложение дихромата аммония».В современной живописи часто используют бландридж – белую краску, ее пигмент – сульфат бария. Начиная с XVIII века усилиями химиков и промышленников было создано много новых великолепных пигментов. Одной из первых в этом ряду была берлинская лазурь (Дисбах, 1704).Опыт «Получение берлинской лазури».Интеллектуальная разминка1. На баночке с гуашью написано: «зелень травяная». Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски? (Соединением хрома.)2. Назовите 2-3 природных пигмента. (Индиго, марена, шафран, кошениль.)3. Какие пигменты и почему применяют при выполнении наружных художественно-оформительских работ? (Минеральные, так как они обладают большой стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздействиям.)Лак. Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч». Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Интеллектуальная разминкаМожно ли состав лака выразить химической формулой? Если можно, напишите, если нет, объясните, почему. (Нет, так как лак – это смесь различных смол.)Музыкальная пауза. Демонстрация панно.II. Учителя: Мы продолжаем наше путешествие и сейчас поговорим о разноцветье венецианского шелка. Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Подведение итогов урока Итоги интеллектуальных разминок. Рефлексивный тест. Вручение памятных сувениров. Прим. ред. Полностью сценарий и приложения к нему, а также иллюстрации публикуются на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Неорганические элементы:Задачи урока формирование знаний о культурно-историческом наследии Италии; развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, в сравнении, переносе и применении знаний и умений в новых ситуациях; формирование умения разрабатывать тематические композиции; создание мотивации к изучению предмета при обращении к жизненному опыту учащихся, раскрытии практического значения изучаемого материала; развитие образного мышления и творческой интуиции; формирование уважительного отношения к труду, к профессии.Оборудование: DVD-диск «Венеция», репродукции картин художников XVIII-XIX вв. с видами Венеции, фотографии современной Венеции, карнавальные маски, манекены с шарфами, гондола, бумажная голубка, конфетти, бенгальские огни, образцы гипса, красок, лаков, нитей искусственного шелка. Графопроектор.Данный материал могут использовать при подготовке к урокам преподаватели учебных заведений с художественным направлением.Ход занятияI. Путешествие начинаетсяУчителя: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный город Италии – Венецию и побываем с вами на карнавале.Демонстрация фильма «Венеция».Рассказ на фоне итальянской музыки: Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской комедии дель арте выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца, врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.Герои итальянской комедии дель арте стали главными действующими лицами венецианского карнавала в XVIII веке: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала. Тогда же возникла и сегодня сохранившаяся традиция открывать карнавал, запуская с колокольни Сан-Марко привязанную к тонкой нити бумажную голубку – Коломбину, которая взрывается в полете, осыпая всех собравшихся на площади дождем из конфетти. В аудитории рассыпается конфетти. Демонстрируются маски: проходят 3-4 человека в карнавальных масках и накидках.Учителя: Но прежде чем попасть на карнавал, придется изрядно потрудиться. Процесс изготовления карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма (матрица), смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… Наши учащиеся изготовили маски без использования матричной формы по следующей технологии:1. Разработка эскиза.2. Лепка формы для изготовления маски из скульптурного пластилина.3. Смазывание формы вазелином (маслом).4. Выполнение маски в технике папье-маше.5. Подготовка поверхности готовой маски к росписи (шлифовка, грунтовка).6. Роспись маски.7. Покрытие маски лаком.Учителя: Давайте посмотрим на материалы масок глазами химиков.Гипс. (Формулы, уравнение и названия демонстрируются через графопроектор.) Матрица для изготовления масок выполняется из гипса. Гипс получают из природного минерала – гипсового камня CaSO4*2H2O или из минерала ангидрита CaSO4, а также из отходов некоторых отраслей химической индустрии. Природный гипс содержит примеси глины, песка, известняка, колчедана. Гипсовый камень при нагревании примерно до 140 °C теряет часть воды и переходит в алебастр (полуводный гипс CaSO4*0,5H2O) в соответствии с уравнением:CaSO4*2H2O = CaSO4*0,5H2O + 1,5H2O.При замешивании с водой измельченного полуводного гипса CaSO4*0,5H2O происходит ее поглощение до состояния дигидрата CaSO4*2H2O, и масса превращается в твердое тело. Отвердевание замешанного с водой гипса сопровождается небольшим увеличением объема. Это позволяет проводить тонкое воспроизведение всех деталей лепной формы, что широко используют скульпторы и архитекторы. Для придания скульптурному изделию вида «слоновой кости» слепок пропитывают раствором парафина или стеарина в бензине. Воскообразное вещество, остающееся после испарения летучих углеводородов, заполняет поры и предохраняет гипс от атмосферных воздействий.Гипсовые изделия характеризуются сравнительно небольшой плотностью, несгораемостью и относительно невысокой теплопроводностью. Гипс является воздушно-вяжущим материалом, поэтому изделия из него не рекомендуется применять в помещении с повышенной влажностью.Пластилин представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую можно многократно использовать не размачивая. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска (натурального или минерального – озокерита), сала и других веществ, препятствующих высыханию. Служит для работы над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей. Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент. Интеллектуальная разминка1. Какими свойствами обладают гипсовые изделия? (Небольшая плотность, несгораемость, невысокая теплопроводность.)2. Почему на улицах не встречаются гипсовые скульптуры? (Гипс впитывает воду, что приводит к разрушению его структуры.)Здесь и далее ответивший правильно на вопрос разминки ученик получает жетон.Краски. Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники 20000 лет назад, не краски, а всего лишь пигменты. Любая художественная краска представляет собой комплекс.Состав красок1. Связующее вещество (растительные масла, алкидные, эпоксидные, карбамидо- и метила-миноформальдегидные, перхлорвениловые и другие смолы, клеи и др.).2. Пигменты (неорганические и органические) – нерастворимые в воде и растворителях красящие вещества.3. Наполнители – нерастворимые в растворителях, пленкообразователях, не обладающие красящей способностью; используются для придания требуемого комплекса свойств (повышенная прочность, огнестойкость, кислотостойкость и др.) и экономии пигментов.4. Растворители и разбавители (органические летучие жидкости) – для регулирования вязкости лакокрасочного материала.5. Сиккативы (соединения свинца, марганца, кобальта, железа с органическими кислотами) растворимы в растворителях; применяют для ускорения высыхания лакокрасочного покрытия.6. Ускоритель – химическое соединение, вводимое для повышения скорости отверждения синтетических лаков и красок.7. Отвердитель – химическое соединение, вводимое для получения неплавкого нерастворимого продукта; используется для полимеризации лаков, эмалей, клеев, приготовленных на синтетических смолах.8. Пластификаторы (глицерин, дибутилфталат, трикрезилфосфат, сорбит и др.) придают пленкам эластичность и мягкость.По своему происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные пигменты делят на две основные группы: минеральные и органические. В художественно-оформительских работах преимущественное применение получили минеральные пигменты. Эти вещества характеризуются рядом важных свойств: они нерастворимы в воде, масле, спирте и растертые с каким-либо связующим веществом окрашивают только поверхность материала. Классификация минеральных красителей представлена в таблице (демонстрируется на графопроекторе).На уроках химии нередко рассматривают вещества, которые используют в качестве пигментов красок. Например, оксид хрома (III) – основа для многих художественных красок.Опыт «Разложение дихромата аммония».В современной живописи часто используют бландридж – белую краску, ее пигмент – сульфат бария. Начиная с XVIII века усилиями химиков и промышленников было создано много новых великолепных пигментов. Одной из первых в этом ряду была берлинская лазурь (Дисбах, 1704).Опыт «Получение берлинской лазури».Интеллектуальная разминка1. На баночке с гуашью написано: «зелень травяная». Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски? (Соединением хрома.)2. Назовите 2-3 природных пигмента. (Индиго, марена, шафран, кошениль.)3. Какие пигменты и почему применяют при выполнении наружных художественно-оформительских работ? (Минеральные, так как они обладают большой стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздействиям.)Лак. Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч». Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Интеллектуальная разминкаМожно ли состав лака выразить химической формулой? Если можно, напишите, если нет, объясните, почему. (Нет, так как лак – это смесь различных смол.)Музыкальная пауза. Демонстрация панно.II. Учителя: Мы продолжаем наше путешествие и сейчас поговорим о разноцветье венецианского шелка. Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Подведение итогов урока Итоги интеллектуальных разминок. Рефлексивный тест. Вручение памятных сувениров. Прим. ред. Полностью сценарий и приложения к нему, а также иллюстрации публикуются на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Неорганические элементы:Задачи урока формирование знаний о культурно-историческом наследии Италии; развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, в сравнении, переносе и применении знаний и умений в новых ситуациях; формирование умения разрабатывать тематические композиции; создание мотивации к изучению предмета при обращении к жизненному опыту учащихся, раскрытии практического значения изучаемого материала; развитие образного мышления и творческой интуиции; формирование уважительного отношения к труду, к профессии.Оборудование: DVD-диск «Венеция», репродукции картин художников XVIII-XIX вв. с видами Венеции, фотографии современной Венеции, карнавальные маски, манекены с шарфами, гондола, бумажная голубка, конфетти, бенгальские огни, образцы гипса, красок, лаков, нитей искусственного шелка. Графопроектор.Данный материал могут использовать при подготовке к урокам преподаватели учебных заведений с художественным направлением.Ход занятияI. Путешествие начинаетсяУчителя: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный город Италии – Венецию и побываем с вами на карнавале.Демонстрация фильма «Венеция».Рассказ на фоне итальянской музыки: Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской комедии дель арте выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца, врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.Герои итальянской комедии дель арте стали главными действующими лицами венецианского карнавала в XVIII веке: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала. Тогда же возникла и сегодня сохранившаяся традиция открывать карнавал, запуская с колокольни Сан-Марко привязанную к тонкой нити бумажную голубку – Коломбину, которая взрывается в полете, осыпая всех собравшихся на площади дождем из конфетти. В аудитории рассыпается конфетти. Демонстрируются маски: проходят 3-4 человека в карнавальных масках и накидках.Учителя: Но прежде чем попасть на карнавал, придется изрядно потрудиться. Процесс изготовления карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма (матрица), смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… Наши учащиеся изготовили маски без использования матричной формы по следующей технологии:1. Разработка эскиза.2. Лепка формы для изготовления маски из скульптурного пластилина.3. Смазывание формы вазелином (маслом).4. Выполнение маски в технике папье-маше.5. Подготовка поверхности готовой маски к росписи (шлифовка, грунтовка).6. Роспись маски.7. Покрытие маски лаком.Учителя: Давайте посмотрим на материалы масок глазами химиков.Гипс. (Формулы, уравнение и названия демонстрируются через графопроектор.) Матрица для изготовления масок выполняется из гипса. Гипс получают из природного минерала – гипсового камня CaSO4*2H2O или из минерала ангидрита CaSO4, а также из отходов некоторых отраслей химической индустрии. Природный гипс содержит примеси глины, песка, известняка, колчедана. Гипсовый камень при нагревании примерно до 140 °C теряет часть воды и переходит в алебастр (полуводный гипс CaSO4*0,5H2O) в соответствии с уравнением:CaSO4*2H2O = CaSO4*0,5H2O + 1,5H2O.При замешивании с водой измельченного полуводного гипса CaSO4*0,5H2O происходит ее поглощение до состояния дигидрата CaSO4*2H2O, и масса превращается в твердое тело. Отвердевание замешанного с водой гипса сопровождается небольшим увеличением объема. Это позволяет проводить тонкое воспроизведение всех деталей лепной формы, что широко используют скульпторы и архитекторы. Для придания скульптурному изделию вида «слоновой кости» слепок пропитывают раствором парафина или стеарина в бензине. Воскообразное вещество, остающееся после испарения летучих углеводородов, заполняет поры и предохраняет гипс от атмосферных воздействий.Гипсовые изделия характеризуются сравнительно небольшой плотностью, несгораемостью и относительно невысокой теплопроводностью. Гипс является воздушно-вяжущим материалом, поэтому изделия из него не рекомендуется применять в помещении с повышенной влажностью.Пластилин представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую можно многократно использовать не размачивая. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска (натурального или минерального – озокерита), сала и других веществ, препятствующих высыханию. Служит для работы над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей. Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент. Интеллектуальная разминка1. Какими свойствами обладают гипсовые изделия? (Небольшая плотность, несгораемость, невысокая теплопроводность.)2. Почему на улицах не встречаются гипсовые скульптуры? (Гипс впитывает воду, что приводит к разрушению его структуры.)Здесь и далее ответивший правильно на вопрос разминки ученик получает жетон.Краски. Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники 20000 лет назад, не краски, а всего лишь пигменты. Любая художественная краска представляет собой комплекс.Состав красок1. Связующее вещество (растительные масла, алкидные, эпоксидные, карбамидо- и метила-миноформальдегидные, перхлорвениловые и другие смолы, клеи и др.).2. Пигменты (неорганические и органические) – нерастворимые в воде и растворителях красящие вещества.3. Наполнители – нерастворимые в растворителях, пленкообразователях, не обладающие красящей способностью; используются для придания требуемого комплекса свойств (повышенная прочность, огнестойкость, кислотостойкость и др.) и экономии пигментов.4. Растворители и разбавители (органические летучие жидкости) – для регулирования вязкости лакокрасочного материала.5. Сиккативы (соединения свинца, марганца, кобальта, железа с органическими кислотами) растворимы в растворителях; применяют для ускорения высыхания лакокрасочного покрытия.6. Ускоритель – химическое соединение, вводимое для повышения скорости отверждения синтетических лаков и красок.7. Отвердитель – химическое соединение, вводимое для получения неплавкого нерастворимого продукта; используется для полимеризации лаков, эмалей, клеев, приготовленных на синтетических смолах.8. Пластификаторы (глицерин, дибутилфталат, трикрезилфосфат, сорбит и др.) придают пленкам эластичность и мягкость.По своему происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные пигменты делят на две основные группы: минеральные и органические. В художественно-оформительских работах преимущественное применение получили минеральные пигменты. Эти вещества характеризуются рядом важных свойств: они нерастворимы в воде, масле, спирте и растертые с каким-либо связующим веществом окрашивают только поверхность материала. Классификация минеральных красителей представлена в таблице (демонстрируется на графопроекторе).На уроках химии нередко рассматривают вещества, которые используют в качестве пигментов красок. Например, оксид хрома (III) – основа для многих художественных красок.Опыт «Разложение дихромата аммония».В современной живописи часто используют бландридж – белую краску, ее пигмент – сульфат бария. Начиная с XVIII века усилиями химиков и промышленников было создано много новых великолепных пигментов. Одной из первых в этом ряду была берлинская лазурь (Дисбах, 1704).Опыт «Получение берлинской лазури».Интеллектуальная разминка1. На баночке с гуашью написано: «зелень травяная». Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски? (Соединением хрома.)2. Назовите 2-3 природных пигмента. (Индиго, марена, шафран, кошениль.)3. Какие пигменты и почему применяют при выполнении наружных художественно-оформительских работ? (Минеральные, так как они обладают большой стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздействиям.)Лак. Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч». Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Интеллектуальная разминкаМожно ли состав лака выразить химической формулой? Если можно, напишите, если нет, объясните, почему. (Нет, так как лак – это смесь различных смол.)Музыкальная пауза. Демонстрация панно.II. Учителя: Мы продолжаем наше путешествие и сейчас поговорим о разноцветье венецианского шелка. Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Подведение итогов урока Итоги интеллектуальных разминок. Рефлексивный тест. Вручение памятных сувениров. Прим. ред. Полностью сценарий и приложения к нему, а также иллюстрации публикуются на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Неорганические элементы:Задачи урока формирование знаний о культурно-историческом наследии Италии; развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, в сравнении, переносе и применении знаний и умений в новых ситуациях; формирование умения разрабатывать тематические композиции; создание мотивации к изучению предмета при обращении к жизненному опыту учащихся, раскрытии практического значения изучаемого материала; развитие образного мышления и творческой интуиции; формирование уважительного отношения к труду, к профессии.Оборудование: DVD-диск «Венеция», репродукции картин художников XVIII-XIX вв. с видами Венеции, фотографии современной Венеции, карнавальные маски, манекены с шарфами, гондола, бумажная голубка, конфетти, бенгальские огни, образцы гипса, красок, лаков, нитей искусственного шелка. Графопроектор.Данный материал могут использовать при подготовке к урокам преподаватели учебных заведений с художественным направлением.Ход занятияI. Путешествие начинаетсяУчителя: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный город Италии – Венецию и побываем с вами на карнавале.Демонстрация фильма «Венеция».Рассказ на фоне итальянской музыки: Венецианский карнавал масок – самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской комедии дель арте выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Словно яркий луч солнца, врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.Герои итальянской комедии дель арте стали главными действующими лицами венецианского карнавала в XVIII веке: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина стала эмблемой карнавала. Тогда же возникла и сегодня сохранившаяся традиция открывать карнавал, запуская с колокольни Сан-Марко привязанную к тонкой нити бумажную голубку – Коломбину, которая взрывается в полете, осыпая всех собравшихся на площади дождем из конфетти. В аудитории рассыпается конфетти. Демонстрируются маски: проходят 3-4 человека в карнавальных масках и накидках.Учителя: Но прежде чем попасть на карнавал, придется изрядно потрудиться. Процесс изготовления карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма (матрица), смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… Наши учащиеся изготовили маски без использования матричной формы по следующей технологии:1. Разработка эскиза.2. Лепка формы для изготовления маски из скульптурного пластилина.3. Смазывание формы вазелином (маслом).4. Выполнение маски в технике папье-маше.5. Подготовка поверхности готовой маски к росписи (шлифовка, грунтовка).6. Роспись маски.7. Покрытие маски лаком.Учителя: Давайте посмотрим на материалы масок глазами химиков.Гипс. (Формулы, уравнение и названия демонстрируются через графопроектор.) Матрица для изготовления масок выполняется из гипса. Гипс получают из природного минерала – гипсового камня CaSO4*2H2O или из минерала ангидрита CaSO4, а также из отходов некоторых отраслей химической индустрии. Природный гипс содержит примеси глины, песка, известняка, колчедана. Гипсовый камень при нагревании примерно до 140 °C теряет часть воды и переходит в алебастр (полуводный гипс CaSO4*0,5H2O) в соответствии с уравнением:CaSO4*2H2O = CaSO4*0,5H2O + 1,5H2O.При замешивании с водой измельченного полуводного гипса CaSO4*0,5H2O происходит ее поглощение до состояния дигидрата CaSO4*2H2O, и масса превращается в твердое тело. Отвердевание замешанного с водой гипса сопровождается небольшим увеличением объема. Это позволяет проводить тонкое воспроизведение всех деталей лепной формы, что широко используют скульпторы и архитекторы. Для придания скульптурному изделию вида «слоновой кости» слепок пропитывают раствором парафина или стеарина в бензине. Воскообразное вещество, остающееся после испарения летучих углеводородов, заполняет поры и предохраняет гипс от атмосферных воздействий.Гипсовые изделия характеризуются сравнительно небольшой плотностью, несгораемостью и относительно невысокой теплопроводностью. Гипс является воздушно-вяжущим материалом, поэтому изделия из него не рекомендуется применять в помещении с повышенной влажностью.Пластилин представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую можно многократно использовать не размачивая. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска (натурального или минерального – озокерита), сала и других веществ, препятствующих высыханию. Служит для работы над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей. Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент. Интеллектуальная разминка1. Какими свойствами обладают гипсовые изделия? (Небольшая плотность, несгораемость, невысокая теплопроводность.)2. Почему на улицах не встречаются гипсовые скульптуры? (Гипс впитывает воду, что приводит к разрушению его структуры.)Здесь и далее ответивший правильно на вопрос разминки ученик получает жетон.Краски. Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники 20000 лет назад, не краски, а всего лишь пигменты. Любая художественная краска представляет собой комплекс.Состав красок1. Связующее вещество (растительные масла, алкидные, эпоксидные, карбамидо- и метила-миноформальдегидные, перхлорвениловые и другие смолы, клеи и др.).2. Пигменты (неорганические и органические) – нерастворимые в воде и растворителях красящие вещества.3. Наполнители – нерастворимые в растворителях, пленкообразователях, не обладающие красящей способностью; используются для придания требуемого комплекса свойств (повышенная прочность, огнестойкость, кислотостойкость и др.) и экономии пигментов.4. Растворители и разбавители (органические летучие жидкости) – для регулирования вязкости лакокрасочного материала.5. Сиккативы (соединения свинца, марганца, кобальта, железа с органическими кислотами) растворимы в растворителях; применяют для ускорения высыхания лакокрасочного покрытия.6. Ускоритель – химическое соединение, вводимое для повышения скорости отверждения синтетических лаков и красок.7. Отвердитель – химическое соединение, вводимое для получения неплавкого нерастворимого продукта; используется для полимеризации лаков, эмалей, клеев, приготовленных на синтетических смолах.8. Пластификаторы (глицерин, дибутилфталат, трикрезилфосфат, сорбит и др.) придают пленкам эластичность и мягкость.По своему происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные пигменты делят на две основные группы: минеральные и органические. В художественно-оформительских работах преимущественное применение получили минеральные пигменты. Эти вещества характеризуются рядом важных свойств: они нерастворимы в воде, масле, спирте и растертые с каким-либо связующим веществом окрашивают только поверхность материала. Классификация минеральных красителей представлена в таблице (демонстрируется на графопроекторе).На уроках химии нередко рассматривают вещества, которые используют в качестве пигментов красок. Например, оксид хрома (III) – основа для многих художественных красок.Опыт «Разложение дихромата аммония».В современной живописи часто используют бландридж – белую краску, ее пигмент – сульфат бария. Начиная с XVIII века усилиями химиков и промышленников было создано много новых великолепных пигментов. Одной из первых в этом ряду была берлинская лазурь (Дисбах, 1704).Опыт «Получение берлинской лазури».Интеллектуальная разминка1. На баночке с гуашью написано: «зелень травяная». Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски? (Соединением хрома.)2. Назовите 2-3 природных пигмента. (Индиго, марена, шафран, кошениль.)3. Какие пигменты и почему применяют при выполнении наружных художественно-оформительских работ? (Минеральные, так как они обладают большой стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздействиям.)Лак. Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч». Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Интеллектуальная разминкаМожно ли состав лака выразить химической формулой? Если можно, напишите, если нет, объясните, почему. (Нет, так как лак – это смесь различных смол.)Музыкальная пауза. Демонстрация панно.II. Учителя: Мы продолжаем наше путешествие и сейчас поговорим о разноцветье венецианского шелка. Прим. ред. Эта часть сценария сокращена.Подведение итогов урока Итоги интеллектуальных разминок. Рефлексивный тест. Вручение памятных сувениров. Неорганические элементы:Прим. ред. Полностью сценарий и приложения к нему, а также иллюстрации публикуются на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии