search
main
0

Закулисье. Не утонуть бы в эмоциях

Есть в Свердловской области небольшой городок Красноуфимск: 40 тысяч жителей, 200 верст от областного центра. Есть в Красноуфимске педагогический колледж, один из двенадцати в области. В нем разгорелся нешуточный конфликт. Столкновение произошло между частью коллектива и новым руководителем. Ситуация, что и говорить, довольно типичная. Со сменой директора меняется стиль отношений в коллективе, и задачи, которые перед ним ставятся, по-разному оцениваются сотрудниками. В результате колледж покинули несколько специалистов, занимавших ведущие должности. Сейчас штат укомплектован, на место ушедших пришли другие люди. Конфликт между коллективом и новым руководителем погашен, но искры тлеют…

В «Учительскую газету» с письмом обратилась Нина Павловна Малиновцева, учитель с 40-летним стажем, отличник народного образования. В колледже заместителем директора работала ее дочь Светлана Владимировна Маркова и была вынуждена уволиться. «С первых дней назначения Н.Н. Кузьминова появился девиз: «Новый директор – новая команда». Началась политика выживания неугодных с использованием разных средств. «Опальным» становилось невозможно выполнять свои обязанности. Ситуация еще больше накалилась, когда в ОБЭП на Кузьминова поступило заявление о финансовых нарушениях. Начались разборки, кто написал заявление, под подозрение попали в первую очередь «опальные» педагоги. Защищались как могли: кто-то обращался в прокуратуру, кто-то в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, писали письма президенту, лидерам политических партий. Начались массовые увольнения. Так, ушли директор и заместитель директора базовой школы педколледжа, заведующая педагогической практикой студентов; педагоги-психологи и другие. Учреждение лишилось профессионалов, работников ответственных и добросовестных». Светлана Владимировна Маркова оказалась в числе тех, кто не вписался в новую команду. Претензий у нее к «новичку» немало. Нового не привносил, а то, что было создано до него, не ценил. Те сотрудники, кто по-прежнему работает в колледже, боятся ему перечить. «Меня осуждают за то, что ушла, не вытерпела, нужно было бороться», – сетует теперь правая рука бывшего директора. Николай Николаевич Кузьминов, заняв пост руководителя, выделил для себя приоритетную задачу – создание здоровой атмосферы в коллективе. Сейчас, по его мнению,  в колледже обстановка спокойная, деловая. Полтора года он пытался наладить отношения с той частью сотрудников колледжа, которая ему противодействовала. «Но у нас оказались разные цели и разные способы их достижения. Эти люди привыкли занимать позицию «над» остальным коллективом, они желали себе больших преференций, более высокого заработка. Любое замечание и требование воспринималось критически, просьбы – как мои личные. Я по натуре трудоголик и от коллег жду того же, что не всем нравится. Велась настоящая «подрывная работа»: писали жалобы (факты, на которые ссылались их авторы, не подтвердились, в том числе заявление в ОБЭП), ситуация обрастала слухами, сплетнями. Я не ставил задачу менять команду, специально коллектив ни от кого не «очищал». Несколько человек уволились по собственному желанию, на их место приняты другие специалисты, не ниже по профессиональному уровню. Сейчас, я считаю, в колледже порядок». На столе перед Михаилом Геннадьевичем Корягиным, главным специалистом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, лежит толстая папка, в которой собраны письма как «против», так и «за». В защиту нового директора – больше. Когда закончился контракт министерства с прежним директором Красноуфимского педагогического колледжа и шел просмотр кандидатур, взгляд учредителя не случайно упал на Николая Николаевича Кузьминова. Он после педвуза учился в аспирантуре в Москве, защитил кандидатскую диссертацию. Затем вернулся домой, желая в том числе продолжать научную деятельность. Человек с практическим опытом и ученой степенью не мог быть не замечен. Михаил Геннадьевич делится собственными наблюдениями: «По большому счету всех руководителей можно разделить на три группы. Есть руководители, сильные администраторы, управленцы, они выстраивают процесс с точки зрения менеджмента, но содержание перегружается на заместителей. Есть руководители, которые обладают собственным пониманием учебного процесса, их интересуют технологии, методики преподавания, но в организационной деятельности они менее активны и успешны. Есть, наконец, золотая середина, которая умеет талантливо администрировать и находится в курсе содержательных задач. Не у всех получается это соединение. Кузьминов вышел из заместителей. Он большое внимание уделяет содержанию образования, он увлечен наукой. Организационные вопросы, возможно, не самая сильная его сторона». Учредитель оценивает деятельность руководителя прежде всего по результатам работы учебного заведения, которое он возглавляет. Влияние конфликта на производственные результаты не наблюдается: показатели работы колледжа не снизились. Была проанализирована кадровая ситуация за три года до назначения Кузьминова и после: всплеска увольнений нет, текучесть кадров в прежнем размере. Коллектив участвует в областных мероприятиях, например, в конкурсе педагогов продемонстрировал слаженность и хороший настрой. За ситуацией в Красноуфимском педагогическом колледже сотрудники министерства наблюдают внимательно. Корягин несколько раз выезжал туда, беседовал с участниками конфликта. Может быть, все объясняется житейской поговоркой «новая метла по-новому метет»? «Руководитель любого уровня силен не сам по себе, а тем окружением, которое вокруг него создается, особенно важно «первое кольцо», круг заместителей, единомышленников, которые должны понимать начальника с полуслова», – рассуждает Михаил Геннадьевич. Если «в круге первом» возникает напряжение, то хорошего результата быть не может. «У министерства достаточно административно-правовых рычагов, чтобы регламентировать эту и подобные ситуации с правовой точки зрения, но нужны основания. Здесь их нет, нарушений трудового законодательства не выявлено. Тут многое замешано на эмоциях». Эмоции в этой ситуации взяли верх с обеих сторон. Слов – острых, негодующих, обвинительных – было много, но когда дело доходило до доказательной базы, обе стороны пасовали. Факты, которые можно было бы рассматривать как реальные аргументы, представлены не были. Ситуация напряжения, возникающая с приходом в сложившийся коллектив нового человека, очень распространена, к сожалению. Психолог Ирина Евгеньевна Черкасова много лет работает в сфере образования, проводит групповые тренинги, направленные на установление контакта между разными составляющими коллектива. Существует определенный психологический феномен, поясняет она. Стабильный коллектив любого нового человека скрыто или явно встречает в штыки, особенно если это начальник, назначенный сверху. Руководитель должен понимать, что каким бы замечательным он ни был, сколько заслуг до этого момента не имел, сейчас он находится на нулевой отметке – никто его любить и жаловать не обязан. Первое, что необходимо сделать, – это наладить контакт. Руководитель должен присоединиться к коллективу, а не присоединить коллектив к себе. Узнать в первую очередь, что волнует тех, кто работает здесь долго, чего вообще ждут от него учителя, надо выйти на личностный уровень общения. Элементарный круглый стол помогает решить проблему вхождения в коллектив. Главное – «снять крылья» прежних заслуг и вызвать у людей доверие. Причем сделать это никогда не поздно. Если же такой шаг был проигнорирован, начинается «закулисье», конфронтация, от которой никто не выигрывает. А каждому члену коллектива необходимо честно спросить себя: что для меня важно, на какие цели настроен. Если эти цели выше личностных амбиций, такой работник способен принять любого руководителя и превосходно выполнять свои обязанности при любой внешней обстановке. Но бывает и другое: смена начальника провоцирует смену места работы. В этом случае новый руководитель становится лакмусовой бумажкой для коллектива. Уходят чаще всего те, кто внутренне уже был готов уйти. Есть такой психологический тезис: если хочешь понять коллектив, введи в него нового человека. И все-таки на руководителе по определению лежит большая ответственность, чем на подчиненных. Даже если ты трижды прав, но у тебя в коллективе возникла нездоровая атмосфера, ты должен в этом разобраться, не обвиняя тех, кто думает иначе, а пытаясь наладить диалог. В конце концов, именно директор отвечает и за то, чтобы сотрудники ходили на работу с удовольствием, а не скрепя сердце. Красноуфимск, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте