search
main
0

Закрывать или не закрывать? Вот в чем вопрос, когда власти решают судьбу сельской школы

Профсоюз добился возвращения школы на государственный уровень. Как известно, зарплаты учителям и средства на учебные расходы решено выплачивать из бюджетов субъектов Федерации. Регионам предложили рассчитать размер субвенций для муниципалитетов по примерной схеме, рекомендованной Министерством образования и Минфином. И тут грянул гром: после всех этих расчетов оказалось, что денег не хватает. Регионы в этой ситуации поступили по-разному. Например, власти Пензенской области пригласили на помощь Фонд «Институт экономики города» и, разработав методику расчета субвенций, закрепили ее областным законом. С этого момента ни одна школа уже не могла сказать, что ей дали денег меньше, чем положено по закону, а соседке – больше. Но некоторые регионы, вместо того чтобы заимствовать положительный опыт, выбрали очень оригинальный путь – вспомнили о том, что федеральный центр призывал к реструктуризации, то бишь к сокращению сельских школ, и решили таким образом компенсировать недостаток средств. Среди них оказалась и Смоленская область. Свой закон о бюджете, по мнению специалистов, она приняла с грубейшим нарушением Федерального закона №123 от 7 июля 2003 года.

Согласно ему на региональные власти возложено «финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования» путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов).

Предусмотренные же в бюджете Смоленской области субвенции не гарантировали обеспечение прав граждан на получение общедоступного бесплатного образования. Короче, денег школам было выделено меньше, чем надо.

Возник любимый российский вопрос: что делать? И чиновники дали на него весьма своеобразный ответ. Не ставя в известность губернатора Виктора Маслова (и тем самым нанося серьезный удар по его авторитету), они решили действовать самостоятельно и наметили планы преобразований. Эти планы предполагали переход на новые нормы наполняемости класс-комплектов, на пятидневную рабочую неделю, ликвидацию групп продленного дня и отказ от работы по эксперименту.

В числе первых о грядущих изменениях узнал обком профсоюза работников народного образования и науки, который сразу усмотрел нарушение действующего законодательства, а также главы районных администраций, которым региональные чиновники предложили все придуманное реализовывать.

К чести глав администраций, надо отметить, что мыслили они по-государственному, исходя из потребностей граждан, заинтересованных в работе сельских школ, а не в их ликвидации, а потому исполнять решения чиновников не торопились. Более того, они пытались доказать, что решения были приняты неправильно, без учета реальной ситуации.

Обком профсоюза действовал в своем направлении. Губернатору Виктору Маслову и председателю областной Думы Владимиру Анисимову была направлена аналитическая записка, в которой ситуация, сложившаяся в регионе, получила точную оценку.

Не превышайте

скорость при

реформировании

Предлагаемые меры по сокращению 759 ставок педагогических работников могли дать экономию в 11154,4 тысячи рублей. Остальные 28713,1 тыс. «повисали» тяжким грузом на муниципальных бюджетах. Сразу стало ясно, что денег на выплату зарплаты в полном объеме и компенсаций на книгоиздательскую продукцию не хватает в двух районах – Дорогобужском и Демидовском. А еще в семи районах и самом Смоленске стало недоставать средств на приобретение горюче-смазочных материалов, учебников, технических средств обучения, на реализацию мер противопожарной безопасности.

За годы перестройки педагоги области привыкли к нехватке денег, но на этот раз она сопровождалась требованиями о реорганизации и закрытии свыше 40 сельских школ. Нерентабельны, мол, малые школы, а потому нечего им «проедать» областной бюджет. Это могло привести к сокращению 1300 ставок педагогических работников, снижению и без того нищенской зарплаты 2500 учителей, к оттоку наиболее квалифицированных специалистов, к миграции сельского населения.

Самое интересное, что область собиралась сокращать дополнительные ставки и льготы учителям, которые были введены после упорной 9-летней борьбы за выполнение действующего законодательства, которую вели работники образования. Причем боролись они не столько за себя, сколько за права детей, стремясь улучшить учебно-воспитательный процесс. Все завоевания один закон о бюджете Смоленской области сразу свел на нет.

Кстати, педагоги прекрасно понимают, что нынешняя демографическая ситуация заставляет закрывать или реорганизовывать сельские школы. Учителей сокращали, но делали это по закону, с предоставлением всех положенных компенсаций и льгот. Но на этот раз с педагогами (да и с детьми тоже) поступали не по-человечески: чиновники хотели быстренько, за неполный год, разрушить сложившуюся систему образования. Как можно было при дефиците средств в бюджете создать условия для подвоза детей в остающиеся школы, купить автобусы, оборудовать пришкольные интернаты в укрупненных центрах? Чиновники пытались создать впечатление, что на все это деньги есть, но это было неправдой. Все в области знали, что денег не хватает даже на питание ребят, проживающих в интернатных учреждениях, на приобретение им одежды и обуви, что студентам педагогического колледжа не выплачена дотация на питание за ноябрь и декабрь 2003 года, а отдельным группам – за октябрь.

Обком действует

Еще 9 февраля 2004 года президиум Смоленского обкома профсоюза постановил:

– утвердить требования к администрации области и депутатам областной Думы;

– провести собрания в трудовых коллективах учреждений образования, направить замечания и предложения губернатору Виктору Маслову, депутатам областной Думы, главам администраций городов и районов;

– в случае невыполнения требований президиума обкома профсоюза призвать коллективы образовательных учреждений к участию в акциях протеста, в пикетировании здания областной администрации и областной Думы;

– обратиться в Генеральную прокуратуру с запросом о правомерности действий администрации Смоленской области при формировании бюджета в связи с нарушением ФЗ № 123.

Требования президиума обкома Профсоюза работников народного образования и науки к администрации Смоленской области, депутатам Смоленской областной Думы:

1. Рассмотреть вопрос о тяжелом положении работников образования Смоленской области в связи с нарушением Федерального закона от 07.07.2003 г. № 123-ФЗ при принятии закона Смоленской области о бюджете на 2004 год на заседании областной Думы и увеличить финансирование на нужды образования в соответствии с потребностями районов (городов) по действующей сети общеобразовательных учреждений на 01.01.2004 г.

2. При проведении реструктуризации сети образовательных учреждений области строго руководствоваться Трудовым кодексом РФ, законами РФ «Об образовании» и «О социальном развитии села», Смоленским областным трехсторонним соглашением и другими законодательными актами.

3. Обеспечить трудоустройство, организовать переобучение высвобождаемых работников, способствовать получению ими второй профессии в службе занятости согласно п. 2.3.4 регионального трехстороннего соглашения.

4. Создать условия для выполнения государственных гарантий получения образования детьми работников образовательных учреждений и других граждан Смоленской области в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка.

5. Выделить средства в соответствии с законодательством на приобретение автобусов для доставки детей в школы, расположенные на расстоянии свыше трех километров, на обеспечение их квалифицированными водителями, горюче-смазочными материалами, своевременным ремонтом и запчастями, обеспечить безопасность их передвижения.

6. В случае необходимости доставки детей на расстояние свыше 15 километров создать и оборудовать в соответствии с требованиями санитарных правил РФ пришкольные интернаты, обеспечить их штатами, организовать питание и оздоровление детей, что обеспечит возможность трудоустройства высвобождаемых работников.

7. Предложить администрации области, депутатам областной Думы провести встречу с профактивом Смоленской областной организации, обсудить ситуацию для поиска путей выхода из создавшегося положения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте